Социальные группы и их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером таких сообществ могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «социальная группа»
2. Классификация социальных групп:
а) разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида;
б) группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами:
б1) первичные и вторичные группы;
б2) малые и большие группы
3. Заключение
4. Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

КР по социологии.docx

— 77.52 Кб (Скачать файл)

Малая группа может быть как первичной, так  и вторичной в зависимости  от того, какой тип взаимоотношений  существует между ее членами. Что  касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р.Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками. Ниже в качестве примера приведены различия в некоторых из этих характеристик.

Малые группы имеют:

    1. не ориентированные на групповые цели действия;
    2. групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля;
    3. конформизм к групповым нормам.

Большие группы имеют:

    1. рациональные целеориентированные действия;
    2. групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;
    3. конформизм к политике, проводимой активной частью группы.

Таким образом, чаще всего малые группы в своей  постоянной деятельности не ориентируются  на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших  групп рационализирована в такой  степени, что потеря цели чаще всего  приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает  такое средство контроля и осуществления  совместной деятельности, как групповое мнение. Большие группы в силу отсутствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2.

 

1. Предпосылки  возникновения социологии как  науки. 
2. Определение понятий "объект" и "предмет" науки. Объект и предмет социологии. Понятие социального. 
3. Структура социологии, связь теоретического и эмпирического в социологии. 
4. Основные функции социологии. 
5. Взаимосвязь социологии с другими науками.

 

Социология — это наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин "социология", образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Первоначально, в момент своего появления, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил развития общества. Она касалась проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковалась политология, правоведение, религиоведение, культурология и ряд других наук.

Следует обратить внимание, что существуют различные точки зрения на вопрос о времени и месте возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение социологии к античности, другие к XVII – XVIII вв., третьи – к XIX в., а четвертые – лишь к XX столетию. Предыстория социологии – это процесс формирования представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности. Какое-то представление об обществе существовало всегда, столько же, сколько существует само общество. Обнаружение социальной реальности – это не событие, это длительный многовековой процесс. Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социального. Согласно одной из них – общество – это естественное образование, человек – существо по природе и изначально социальное. Согласно другой – общество – это искусственное образование, человек – существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое.

Сам термин "социология" впервые  был употреблен О. Контом (1798-1857 гг.) в 1839 г. и буквально означает "учение (наука) об обществе".

Как и любая другая наука, социология не возникла на пустом месте. К середине XIX века преимущественно в странах  Западной Европы сложились определенные предпосылки к возникновению  этой науки. Все "обстоятельства" возникновения новой научной  дисциплины – социологии – можно  объединить в две большие группы.

1. Социальные обстоятельства. Социология возникла в ответ на потребности формирующегося гражданского общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека. Привычный порядок феодально-абсолютистского строя с тотальным контролем всех сфер жизни начал сменятся другим, провозгласившим всеобщее равенство, духовную, экономическую и политическую независимость граждан. В таких условиях возникает массовая потребность в знании, ориентированном на точное и глубокое описание реальных социальных явлений и процессов.

а) Свободная конкуренция в экономике, политике и других сферах общественной жизни вынуждала политиков и  предпринимателей опираться на знания конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей.

б) Усугубляется процесс дифференциации людей, т.е. возникает необходимость  рассматривать общество как неоднородную и многоплановую систему.

2. Научно-теоретические предпосылки. В Новое время уже сформировалась модель достоверного, экспериментально доказанного и практически применимого знания, а не просто абстрактных представлений и предположений. Еще задолго до возникновения социологии естествоиспытатели (Лаплас, Галилей) пытались применить естественные методы к социальным явлениям. Утверждается примат науки, формируется представление о том, что освоены инструменты решения любой проблемы.

Социология – это продукт Европы Нового времени. По мнению О. Конта, социология должна была преодолеть умозрительность философского метода, опираясь только на наблюдаемые, фиксируемые и повторяющиеся явления и тенденции. Социология "питалась" верой в силу науки и прогресса.

Несмотря на то, что объектом социологического познания является общество, оно же — общество — является объектом всех гуманитарных и общественных наук. Поэтому при определении статуса социологии надо обратиться к предмету этой науки.

Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследования, что, противостоит ему в качестве объективной реальности. Объект это отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством. Каждая наука отличается от другой своим предметом. Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже в одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта.

Предмет науки не может быть тождественен объекту, который она изучает. Предмет науки – есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Абстрагирование такого рода определяет ту часть социальной реальности, на которую направлена деятельность социолога.

Одна из причин, обусловившая такое  позднее отпочкование социологии от других наук – неопределенность ее предмета. Существуют различные точки  зрения на предмет социологии:

1. Социология – наука о межличностном  взаимодействии.

2. Социология должна изучать  общество в его целостности. 

3. Это наука о социальных иерархиях,  поддерживающих их институтов  и поведение людей в них. 

Можно принять следующую точку  зрения: предмет социологии – совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Любая система общественных отношений (экономическая, культурная) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой социальный аспект.

Подводя итог выше изложенному, можно дать следующее определение социологии.

             Социология — наука об общих и специфических социальных законах, о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.

В социологии принято выделять три уровня знания:

1. Общесоциологические теории. Всеохватывающие теоретические конструкции образуют высший уровень социологического знания. Признаки таких теорий:

а) определяют общий подход исследователь  к изучению социальных явлений.

б) обуславливают направленность научного поиска и интерпретацию эмпирических фактов.

В рамках общесоциологических парадигм описывается теоретическая модель общественной жизни как целостности. В современной социологии существует насколько теорий, пытающихся дать целостное описание общества (структурно-функциональный анализ, теория конфликтов, феноменология).

2. Теории среднего уровня – это осмысление какой-либо социальной подсистемы на базе конкретных эмпирических фактов. В настоящий момент практически все значимые социальные подсистемы описываются соответствующей социологической теорией (социология религии, экономическая социология, социология медицины, социология языка). Признаки теорий среднего уровня:

1) широкая опора на эмпирическую  базу по соответствующей проблеме;

2) теоретическое описание изучаемой  социальной подсистемы на основе  обобщения эмпирических данных;

3) описание теоретической модели  изучаемой подсистемы в рамках  той или иной всеохватывающей  теории общества;

4) теории среднего уровня –  теоретическая база соответствующих  социологических исследований.

3. Уровень конкретно-социологических исследований. Главная цель таких исследований – добыча конкретных фактов, их описание, классификация и интерпретация.

Все три уровня социологического знания тесно связаны между собой. Структура  социологического знания может быть представлена и таким образом:

1. Методология науки — общенаучная и частнонаучная. Общенаучная относится к социологии в целом. Частнонаучная относится к отдельным разделам социологии.

2. Знание о предмете: теоретическое и эмпирическое знание. Теоретическое: социологические теории, гипотезы, типологии. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации.

3. Методы: общенаучные (например, математический метод) и собственно социологические (например, опрос).

4. Исследования (социологические, комплексные; фундаментальные и прикладные).

Говоря о внутренней организации  социологического знания, можно выделить прикладные и фундаментальные исследования. Цель прикладных исследований – дать конкретное знание о состоянии дел  в той или иной области социальной жизни, разработать рекомендации к  конкретным проблемам. Исследователь  в данном случае отвечает на вопрос: "Для чего познается?".

Цель фундаментальных исследований – выявить важнейшие тенденции  в развитии социальной жизни, отдельных  ее сфер. Фундаментальные исследования отвечают на два основных вопроса: "Что  познается?" и "Как познается?".

Разделение на фундаментальные  и прикладные теории условно, т. к. каждая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение  и научных, и практических задач.

Теория и эмпирия – два  основных элемента современного социологического знания. Эмпирические исследования начали развиваться с XVII – XVIII вв. Сторонники эмпирии активно занимались прикладными  социологическими исследованиями. Все, что не подтверждено конкретными  фактами, для них являлось выдумками  теоретиков. Сторонники эмпирического  подхода совершенствовали методы социологии. Сторонники теоретического направления  считали, что факты, отобранные даже самым строгим образом – это  всего лишь статистика. Лишь теоретическая  модель способна логически объединить эти факты, дать им смысловое объяснение, за обычным фактом выявить целостное  социальное явление.

В реальности теория и эмпирия тесно  взаимосвязаны. Эмпирия – мир  внешних явлений. Теория – маяк эмпирических исследований. Эмпирические исследования обеспечивают основу теоретического поиска. Социологическая теория только тогда  выступает как реальное знание, когда  получает обоснование.

Социология как самостоятельная  отрасль знаний реализует все  присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.

Основная функция социологии —  теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Теоретико-познавательная, критическая  функция, естественно, состоит в  том, что социология накапливает  знания, систематизирует их, стремится  составить наиболее полную картину  социальных отношений и процессов  в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные  знания об основных социальных проблемах  развития современного общества.

Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических  записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются  попытки воссоздать идеальную картину  социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы.

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз  опирается на вскрытую тенденцию  развития социального явления, а  также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе  воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный  вид научного исследования. Поэтому  в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные  прогнозы.

Информация о работе Социальные группы и их классификации