Социальные и психологические факторы формирования агрессии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Отклоняющееся поведение имеет сложную неравномерную структуру и изучение её потребует реализации комплексного системного подхода. Под системным подходом подразумевается:
1. выявление неблагоприятных факторов развития агрессивного поведения;
2. применение сравнительного анализа и сопоставление условий благоприятного социального развития с неблагоприятным;
3. реализация коррекционных подходов и программ, которые не позволяют замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, предполагает использование достижения таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ….…………………
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРЕЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.……………………………………….
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….........
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................

Файлы: 1 файл

Курсовая Агрессивность подростков психология.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Зарегистрировано  «___»_____20___г.

________ __________________________

Подпись       (расшифровка подписи)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ  И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ

 

 

Курсовая работа студентки

заочного отделения 2 курса 181151 группы

Товмач Дианы Рефовны

 

 

Научный руководитель

старший преподаватель 

 Худокормова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   

стр.

     

ВВЕДЕНИЕ

……………………………………………….................

3

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ….…………………

 

8

РАЗДЕЛ II.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРЕЕКЦИИ  АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.……………………………………….

 

 

 

19

РАЗДЕЛ III.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………

 

 

 

26

Заключение

…………………………………………………….........

33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

.......................................

35

     

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Разрушение старой системы ценностей и стереотипов, которая регулировала отношения личности с обществом, снижение жизненного уровня в стране, спад производства – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

Актуальность раскрытия темы диктуется повышенной тревогой общества к одной из острейших проблем – проблеме агрессивного поведения. Она остаётся актуальной на протяжении всего существования человечества, в связи с её распространённостью и дестабилизирующим влиянием  на подростков.

Современный подросток живёт в  мире достаточно сложном по своему содержанию. Это связано, во-первых, с ускорением развития научно-технического прогресса. Во-вторых, средства массового  теле- и радиовещания обрушивают на подростка огромное количество негативной информации, которая отрицательно воздействует на сознание подрастающего поколения, у которого ещё не выработано чёткая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экологическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с нарушениями  в поведении, проявляющихся в  асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, хулиганство, вандализм, нарушение  общественного порядка и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Резко возросла преступность среди молодёжи.

Профессиональный интерес педагогов  и психологов (воспитателей) к различным  проявлениям агрессивного поведения  весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют огромное количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране накоплен огромный опыт по коррекции и профилактике агрессии, а также проведён ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению отклонений в поведении.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения подростков. В профилактике агрессии имеется  ряд неотложных задач, требующих своего решения.

Отклоняющееся поведение имеет  сложную неравномерную структуру  и изучение её потребует реализации комплексного системного подхода. Под  системным подходом подразумевается:

  1. выявление неблагоприятных факторов развития агрессивного поведения;
  2. применение сравнительного анализа и сопоставление условий благоприятного социального развития с неблагоприятным;
  3. реализация коррекционных подходов и программ, которые не позволяют замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, предполагает использование достижения таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Таким образом, профилактика агрессивного поведения будет наиболее эффективной, если использовать указанный метод  системного подхода в едином комплексе.

Степень научной разработанности проблемы.

Возникший в последние  годы интерес к изучению подростковой агрессивности является определенной реакцией научного сообщества на рост конфликтов, насилия, с которыми сегодня  столкнулось человечество (Г.М. Андреева, С.Беличева, Р.Бэрон, СВ. Еникополов, В.В. Знаков, Н.Д. Левитов, А.А Реан, Д.Ричардсон, Э.Фромм, Х.Хекхаузен и др.)1.

В исследованиях  отечественных ученых Л.И Божович, Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, Л. М. Зюбина, И.С.Кона, А.Е Личко, Л.С. Славиной; Л.Ф.Обуховой, Д.Б Эльконина, Д.И Фельдштейна и других поднимается вопрос формирования и развития личности подростка2.

Однако многоплановое психологическое  исследование проблемы агрессивности  в отечественной психологии, в  отличие от западной (Allport; Bandura A., 1950; Walter R., 1959; Berkowits Z., 1962; Buss A., 1961; Lorens K., 1967; Richard C, Walters R., Murray Braun, 1948; Kaufmann, 1965)3, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии (агрессивного поведения) привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, СВ. Еникополова, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитова, Е.В. Романина, СЕ. Рощина, Т.Г. Румянцевой, А.А.Реана, Е.Е.Копченовой, Н.И.Корытченковой, Л.М.Чепелевой, Т.В.Слотиной и др.)4.

Многочисленные исследования агрессивности обнаруживают отсутствие единственного источника агрессивных наклонностей человека, как и одного пути развития агрессивного характера.

Проблема исследования обусловлена противоречием между недостаточной теоретической разработанностью факторов формирования агрессии у подростков с одной стороны, и потребностью в комплексной профилактической и психокоррекционной работе с агрессивными подростками, с другой.

Объект исследования - агрессия у подростков.

Предмет исследования – социальные  и психологические факторы формирования агрессии у подростков.

Целью исследования выявить условия для раскрытия причин и факторов формирования агрессии.

Для достижения цели, выделяются следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы исследования агрессии у подростков.
  2. Проанализировать организацию профилактической работы по коррекции агрессивности у подростков.
  3. Разработать пути совершенствования профилактической и психокоррекционной работе с агрессивными подростками.

Теоретико-методологической основой курсового исследования составили:  зарубежные теории о природе и механизмах агрессии: (А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, К. Левин, К. Лоренц, Н. Миллер, А. Налчаджян, З. Фрейд, И.А. Фурманов)5; концепции агрессии отечественных ученых: (С.В. Ениколопов, Н.Д. Левитов, А.А. Можгинский, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, Л.С. Славина, Д.И. Фельдштейн)6; теории психического развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин)7.

Эмпирической базой  курсового исследования являются нормативно-правовые акты, целевые программы федерального и регионального уровня, материалы государственной, региональной и отраслевой статистики.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 

В обыденном языке слово  «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Различение агрессивных и неагрессивных действий путем описания соответствующих поведенческих актов имеет мало смысла. Так, нарушение целостности тела в случае хирургического вмешательства не представляет собой агрессии, однако оно является ею в случае нападения с ножом в руках.

Склонность человека к агрессивным  действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный  «инстинкт агрессивности»8. В переписке с А. Эйнштейном о возможностях предотвращения войн З.Фрейд9 указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Благодаря общественному прогрессу разрушительному стремлению можно только придать безобидные формы разрядки.

Аналогичного понимания агрессии придерживался К.Лоренц10. По его мнению, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится (в частности, у некоторых видов животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида).

Новый взгляд на истоки и причины  агрессивного поведения связан с  теорией фрустрации. Согласно этой теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Однако в приведенной выше формулировке оба эти постулата не подтвердились. Не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации, в частности, с фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии. И не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии, например, этого не происходит, если подвергшийся фрустрации человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную.

Еще одна точка зрения на происхождение  агрессивного поведения была представлена в теории социального научения Л.Берковитц11. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо соблюсти два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

  1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
  2. Наличие фрустрации.
  3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
  4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию12.

Отечественные исследователи понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и  правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности и т.д.).

При этом агрессивные действия выступают:

  • в качестве средства достижения значимой цели
  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении13.

Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих  место в действительности или  проявляющиеся в фантазиях. Лица, отличающиеся высокой агрессивностью, ведут себя подобным образом в  различных ситуациях по отношению к большинству людей и различных социальных объектов. Агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряжения, не всегда адекватны ситуации14.

Информация о работе Социальные и психологические факторы формирования агрессии у подростков