Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа
Отклоняющееся поведение имеет сложную неравномерную структуру и изучение её потребует реализации комплексного системного подхода. Под системным подходом подразумевается:
1. выявление неблагоприятных факторов развития агрессивного поведения;
2. применение сравнительного анализа и сопоставление условий благоприятного социального развития с неблагоприятным;
3. реализация коррекционных подходов и программ, которые не позволяют замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, предполагает использование достижения таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ….…………………
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРЕЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.……………………………………….
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….........
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................
«Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов». У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений15».
В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на два типа:
В отечественной психологии существует
несколько типов классификаций.
Некоторые исследователи
Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А.Невский16 различают трудных подростков:
С.А. Беличева17 выделяет три группы:
Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк18 на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:
Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.
Агрессивное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания.
В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление агрессивного поведения, можно выделить такие, как:
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной), воспитания, собственной практической деятельности человека.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
Одной из наиболее важных проблем является научение агрессивному поведению. На первом месте здесь стоит влияние взаимоотношений родителей, ссоры и драки между ними, а также агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.
Результаты исследований позволяют утверждать, что влияние отца и матери на агрессивность у мальчиков связано с различными факторами. Так, отцы агрессивных детей характеризуются значительной агрессивностью по отношению к окружающим их лицам (как к родственникам, так и к посторонним), часто применяют физические наказания по отношению к сыновьям. У матерей фактором, наиболее влияющим на агрессивность детей, является терпимость к их агрессивному поведению23. На основании приведенных выше результатов исследований генезиса агрессивности можно сделать следующие выводы, касающиеся влияния семьи на агрессивность:
Другой важной проблемой является воздействие СМИ, в первую очередь кино и телевидения, на агрессивное поведение.
Можно выделить четыре основных круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий на кино- и телеэкране.
1. Эффект научения. Проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми и подростками сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидение, видео) Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством массовых коммуникаций?
2. Эмоциональное следствие. Ведет ли повторение сцен насилия средствами массовой коммуникации к снижению эмоциональной чувствительности к насилию?
Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?
3. Проблема катарсиса. Ведет ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису – истощению агрессивной энергии? Ведет ли к катарсису наблюдение боли, ужаса, страданий?
4. Проблема условий. Имеются ли какие-либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилению агрессии?24
Первую объясняющую модель можно условно назвать «способствующей». Среди исследователей, разделяющих данную модель, существуют разногласия по вопросу о том, какие психологические механизмы и процессы способствуют тому, что просмотр сцен насилия облегчает (повышает вероятность) реальное агрессивное поведение. Одни авторы акцентируют роль обучающе-моделирующих процессов, другие – «ключевого» процесса, когда реальное агрессивное поведение вызывается «ключевыми» стимулами, совпадающими с виденными ранее в кино и по телевидению; третьи подчеркивают то, что наблюдаемая в фильмах агрессия становится узаконенной.
Вторую модель, существенно отличающуюся от первой, активно разрабатывают С. Фешбах и Д. Сингер25. Ее можно назвать «моделью катарсиса». Центральным постулатом данного исследования является наличие у каждого индивида врожденного агрессивного влечения, которое варьируется лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в актах насилия. Фешбах утверждает, что «врожденная агрессивная фантазия служит способом контроля над открытым выражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внутренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели».
Третья объяснительная модель – «возбуждающая», основывается на работах С. Шехтера и других психологов, которые показали, что если некоторой возбуждающей процедурой вызывается усиление какого-либо влечения, то индивид объясняет это возбуждение определенными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодействие между физиологическим состоянием и когнитивными процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией:
а) эмоциональное
возбуждение, которое зависит от
контекста наблюдаемой
б) возбуждение, связанное с неопределенностью стимулов.
Таким образом, можно сделать вывод, что агрессия приобретается за счёт биологических факторов: гормоны, нервная система; научения (например, непосредственный опыт, наблюдение).
В то же время, агрессия провоцируется:
Кроме того, СМИ активно воздействуют на агрессивное поведение подростков, с их помощью у молодёжи могут формироваться такие способствующие насильственным, агрессивным действиям факторы, как предубеждение, враждебность, подозрительность и т.д.
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРЕЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком.
При попытке психологической
Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом - активно подключаться к игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которой лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы26.
Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.
Первый уровень - переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки.
Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на психо-коррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.
Информация о работе Социальные и психологические факторы формирования агрессии у подростков