Социальные и психологические факторы формирования агрессии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Отклоняющееся поведение имеет сложную неравномерную структуру и изучение её потребует реализации комплексного системного подхода. Под системным подходом подразумевается:
1. выявление неблагоприятных факторов развития агрессивного поведения;
2. применение сравнительного анализа и сопоставление условий благоприятного социального развития с неблагоприятным;
3. реализация коррекционных подходов и программ, которые не позволяют замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, предполагает использование достижения таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ….…………………
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРЕЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.……………………………………….
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….........
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................

Файлы: 1 файл

Курсовая Агрессивность подростков психология.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, то необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания27.

И.А. Фурманов28 предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистические наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются «мимозоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.

Таким образом, агрессивных  детей можно разделить на две  большие когорты: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения.

Составление и  реализация психокоррекционных программ опирается в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию психолога, особенности группы и ее участников и другие параметры, о которых упоминалось ранее. Например, И.А.Фурманов29 представляет программу комплексной коррекции, включающую три блока: «Тренинг модификации поведения», «Тренинг эффективности родителей», «Тренинг психологической компетентности учителя.

1-й блок. Коррекционный блок для агрессивных подростков представляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения; внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего30.

2-й блок. Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

3-й блок. Третья программа имеет целью информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обучения эффективным способам взаимодействия с ними средствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия31.

Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками  должен строиться, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности. Во-вторых, учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-третьих, психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний32.

Таким образом, основной акцент следует  делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Особое место в коррекционной  работе следует уделять формированию круга интересов подростка также  на основе особенностей его характера  и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка -  «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

«Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами»33.

Д.И. Фельдштейн34 выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью.

Таким образом, для организации  профилактической и коррекционной  работы с агрессивной молодежью  необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль.

При условии последовательности, постепенности  приобщения агрессивных подростков к различным видам социально  признаваемой деятельности - трудовой, спортивной, художественной, организаторской  и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

Исходя из того, что развитие ребёнка  осуществляется в деятельности, а  подросток стремится к утверждению  себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых35.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРЕЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.

Коррекционная работа с подростком должна строиться не как простая  тренировка умений и навыков, не как  отдельные упражнения по совершенствованию  психологической деятельности, а  как целостная осмысленная деятельность. При этом необходимо проводить коррекционную работу как с самим подростком по изменению его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится подросток. Важно, чтобы психологическая коррекция подростков носила опережающий, предвосхищающий характер.

 При разработке стратегических  основ психологической коррекции  необходимо ориентироваться на  перспективу развития.

В практике психокоррекционной работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная.

Общая модель коррекции — это  система оптимального возрастного  развития личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно-стимулирующий  режим для подростка, соответствующее  распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности подростка в школе, в семье и в других группах.

Типовая модель коррекции основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных  методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Индивидуальная модель коррекции  ориентирована на коррекцию различных  нарушений у подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.

Все эти три модели тесно связаны  и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая модель психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с подростком, типовая модель — на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивидуальная модель — на коррекцию недостатков в развитии подростка с учетом его индивидуально-психологических особенностей. При этом необходимо учитывать следующие методические требования:

  • четко сформулировать основные цели психокоррекционной работы;
  • выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;
  • определить содержание коррекционных занятий с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка, развития ведущего вида деятельности;
  • определить форму работы с подростком (групповая, семейная, индивидуальная);
  • отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей подростка;
  • запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;
  • разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;
  • подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.

Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростка осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

  • диагностический;
  • коррекционный;
  • оценочный;
  • прогностический.

В диагностический блок входят диагностика психического развития подростка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития подростка включает в себя:

  • всестороннее изучение личности;
  • анализ мотивационно-потребностной сферы подростка и членов его семьи;
  • определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;
  • диагностику социальной среды подростка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих подростка, 
    нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию).

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

  • коррекция неадекватных методов воспитания подростка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;
  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
  • формирование продуктивных видов взаимоотношений подростка с окружающими (в семье, в классе);
  • повышение социального статуса подростка в коллективе;
  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у подростков;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • формирование адекватных родительских установок на социально-психологические проблемы подростка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционный процесс;
  • создание в детском коллективе, где обучается подросток, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Оценочный блок, или блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов психических состояний, личностных реакций у подростка в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у подростка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

Информация о работе Социальные и психологические факторы формирования агрессии у подростков