Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа
Отклоняющееся поведение имеет сложную неравномерную структуру и изучение её потребует реализации комплексного системного подхода. Под системным подходом подразумевается:
1. выявление неблагоприятных факторов развития агрессивного поведения;
2. применение сравнительного анализа и сопоставление условий благоприятного социального развития с неблагоприятным;
3. реализация коррекционных подходов и программ, которые не позволяют замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, предполагает использование достижения таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ….…………………
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРЕЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.……………………………………….
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….........
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................
На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, то необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания27.
И.А. Фурманов28 предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистические наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.
4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются «мимозоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.
Таким образом, агрессивных детей можно разделить на две большие когорты: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения.
Составление и
реализация психокоррекционных программ
опирается в каждом конкретном случае
на ту или иную теоретическую модель,
собственную концепцию
1-й блок. Коррекционный блок для агрессивных подростков представляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения; внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего30.
2-й блок. Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
3-й блок. Третья программа имеет целью информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обучения эффективным способам взаимодействия с ними средствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия31.
Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности. Во-вторых, учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-третьих, психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний32.
Таким образом, основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место в коррекционной
работе следует уделять формированию
круга интересов подростка
«Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами»33.
Д.И. Фельдштейн34 выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью.
Таким образом, для организации профилактической и коррекционной работы с агрессивной молодежью необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль.
При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности - трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.
Исходя из того, что развитие ребёнка
осуществляется в деятельности, а
подросток стремится к
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРЕЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
Коррекционная работа с подростком должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность. При этом необходимо проводить коррекционную работу как с самим подростком по изменению его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится подросток. Важно, чтобы психологическая коррекция подростков носила опережающий, предвосхищающий характер.
При разработке
В практике психокоррекционной работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная.
Общая модель коррекции — это
система оптимального возрастного
развития личности в целом. Она включает
в себя щадящий охранительно-
Типовая модель коррекции основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Индивидуальная модель коррекции
ориентирована на коррекцию различных
нарушений у подростка с учетом
его индивидуально-
Все эти три модели тесно связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая модель психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с подростком, типовая модель — на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивидуальная модель — на коррекцию недостатков в развитии подростка с учетом его индивидуально-психологических особенностей. При этом необходимо учитывать следующие методические требования:
Целенаправленное
В диагностический блок входят диагностика психического развития подростка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития подростка включает в себя:
Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:
Оценочный блок, или блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов психических состояний, личностных реакций у подростка в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у подростка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
Информация о работе Социальные и психологические факторы формирования агрессии у подростков