Социальные и психологические факторы формирования агрессии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Отклоняющееся поведение имеет сложную неравномерную структуру и изучение её потребует реализации комплексного системного подхода. Под системным подходом подразумевается:
1. выявление неблагоприятных факторов развития агрессивного поведения;
2. применение сравнительного анализа и сопоставление условий благоприятного социального развития с неблагоприятным;
3. реализация коррекционных подходов и программ, которые не позволяют замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, предполагает использование достижения таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ….…………………
РАЗДЕЛ II.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРЕЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.……………………………………….
РАЗДЕЛ III.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ..............................……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….........
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .......................................

Файлы: 1 файл

Курсовая Агрессивность подростков психология.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация.36

Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей - подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (не справедливых) действий родителей». А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности - пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии37.

Активное  наказание также рассматривается  в качестве способа торможения и  коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно  исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия  и коррекции, применяемыми непосредственно  к несовершеннолетнему. Социального  оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Проблема  повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает  необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических  и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения  необходимо научить подростков навыкам  позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции  агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

Таким  образом, основными направлениями  коррекционной работы с агрессивными детьми должны стать:

  • консультационная работа с педагогами и родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей;
  • обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении;
  • развитие позитивной самооценки;
  • формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.

 

Заключение

 

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. –М.: Аспект Пресс, 1999 - 375с.
  2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология[Текст]/ Г.С. Абрамова. - М., 1998 – 369с.
  3. Агавелян, O.K. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики [Текст]/ О.К. Агавелян. - Новосибирск: НИПК «ПРО»,  2004. -413с.
  4. Агрессия у детей и подростков [Текст]: Учебное пособие / под. ред. Платоновой Н.М. - СПб.: Речь,  2004. – 336с.
  5. Бандура, А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст]/ А. Бандура, Р. Уолтере. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 508с.
  6. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью [Текст]/ Н.В. Басов.-  Учебное пособие /Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова.  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 328с.
  7. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития[Текст]: Учебное пособие / М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 215с.
  8. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности[Текст]/  Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь. 2004, - 334с.
  9. Бурнацева, З.М. Нравственное воспитание современных трудных подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]/  З.М. Бурнацева //Режим доступа к изд.: ww.dissercat.com/content/nravstvennoe-vospitanie-sovremennykh-trudnykh-podrostkov.–Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer .
  10. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст]/  Е.И. Григорьева.- Учеб. пособие под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512с.
  11. Евлашкина Н.М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным  поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс]/ Н.М. Евлашкина //Режим доступа к изд.: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/27843.php?sphrase_id=176079.– Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer .
  12. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]/  И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001- 236с.
  13. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст]/  А.Е. Личко.- М., 1999.
  14. Павленок,  П.Д.  Теория, история и методика социальной работы [Текст]/ П.Д. Павленко. - Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 428с.
  15. Семенюк, JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]/ под. ред. Д.И. Фельдштейна//Москва-Воронеж. НПО «МОДЭК», 1996. – 165с.
  16. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования[Текст]: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2001- 365с.
  17. Психология подростка. Полное руководство [Текст]/ Под общ. ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-еврознак, 2003.- 453с.
  18. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу [Текст]/ С.В. Тетерский.-  Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 496с.
  19. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие.- 3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 68с.
  20. Чепелева Л. М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка : дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс]/ Л.М. Чепелева //Режим доступа к изд.: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/124373.html.– Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer .
  21. Шабалин О.М. Агрессивное отношение к людям и право- нарушающее поведение как опосредующие звенья во взаимосвязях психодинамических и личностных характеристик индивидуальности (На материале подростков-правонарушителей) : дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс]/ О.М. Шабалин//Режим доступа к изд.: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia.– Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer .

1 Рамендик Д.М. Психологический практикум: учеб. пособие для вузов по специальности 230500 «Соц.-культур. сервис и туризм» [Текст] / Д.М. Рамендик, О.В. Солонкина, С. П. Слаква. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. – С.132.

2 Бурнацева З.М. Нравственное воспитание современных трудных подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]/  З.М. Бурнацева //Режим доступа к изд.: ww.dissercat.com/content/nravstvennoe-vospitanie-sovremennykh-trudnykh-podrostkov.–Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer .

3 Евлашкина Н.М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным  поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс]/   Н.М. Евлашкина //Режим доступа к изд.: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/27843.php?sphrase_id=176079.– Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer .

4  Там же.

5 Чепелева Л. М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка : дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс]/ Л.М. Чепелева //Режим доступа к изд.: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/124373.html.– Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer .

6 Там же.

7 Шабалин О.М. Агрессивное отношение к людям и право- нарушающее поведение как опосредующие звенья во взаимосвязях психодинамических и личностных характеристик индивидуальности (На материале подростков-правонарушителей) : дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс]/ О.М. Шабалин//Режим доступа к изд.: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia.– Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer .

8 Теоретические аспекты изучения проблемы агрессии [Электронный ресурс]// Режим доступа к изд.: voidiplom.com/allreferats/referat/teoreticheskie-aspekti-izucheniya-problemi-agressii. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 18.11.2012).

9 Истоки войн. Переписка между Альбертом Эйнштейном и Зигмундом Фрейдом [Электронный ресурс]// Режим доступа к изд.: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/2003-5-1.shtml. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 18.11.2012).

10 Теоретические аспекты изучения проблемы агрессии [Электронный ресурс]// Режим доступа к изд.: voidiplom.com/allreferats/referat/teoreticheskie-aspekti-izucheniya-problemi-agressii. – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer (дата обращения: 18.11.2012).

11  Берковец Л. Агрессия: причины,  последствия и контроль [Текст]/  Л. Берковец.-  Спб.: Прайм- еврознак,2011.-  С.35.

12 Берковец Л. Агрессия: причины,  последствия и контроль [Текст]/  Л. Берковец.-  Спб.: Прайм- еврознак, 2011.-  С.38-40.

13 Овчарова Р.В.  Технологии практического психолога образования [Текст]/ Р.В. Овчарова : Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С. 165.

Информация о работе Социальные и психологические факторы формирования агрессии у подростков