Социальные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:33, реферат

Описание работы

В рамках социологии сложилось обособленное научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблемам социальных конфликтов, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе, уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: М.Вебер, К.Маркс, Р.Дарендорф, Н.Смелзер и другие.

Файлы: 1 файл

Реферат, Социальные конфликты.docx

— 32.66 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

    В современном  обществе различные типы конфликтов  преследуют человека практически  от самого рождения и до  смерти. Ещё в VII – VI вв. до н.э. китайских  философов волновали проблемы  конфликтных ситуаций, они видели  в них борьбу противоположностей  как источник развития природы и общества.

    Каждый человек  на протяжении своей жизни  неоднократно сталкивается с  разного рода конфликтами. Мы  хотим чего-то достичь, но цель  оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы  обвинить окружающих нас людей  в том, что мы не смогли достичь  желаемой цели. А окружающие полагают, что мы сами виноваты в неудаче. Либо цель была неверно сформулирована, либо средства её достижения  выбраны неудачно, либо мы не  смогли  верно, оценить сложившуюся  ситуацию или нам помешали  обстоятельства. Возникает взаимное  непонимание, которое постепенно  перерастает в недовольство, создаётся  обстановка неудовлетворённости, социально-психологического  напряжения.

    Расхождение во  мнениях легко превращается в  групповой и личностный конфликт,  который, в конце концов, получает  какое-то разрешение. Нужно заметить, что конфликт не всегда имеет  негативную окраску. Иногда конфликтная  ситуация является толчком к  разрешению какой – либо проблемы, заставляет перестраиваться под  вновь возникающие условия и развиваться.

    С другой стороны, очень часто конфликты становятся  причинами непреодолимых разногласий, ссор, обид, неудовлетворенности миром  и собой (это особенно касается  личностных конфликтов), а в крайних  случаях приводят к войнам  и насилию.

    Известный философ  и социолог Макс Вебер  был  убежден, что социальный конфликт  – вездесущ, и каждое общество  в каждой своей точке пронизано  рассогласованием и конфликтом.

    Из  всего вышесказанного  следует, что проблема социального  конфликта является актуальной  в социологии. Она охватывает  широкий круг вопросов, среди  которых определение понятия  «конфликт», его природы как общественного  явления, причин возникновения, возможностей  разрешения, а также типологии, классификации  конфликтов, выявление их роли  в общественной жизни.

    В рамках социологии  сложилось обособленное научное  направление, которое в настоящее  время обозначается как «социология  конфликта». Проблемам социальных  конфликтов, для теоретического  объяснения социокультурных изменений в современном  обществе, уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: М.Вебер, К.Маркс, Р.Дарендорф, Н.Смелзер и другие.

    Вместе  с тем, изучение конфликтов носит  не  только теоретический, но и сугубо  прикладной характер. Например, при  решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение  интересов двух или большего  числа сторон. Поэтому конфликты  надо изучать, как необходимо  знать, что делать с конфликтами, чтобы они не портили нашу  жизнь.

 

   

ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

 

    Появившись  с  первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой  повседневные явления и длительное  время не были объектом научного исследования.

    Первые  дошедшие  до нас исследования относятся  к VII–VI вв. до н.э. Китайские философы видели источник развития общества в борьбе противоположностей – во взаимоотношениях присущих материи положительных (ян) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве.

    Мыслители Древней  Греции создали учение о  противоположностях  и их роли в возникновении  вещей. Так, Анаксимандр утверждал, что вещи возникают из постоянного  движения «апейрона» – единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит пошёл дальше и сделал попытку представить движение и изменение вещей и явлений как необходимый, законченный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Следует знать, утверждал он, что борьба всеобща и что «всё происходит через борьбу и по необходимости».

    Гераклиту противоречил  и Геродот. Он утверждал, что «никто  настолько не безрассуден, чтобы  предпочесть войну миру. Ведь  во время войны отцы хоронят  детей, во время же мира –  дети отцов». [8]

    Одну  из первых  попыток системного анализа  социальных  конфликтов предпринял флорентийский  теоретик и государственный деятель  Никколо  Макиавелли. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию, призвано государство.

    Ещё задолго  до официального рождения социологии  как науки существовали теории  рассматривающие общество в качестве  организованного конфликта или  борьбы между индивидами и  социальными группами, между различными  социальными слоями общества, между  разными странами, религиями, поколениями  и т.д. Так известный английский  философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех».

      В Новое  время были популярны идеи  Жан-Жака Руссо об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны, и добрую волю, они не проявят.

    Однако  до конца XVIII в. мыслители, изучавшие конфликты, сводили их к проблеме господства  и подчинённости, разрешаемой, прежде  всего, благодаря регулирующей деятельности  государства. Конфликт как социальное  явление был проанализирован  в работе Адами Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В основе конфликта, считал Смит, лежит деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важная сила развития общества.

    Важное  значение для исследования конфликтов имело учение немецкого философа Георга Гегеля – о противоречиях и борьбе противоположностей. Одну из главных причин конфликта Гегель видел в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и привязанным к труду классом – с другой. Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство обязано регулировать конфликты.  Уже в прошлом веке многие мыслители  исходили из того, что конфликт - это  реальность, неизбежное явление в  жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживался немецкий социолог М. Вебер. С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются, прежде всего, социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе.

    Есть  и иные  объяснения социальных конфликтов. Так, немецкий мыслитель Георг Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие взаимосвязанные стороны. [2. С.8-13]

    В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был обстоятельно проанализирован в работах Льюиса Козера, Ральфа Дарендорфа и других представителей того направления в социологии, которое получило название социологии конфликта.

      Основными  тезисами концепции позитивно-функционального  конфликта Л. Козера являются:

обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворённость его членов = напряжённость в отношениях между индивидами и группами = социальный конфликт;

социальный конфликт как напряжённость между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.[8]

    В основе конфликтной  модели общества Р. Дарендорфа лежат следующие постулаты:

 каждое общество изменяется  в каждой своей точке, социальные  изменения вездесущи;

каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ;

каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение;

каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других.

     Согласно  Р. Дарендорфу, конфликт – исходная клеточка социальной жизни, неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы.[7.С.40-42]

ПОНЯТИЕИ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

 

    В научной литературе  понятие социального  конфликта  определяется достаточно широко. Существует множество определений  этого термина. Наиболее часто  под конфликтом понимают предельный  случай обострения противоречий. Конфликт - это столкновение противоположных  целей, позиций, мнений и взглядов  оппонентов или субъектов взаимодействия.

    Социологи определяют  конфликт – как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия  по отношению к конкретному  предмету или ситуации.

    Социальный  конфликт - это особый вид взаимодействия  социальных сил, при  котором действие  одной стороны, столкнувшись с  противодействием другой, делает  невозможным реализацию ее целей и интересов.

    Современные социологи  под социальным конфликтом понимают: любые виды борьбы между индивидами, цель которых – достижение, либо  сохранение средств  производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.[4.С.52-54]

    Социальный  конфликт  как любое явление имеет свою  структуру. Основными элементами  социального конфликта можно  назвать:

предмет конфликта - это и есть основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.

объект конфликта - может быть выражен в материальных, социальных или духовных ценностях. Причём оба оппонента конфликта стремятся к обладанию этими ценностями, которые находятся на пересечении их интересов. Иногда объект отсутствует, в таких конфликтах одна сторона является нарушителем нравственных устоев другой.

субъектами конфликта являются крупные социальные группы. К субъектам конфликта относят три вида социальных групп: первичные группы - непосредственные участники конфликта; вторичные группы - стремятся быть непричастными к конфликту, но вносят свой вклад в разжигание конфликта; группы - заинтересованные в разрешении конфликта.

    В конфликтах  мы видим следующий состав: участники, субъекты и посредники конфликтов.

    Участником  конфликтов  может быть любой человек, любая  организация, когда они участвуют  в конфликте и отдают себе  отчет о цели и задачах конфликта.  Посредники  конфликтов. Ими, как  правило, являются государство, религиозные  деятели, общественные организации, группы депутатов и др.

конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.

разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация из взаимоотношений.[6.С.68]

    Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение  противоположных интересов, целей, позиций, взглядов, мнений оппонентов, как субъектов взаимодействия. Это  – высшая стадия развития противоречий  и способ их разрешения.

    Конфликты исключительно  многообразны по способам своего  возникновения и развёртывания, по движущим силам, по мотивам, по той жизненной энергии, которая  вовлекает в динамику конфликтов  и оказывается для него, своего рода, питательным материалом.

    Конфликт  –  есть одновременное развёртывание  действий и контрдействия. Это  исключительно сложное совместное  действие, по меньшей мере, двух  сторон, объединённых противоречиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССИФИКЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

    В литературе  разные авторы классифицируют  социальные конфликты по разным  основаниям, например, с позиции  причин возникновения, основных  форм жизнедеятельности (конфликты  в трудовой, религиозной, политической, экономической сферах жизни), по  группам участников, по степени  их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и так далее.

    Рассмотрим  некоторые из основных классификаций.

    В зарубежной  социологии социальные конфликты  классифицируются по направлению  воздействия на вертикальные и горизонтальные.

    Основанием  классификации  по вертикальным уровням  служат  субъекты конфликта (взаимодействующие  стороны). Выделяются четыре уровня:

Информация о работе Социальные конфликты