Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:25, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Природа социального конфликта………………………………………………..4
2. Источники и причины возникновения социального конфликта………………8
3. Проблема эмоций и психологической несовместимости……………………..11
Заключение………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы………………………………………………..15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –
УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»
Факультет Дистанционного обучения
по дисциплине «Конфликтология»
Вариант
2
Работу
выполнил студент
Болотин В.Ю. группа 2-5 Ю ЦДО г. Мценск |
Замечания
по работе |
Работу
проверила
Федина Г.Н. |
Отметка о зачете
Подпись преподавателя ________________
г.
Мценск, 2011г
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Природа социального конфликта………………………………………………..4
2. Источники и причины возникновения социального конфликта………………8
3. Проблема эмоций и психологической несовместимости……………………..11
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.
Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.
Знание
конфликтов повышает культуру общения
и делает жизнь человека не только более
спокойной, но и более устойчивой в психологическом
отношении.
1. Природа социального конфликта
Общество как сложный социальный организм живет и развивается по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной системе, возникают конфликты. Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.
Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку достичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического уничтожения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно – от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.
Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы. [6, С. 120]
Основными социальными предпосылками конфликтов является:
1) социальное неравенство – т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов.
2) культурная неоднородность – т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов.
Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди – либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения.
Основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность. Существует много разнообразных и весьма подробных типологий человеческих потребностей, мы приведем наиболее простую. Потребности человека могут быть разделены на следующие группы:
1) потребности физического существования (пища, материальное благополучие, потребности в продолжение рода и т.д.);
2) потребность в безопасности;
3) социальные потребности (потребности в общении, признании, любви, уважении др.);
4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте, самореализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех людей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.
Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, человек испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенности, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека. Каким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения:
1) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности;
2) поискать обходной путь удовлетворения потребности;
3) путем агрессии добиться желаемого.
Третий путь чаще всего и ведет к конфликтам (хотя и второй чреват конфликтом, если «обходные пути» приводят к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребности. Это может быть человек, группа, общество в целом. Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действием. Так возникает конфликт.
Объект агрессии может быть определен неправильно, т.е. виновником ситуации считается тот, кто таковым не является. Это явление называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки. Однако, возможно сознательное манипулирование сознанием возбужденных людей, их натравливание на неугодных лиц или группы, предпринимаемое обычно теми, кому такая дезинформация выгодна. [1, С. 78]
Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не приводят к конфликтам. Если человек или группа воспринимают свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, привычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осознание несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях конфликт возникает не всегда. Неопределенность последствий будущего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.
Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конфликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но, если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом случае? «Государство» само по себе не может ни принимать решений, ни вступать в конфликты. Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства также определяют конкретные люди — члены правительства, президенты и т.д. Именно эти люди и определяют, что является «потребностью» того или иного государства в данный момент. Поэтому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъектов конфликта.
Общество
с заложенным в его структуре социальным
неравенством потенциально чревато конфликтами.
В каждом обществе существуют группы,
чьи потребности регулярно не удовлетворяются,
а интересы игнорируются.
Общество провоцирует конфликты не только
социальным неравенством. Каждое общество,
как мы уже говорили выше, имеет определенные
культурные модели, которым должны соответствовать
его члены. Системы социальных ролей предписывают
определенные типы поведения. Это ведет
к тому, что люди, не соответствующие сложившимся
стандартам, оказываются либо в изоляции,
либо в состоянии конфликта с социальной
средой.
Степень конфликтности в обществе возрастает
в ситуациях аномии, политических и экономических
кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность
норм ведут, во-первых, к тому, что все больше
людей не удовлетворяют свои потребности,
и, во-вторых, людям легче «перешагнуть»
рамки дозволенного, поскольку эти «рамки»
в анемичном обществе теряют четкость.
Важной
чертой кризисных обществ является широкое
распространение чувства незащищенности
и страха. А это сопровождается ростом
агрессивности, что не только провоцирует
конфликты, но и ужесточает их характер.
2.
Источники и причины
Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов просто невозможно предпринять что-нибудь более или менее эффективное для их успешного разрешения и уж тем более для предупреждения.
Даже в дружных и сплоченных коллективах бывают случаи, когда кто-то из подчиненных вдруг не поладил со своим руководителем, а тот допустил резкость в его адрес. Это вызывает непонимание, обиду и т.д. Так возникает напряженность.
Мировой опыт позволяет выделить некоторые наиболее характерные источники, на базе которых формируются причины конфликтов: богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах. В разных исторических контекстах приоритетность соответствующих ценностей может модифицироваться, но содержательная сторона дела от этого изменяется не очень существенно. Это в полной мере касается и России.
Возникновение
и развитие конфликтов обусловлено
действием четырех групп
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.
Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.
К
числу социально-
Одной из таких причин являются возможные
значительные потери и искажения информации
в процессе межличностной и межгрупповой
коммуникации. Человек в принципе не может
в процессе общения передать без нередко
существенных искажений всю информацию,
которая содержится в его психике и касается
проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная
часть информации содержится на уровне
бессознательного и словами вообще не
выражается. Часть информации теряется
из-за ограниченности словарного запаса
конкретного человека. Из-за недостатка
времени не высказывается многое из того,
что могло быть сказано. Часть информации
утаивается говорящим, если ему сообщать
эту информацию невыгодно. Из того, что
сказано, многое не усваивается собеседником
в силу невнимательности или трудностей
быстрого понимания. Услышанное человек
обычно не воспринимает на веру, о оценивает,
делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные)
от того, что сказал собеседник.
Неправильное понимание людьми друг друга
может быть основной причиной конфликтов
либо усложняет разрешение социальных
противоречий, возникших по иным причинам.
Более подробно информационное взаимодействие
оппонентов рассмотрено в гл.
Второй типичной социально-психологической
причиной межличностных конфликтов является
несбалансированное ролевое взаимодействие
двух людей. В ситуации межличностного
общения человек или оба человека могут
играть не те роли, которые ожидает от
каждого из них партнер по взаимодействию.
[3, С. 348]