Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Как мы знаем, человеческие отношения развивались и становились сложнее и многообразнее, если начать прослеживать этот путь с первобытно-общинного строя. Одного объективного, внешнего по отношению к человеку регулирования оказывается явно недостаточным. И общество приходит к пониманию существования путей использования возникшей внутренней, субъективной самостоятельности человека для регуляции его же поведения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности…………………………………………………………………………..4
2. Понятие, признаки, структура норм права……………………….18
3. Соотношение норм права и морали:
единство и противоречия……………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………...34

Файлы: 1 файл

№4.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

В итоге можно  сказать, что социальные нормы — правила поведения общего характера, обусловленные данным экономическим строем общества.

Сущность этих норм заключается в требованиях, повелениях участникам общественной жизни совершать или не совершать определенные поступки с целью закрепления и урегулирования определенных общественных отношений12.

Выработка социальных норм в условиях простейших и застойных способов производства достигается посредством повторения однообразных поступков людей. Затем они становятся традицией, входят в привычку, превращаются в обычные нормы поведения и приобретают общеобязательный характер. С ними связывается представление о должном поведении.

С расколом общества на классы, с возникновением государства как особой политической организации экономически сильного класса наиболее значимые нормы поведения людей выделяются господствующим классом из общенародных правил и превращаются в форму воплощения воли господствующего класса, становятся средством ее осуществления, приобретают силу закона.

С возникновением государства изменяется и способ претворения норм в жизнь. В догосударственном обществе соблюдение норм поддерживалось общественностью, не допускавшей каких-либо уклонений от их точного исполнениям.

В.И. Ленин указывал, что «было время, когда государства не было, когда держалась общая связь, самое общество, дисциплина, распорядок труда силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода...»13.

С возникновением классов, классовой борьбы и государства, за соблюдением норм, выражающих волю господствующего класса, следит государство, как политическая организация этого класса.

Так, с расколом общества на классы и возникновением государства обычай кровной мести превращается в средство обеспечения интересов господствующего класса, становится правовым обычаем14.

Кровная месть  в родовом обществе была делом  не только самого потерпевшего, а всей семьи, всего рода или даже целого племени. Это общественное дело, форма помощи сородичам и защиты всем родом своей безопасности от нападения извне, со стороны другого рода. Кровная месть и направлена была не столько против самого виновника преступления, сколько против его семьи, рода или всего племени в целом.

Позднее, с развитием  производства и появлением добавочного продукта, возникла система композиций (выкупа), состоявшая в том, что обидчик с помощью своего рода расплачивался с обиженным и его родом скотом, шкурами и т. д.

Правильный выбор того или иного вида социальных норм из всего их многообразия для регулирования определенных отношений и общественного поведения имеет важное значение для личности и для направления (регулирования) ее общественно значимой деятельности со стороны общности   (класса, коллектива или общества в целом).

Выбор социальной нормы по существу означает нахождение наиболее целесообразных   методов   регулирования   тех   или   иных областей общественного поведения. Поэтому проблема выяснения специфики  действия   отдельных   видов социальных норм и основанная на этом их классификация имеют первостепенное не только теоретическое но методологическое и практическое значение.

Бесспорным  в нашей науке является выделение в качестве специфических и самостоятельных видов социальных норм — норм права, морали, норм общественных организаций.

Что же касается обычаев, то одни авторы (П. Е. Недбайло, А. Ф. Шебанов С. В. Курылев) рассматривают их как самостоятельный вид социальных норм, другие (С. И. Вильнянский, В. Н. Подкуйченко, И. И. Серчугов) считают обычай специфическим проявлением, или формой, социальной нормы любой разновидности15.

В данной курсовой работе отмечу лишь основные черты обычая.

1) По способу выражения, обычай –в сознании людей.

2) Он длительно формировался, многократно реализовывался.

3) Является результатом  мифологического отношения людей  к необъяснимым явлениям.

4) Обычай –это укоренившая   привычка в сознании людей,  которая предполагает автоматическое применение.

Отсутствие единства в  классификации социальных норм объясняется различными подходами к ее основанию. В качестве такого основания, например, избирают содержание регулируемых отношений и способ обеспечения действия социальных норм.

Так, классифицируя правовые социальные нормы, исходят из того, что последние действуют в сфере охраны коренных государственных интересов: регулируют отношение индивида к государству, классу, отдельным сторонам имущественных отношений, охраняют неприкосновенность личности16.

Социальные нормы можно  различать по степени развитости, а значит, и действенности. Это могут быть нормы только зарождающиеся, проходящие стадию формирования, нормы, уже прочно вошедшие в практику и отвечающие ее потребностям и интересам, наконец, нормы, хотя еще и действующие, но уже отставшие от потребностей общества, тормозящие его развитие,  а потому отмирающие.

Классификация норм по принципу действенности особенно валена при определении эффективности их регуляционного значения. Она довольно условна по отношению к правовым нормам, которые регулируют поведение людей в любом случае их нарушения, и различна по степени проявления по отношению к тем нормам, полезность которых для общества и личности зависит от условий, рассмотренных абзацем выше.

Входящие в единую систему  нормативного регулирования указанные группы норм, обладая различной степенью действенности, могут иметь разную и даже противоположную направленность. А поэтому даже в рамках единой системы социальных норм взаимодействие этих групп может быть как однонаправлено, так и противоречиво.

Это объясняется тем, что  на поведение личности одновременно могут действовать и только что зарождающиеся, и устоявшиеся, и даже отмирающие нормы.

Одним из важнейших оснований  классификации социальных норм должно быть их разграничение на общечеловеческие и классовые.

Классовый характер норм (буржуазные, пролетарские и т. п.) имеет первостепенное практически-политическое значение для выявления механизма их регуляционной действенности.

Можно классифицировать социальные нормы также по их роли в развитии общества (передовые и реакционные), по отношению к личности и человечеству, например, как гуманные и негуманные17.

Последнее основание классификации всегда будет связано с классовым подходом к характеристике норм. Кроме этого возможна классификация норм по сферам проявления их действия (нормы материальной, политической и духовной деятельности людей), но эти основания классификации более применимы к нормам вообще, чем к их разновидности, а именно к социальным нормам.

Трудность классификации  последних заключается еще и  в том, что каждая конкретная социальная норма может одновременно содержать признаки, присущие ее различным видам (правовым, моральным, эстетическим, имеющим свойство обычая и т. п.).

В конце 70-х годов в  отечественной этнологии были предложены понятия первобытной мононормы и мононорматики.

Под мононормой понималось недифференцированное, синкретное правило поведения, которое не может быть отнесено ни к области права, ни к области нравственности с ее религиозным осознанием, ни к области этикета, так как соединяет в себе особенности всякой поведенческой нормы18.

Особое мнение по поводу первого этапа эволюции мононорматики высказал крупнейший отечественный историк первобытности Ю.И. Семенов. В начале этого этапа он выделил табуитет - совокупность не всегда понятных, но грозных предписаний, карающих смертью за такие тягчайшие преступления, как, например, инцест, нарушение экзогамии. Как известно, нарушение экзогамии - одно из проявлений половых табу, отечественный этнолог С.А. Токарёв подчеркнул тесную связь половых запретов моралью. Отсюда он вывел половую стыдливость, доходящую до суеверного страха перед обнажением. Сюда же он отнес возрастные инициации, во время которых подростков отделяют от женщин и объясняют, как себя с ними вести. В

качестве одного из компонентов комплекса инициации он особо выделил обрезание мальчиков.

Автор предложенной статьи ставит вопрос: “  Почему это явление мононорматики строже всех других”?19 Вопрос противоречив: мы знаем, что те же инцесты имели повсеместное распространение и в глобальном плане - вспомним браки египетских фараонов со своими сестрами либо скандально известные средневековые инцесты итальянской знати. Больше того, в раннепервобытном обществе были нормой так называемые кросскузенные браки между двоюродными братьями и сестрами по линии матери, а в позднепервобытном стали практиковаться ортокузенные браки между двоюродными братьями и сестрами со стороны отца.

Совершенствованию концепции мононорматики на распадном этапе ее эволюции уделил А.Б. Венгеров20. Он справедливо привлек внимание к плюрализму расслаивающейся мононорматики и политических регулятивных систем в эпоху становления классового общества. Естественно, что в соответствии со сферой своих интересов он пристальнее всего рассмотрел вопросы теории государства и права, но этнология и археология также не остались вне поля его зрения. Новый этап регулятивной системы на стадии ее перехода от доклассовых к классовым обществам он рассмотрел по ряду параметров: по содержанию, по способам регулирования, по форме выражения, по процедурам, по санкциям, по нормативности и т.д.

Социальные  нормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики и воспроизводства общин в природной среде. Территория была закреплена за общиной. Но если какая-нибудь другая община, чаще всего родственная, по экстремальным причинам не могла пользоваться своей землей, то ей предоставлялась возможность жить на территории другой группы.

История знает множество таких примеров, относящихся ко времени распада первобытной мононорматики, а стало быть, и становления производящего хозяйства.

Вот один из них: у бедуинов Аравии в их родах-кабилах пастбища считались закрепленными за родоплеменными группами, однако в засуху и при других чрезвычайных обстоятельствах им разрешалось пользоваться землями родственных племен. Известно множество и других подобного рода примеров21.

Касаясь способов регулирования  становящегося права, А.Б. Венгеров выделяет запреты, дозволения и позитивные обычаи. О запретах-табу мы уже говорили выше. Говорилось и о самом типичном табу - запрете инцестов. Но здесь следует несколько дополнить и уточнить этот вопрос. Во-первых, инцесты, работавшие на нормальное воспроизводство малочисленных общин, все же допускались при значительных размерах популяции, т.е. группы, внутри которой заключаются браки. Во-вторых, осознание губительности инцестов должно было происходить в глубокой древности, чуть ли не изначально, право же стало возникать за несколько тысячелетий до нашей эры, и поэтому нельзя считать запрет инцеста чуть ли не первичной правовой нормой.

Наконец, как говорилось, по причинам династического характера в древности существовали правила, прямо предписывавшие инцесты (например, у древних египтян и южноамериканских инков).

Столбовой путь дифференциации общества, приводивший к выделению правового регулятора, связан с земледелием, особенно орошаемым, и скотоводством, а в значительной степени и с горнометаллургическим производством. В последнем случае значительную роль играло сложное ранговое разделение труда, приводившее к особому положению горняков и металлургов во многих обществах. Производство в таких случаях приобретало сложный характер в зависимости от ранга, разделения труда, регламентации взаимосвязей. Строительство крупных общественных сооружений, дорог, оросительных систем, гробниц при участии значительных масс людей не могло совершаться без действия правового регулятора и связанных с ним санкций.

Можно привести немало примеров этой ситуации. Она лучше всего изучена в Африке южнее Сахары. Право здесь регулировало жесткое распределение социальных статусов, даннические, отношения, закрепляло эндогамный характер многих каст. Этому есть и археологические параллели в культурах IV, Ш и начала I I  тысячелетий до н.э. Социальное расслоение в это время coответствовало полному отделению от материального производства социальной верхушки и связанному с этим действию правового регулятора.

Широкое действие правовых норм в древних (а подчас и в разлагающихся древнейших) обществах легко угадывается на материалах раннеземледельческих культур Передней и Малой Азии VU-VI тыс. до н.э. Это докембрийский Иерихон с его громадными обводными стенами. К этому близок неолитический "город" Чатал-Хюйук с его сложной социотопографией.

Аналогии можно  видеть в более поздних "протогородах" Средней Азии, датируемых П-началом I тыс. до н.э22.

 

 2. Понятие, признаки, структура норм права.

Всякая правовая норма определяет права и обязанности  или только права и только обязанности участников регулируемых ею общественных отношений, указывает обстоятельства, при наличии которых участники общественных отношений становятся носителями конкретных прав и обязанностей, и предусматривает ответственность за невыполнение ее требований23.

В соответствии с этим содержанием  норма логически расчленяется на три части:

диспозицию (распоряжение, само правило поведения),

гипотезу (предположение, указание условий осуществления нормы) и

санкцию.

Такая структура свойственна только правовой норме.

Информация о работе Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности