Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:13, курсовая работа
Как мы знаем, человеческие отношения развивались и становились сложнее и многообразнее, если начать прослеживать этот путь с первобытно-общинного строя. Одного объективного, внешнего по отношению к человеку регулирования оказывается явно недостаточным. И общество приходит к пониманию существования путей использования возникшей внутренней, субъективной самостоятельности человека для регуляции его же поведения.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности…………………………………………………………………………..4
2. Понятие, признаки, структура норм права……………………….18
3. Соотношение норм права и морали:
единство и противоречия……………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………...34
Механизм социального регулирования значительно усложнился, когда вместе с развитием общественных связей и отношений произошло известное (в рамках общества) обособление индивида и он начал обретать некоторую относительную свободу поведения.
Обычаи и традиции в процессе развития общества уступили место социальным нормам, поддерживаемым общественным мнением, а позднее и государственной властью. Социальные нормы менее устойчивы по сравнению с традициями и обычаями и не столь консервативны, но со времени разделения общества на классы они стали играть важнейшую роль в регулировании поведения людей.
Регулирование поведения индивида обязательно предполагает как прямую, так и обратную связь между человеком и обществом.
Специфика механизма социального регулирования на том или ином этапе развития общества вытекает из сложного процесса взаимодействия общества и индивида. Складываясь из отдельных индивидов, общество в то же время не обладает свойствами их простой суммы. Общество — это не случайное скопление индивидуумов, а особая социальная система с присущими ей специфическими свойствами и закономерностями, которыми не обладают ее отдельные члены. Одновременно и отдельный индивид, будучи частицей общества, имеет целый ряд особенностей, не присущих обществу в целом, хотя в конечном счете они и вытекают из его общественных связей и имеют социальный характер.
Нормативное регулирование поведения людей обязательно предполагает наличие цели, которую необходимо осуществить, систему норм, исполнение которых должно обеспечить достижение поставленной цели, условия реализации норм, в том числе наличие средств социального контроля за их соблюдением (социальные санкции)34.
В социальном обществе право отражает моральные устои общества.
Оно, во-первых,
пронизано духом подлинной
Право, в свою очередь, способствует упрочению и совершенствованию нравственных правил.
Взаимоотношение между правом и нравственностью— это взаимоотношение между всеобщным правом и единой, вселюдской нравственностью, в этом их единство и взаимодействие.
Раньше в буржуазном и любом другом эксплуататорском обществе не было и не могло быть такого единства права, нравственности и других социальных норм.
Следует помнить, что нормы права — это нормы общегосударственные.
Моральные же и другие нормы носят общественный характер.
В силу этого в эксплуататорском обществе при наличии одной и единой правовой системы, выражающей волю экономически сильного и организованного в государство класса, моральных систем существует столько, сколько существует общественных классов.
Таким образом под нормами морали следует понимать нормы-принципы, основополагающие начала, суть которых закреплена в отношениях общества к общечеловеческим ценностям.
Так раскрывается идейный смысл отношения.
Из истории марксизма-ленинизма следовало следующее указание, что «каждый из трех классов современного (буржуазного) общества, феодальная аристократия, буржуазия и пролетариат, имеет свою особую мораль...» .
Содержанием норм права является содержание деятельности государства по регулированию тех или иных общественных отношений, а содержанием иных социальных норм, в том числе норм нравственности являются предметы общественной самодеятельности в этих же отношениях.
Но совпадение предмета регулирования не всегда имеет место. Как правило, все те отношения, которые регулируются правом, регулируются и нравственностью. В этих случаях все то, что запрещено или разрешено законом, запрещено и разрешено нравственностью. Но далеко не все то, что осуждается или разрешается нравственностью, регулируется правом. Объем действий моральных норм значительно шире, чем норм права.
Распространять
действие права на поступки, регулируемые
нравственностью и не подлежащие правовому воздействию,
бывает не только нецелесообразно, но и вредно. Это значит связывать людей правовой формальностью там, где в этом нет надобности, возлагать на них правовую ответственность, в том числе и судебную.
Следовательно, имеются такие области общественной жизни, которые не могут подвергаться правовой регламентации, в которые право не может вмешиваться. Здесь достаточным является моральное воздействие.
Теперь рассмотрим соотношение норм права и морали.
В нашей литературе, как правило, мораль и нравственность отождествляются и рассматриваются как синонимы. Вместе с тем при характеристике морали (нравственности) исследователи выделяют два момента в этом явлении: 1) личностный момент (внутреннюю свободу индивида и самосознательную мотивацию им правил морального поведения и моральных оценок); 2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности этические воззрения, ценности, нравы, формы и нормы нравственных отношений).
На мой взгляд, первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй — нравственности.
Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь, по существу, идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, этических ценностях, воззрениях, нормах и установлениях)35.
В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях.
Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. И там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствуется ими в своем поведении, там имеется сочетание и согласованное действие обоих регуляторов — морального и нравственного.
Мораль и нравственность, таким образом, соотносятся как индивидуальные и коллективные (групповые, общесоциальные) формы общественного сознания.
Для классово-антагонистических обществ характерны острые противоречия между моралью и нравственностью, моральными ценностями и ориентациями представителей различных социальных слоев, групп и классов общества, между нравственными позициями этих групп, классов и т. д36.
Данное положение как яркий пример конституционно-правового признания и защиты этических идеалов представляет большой интерес и в плане проблемы взаимодействия морали и нравственности с правом.
Когда при этом отличие права от морали (к которой обычно относят и нравственность) в конечном счете сводится к перечислению особенностей норм законодательства, в числе которых специально выделяется обеспеченность указанных норм принудительной силой государства, то, по существу, соотношение права и морали тем самым подменяется другой проблемой — соотношением норм законодательства и этических норм.
При таком отождествлении права и законодательства
невозможно выявить ни специфику права как регулятора, ни его действительное отличие от других социальных норм37.
Закон (законодательство) –форма выражения права, а не способ его производства. Иначе бы все социальные нормы (эстетические, моральные, нравственные и т.д.) путем законодательного закрепления и охраны силой государственного принуждения можно было бы внести в тексты законов и превратить их таким образом в правовые нормы.
Завершая анализировать специфику регулирующего действия разновидностей моральных норм, повторим, что в их разграничении всегда следует учитывать деление норм на имеющие классовый характер и не имеющие его, т. е. общечеловеческие простые нормы нравственности и справедливости, которые вырабатывались народами на протяжении веков и которые в эксплуататорском обществе уродовались или бесстыдно попирались.
По своему содержанию в простые нормы нравственности и справедливости могут входить не только такие предельно конкретные нормы, как «уважай старших», «люби детей», «не лги», «держи данное слово» и т. д., но и всеобщие абстрактные нормы.
Таковы особенности регуляционного действия моральных норм и их разновидностей. Рассмотренная нами специфика моральных норм не отменяет их общего основного свойства: механизм их регуляционного действия основан на внутреннем принятии этих норм, которое составляет основной импульс их реализации в общественном поведении личности.
Близки к моральным (по механизму своего действия) эстетические нормы, выполнение которых также основано на внутреннем «принятии» их личностью. Но в отличие от моральных эстетические нормы воздействуют на поведение людей не прямо, а косвенно, так как не содержат той определенности требований, которые присущи моральной норме.
Воздействуя на внутренний мир человека различными путями, в том числе и через посредство художественных образов, эстетические нормы не содержат никаких конкретных правил поведения в той или иной ситуации, средств реализации и социального контроля за их соблюдением. А поэтому, на наш взгляд, эстетические нормы целесообразнее отнести к факторам ненормативного регулирования поведения личности в исследование их оставить за искусствоведами и эстетиками.
Кроме социальных норм, выполнение которых базируется прежде всего на силе внутреннего побуждения, на определенном этапе развития общества возникают и существуют социальные нормы, выполняемые в силу внешнего воздействия. Это правила поведения, которые содержат в себе не общий принцип направленности поведения, а его строгую регламентацию, точно определяющую границы поведения личности в конкретной типичной ситуации.
В завершении вопроса о соотношении норм морали и права, отмечу факт, заключающийся в том, что нормы морали не изложены, не указаны на конкретные поведенческие правила. Такие нормы должны быть в сознании людей, потому-то они неформализованы. Сейчас молодежь другая, да что говорить, многие из нас изменились, причём этот процесс необратимый, человек постоянно трансформируется и приспосабливается к изменяющимся событиям в государстве.
Хотелось бы увидеть наше государство в роли убеждённого носителя ценностей, которое прививает их людям с помощью каких –либо общественных программ.
Ведь мораль это автономные нормы и главная опора их реализации –убеждение.
Заключение
Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных частей, важнейшим из которых является личность.
В основе этого механизма, как мы понимаем
лежат социальные нормы. Их можно сравнить
с сердцем в обществе. Механизм развивается,
изменяется, совершенствуется вместе
с общественной жизнью. Важность в этом
механизме представляют те средства и
методы, при помощи которых общество, направляя
и координируя социальное поведение людей,
воздействует на общественные отношения,
обеспечивая их упорядочивание, закрепление
и развитие, их целостность и взаимодействие,
без чего невозможно существование общества
как целостного социального организма.
Список использованной литературы
1 Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. М., 1986, с.6.
2 Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1978, с.8.
3 Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов, 1959, с.5.
4 Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1978, С.12-13.
5 Пеньков Е.М. Социальные нормы –регуляторы поведения личности. М., 1972, с.10.
6 Там же, с.11-12.
7 Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Л., 1959, с.6-7.
8 Левин И.Д. Избранные труды. Т.3. , 1987, с.234.
9 Пеньков Е.М. Социальные нормы –регуляторы поведения личности. М., 1972, с.16.
10 Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Л., 1959, с.12.
11 Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1978, с.18-20.
12 Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 1986, с.34-35.
13 В.И. Ленин Соч., т.14. ч.2, с.307.
14 Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Л., 1959, с.23-24.
15 Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. М., 1986, с.22-23.
16 Пеньков Е.М. Социальные нормы –регуляторы поведения личности. М., 1972, с.57.
Информация о работе Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности