Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Как мы знаем, человеческие отношения развивались и становились сложнее и многообразнее, если начать прослеживать этот путь с первобытно-общинного строя. Одного объективного, внешнего по отношению к человеку регулирования оказывается явно недостаточным. И общество приходит к пониманию существования путей использования возникшей внутренней, субъективной самостоятельности человека для регуляции его же поведения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности…………………………………………………………………………..4
2. Понятие, признаки, структура норм права……………………….18
3. Соотношение норм права и морали:
единство и противоречия……………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………...34

Файлы: 1 файл

№4.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Механизм социального регулирования значительно усложнился, когда вместе с развитием общественных связей и отношений произошло известное (в рамках общества) обособление индивида и он начал обретать некоторую относительную свободу поведения.

Обычаи и  традиции в процессе развития общества уступили место социальным нормам, поддерживаемым общественным мнением, а позднее и государственной властью. Социальные нормы менее устойчивы по сравнению с традициями и обычаями и не столь консервативны, но со времени разделения общества на классы они стали играть важнейшую роль в регулировании поведения людей.

Регулирование поведения индивида обязательно  предполагает как прямую, так и обратную связь между человеком и обществом.

Специфика механизма  социального регулирования на том  или ином этапе развития общества вытекает из сложного процесса взаимодействия общества и индивида. Складываясь из отдельных индивидов, общество в то же время не обладает свойствами их простой суммы. Общество — это не случайное скопление индивидуумов, а особая социальная система с присущими ей специфическими свойствами и закономерностями, которыми не обладают ее отдельные члены. Одновременно и отдельный индивид, будучи частицей общества, имеет целый ряд особенностей, не присущих обществу в целом, хотя в конечном счете они и вытекают из его общественных связей и имеют социальный характер.

Нормативное регулирование поведения людей обязательно предполагает наличие цели, которую необходимо осуществить, систему норм, исполнение которых должно обеспечить достижение поставленной цели, условия реализации норм, в том числе наличие средств социального контроля за их соблюдением (социальные санкции)34.

В социальном обществе право отражает моральные устои общества.

Оно, во-первых, пронизано духом подлинной нравственности и находится в полном единстве с утвердившейся в советском обществе моралью, во-вторых, нравственность рассматривает соблюдение правовых норм как важнейший моральный долг, обеспечивает действенность правовых норм, способствует внедрению их в привычку и сознание людей.

Право, в свою очередь, способствует упрочению и совершенствованию нравственных правил.

Взаимоотношение между правом и нравственностью— это взаимоотношение между всеобщным правом и единой, вселюдской нравственностью, в этом их единство и взаимодействие.

Раньше в буржуазном и любом другом эксплуататорском обществе не было и не могло быть такого единства права, нравственности и других социальных норм.

Следует помнить, что нормы права — это нормы общегосударственные.

Моральные же и  другие нормы носят общественный характер.

В силу этого  в эксплуататорском обществе при  наличии одной и единой правовой системы, выражающей волю экономически сильного и организованного в государство класса, моральных систем существует столько, сколько существует общественных классов.

Таким образом  под нормами морали следует понимать нормы-принципы, основополагающие начала, суть которых закреплена в отношениях общества к общечеловеческим ценностям.  

Так раскрывается идейный смысл отношения.

Из истории  марксизма-ленинизма следовало следующее указание, что «каждый из трех классов современного (буржуазного) общества, феодальная аристократия, буржуазия и пролетариат, имеет свою особую мораль...» .

Содержанием норм права является содержание деятельности государства по регулированию тех или иных общественных отношений, а содержанием иных социальных норм, в том числе норм нравственности являются предметы общественной самодеятельности в этих же отношениях.

Но совпадение предмета регулирования не всегда имеет место. Как правило, все те отношения, которые регулируются правом, регулируются и нравственностью. В этих случаях все то, что запрещено или разрешено законом, запрещено и разрешено нравственностью. Но далеко не все то, что осуждается или разрешается нравственностью, регулируется правом. Объем действий моральных норм значительно шире, чем норм права.

Распространять  действие права на поступки,  регулируемые                                    

нравственностью  и  не подлежащие  правовому воздействию,                                     

 бывает не  только нецелесообразно, но и  вредно. Это значит связывать людей правовой формальностью там, где в этом нет надобности, возлагать на них правовую ответственность, в том числе и судебную.

Следовательно, имеются такие области общественной жизни, которые не могут подвергаться правовой регламентации, в которые право не может вмешиваться. Здесь достаточным является моральное воздействие.

Теперь рассмотрим соотношение норм права и морали.

В нашей литературе, как правило, мораль и нравственность отождествляются и рассматриваются как синонимы. Вместе с тем при характеристике морали  (нравственности) исследователи выделяют два момента в этом явлении: 1) личностный момент  (внутреннюю свободу индивида и самосознательную мотивацию им правил морального поведения и моральных оценок); 2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности этические воззрения, ценности, нравы, формы и нормы нравственных отношений).

На мой взгляд, первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй — нравственности.

Когда говорят  о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь, по существу,  идет  о  нравственности   (о групповых и  общесоциальных нравах,  этических ценностях,    воззрениях,    нормах и установлениях)35.

В сфере этических  отношений мораль выступает в  качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях.

Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения.  И там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствуется ими в своем поведении, там имеется сочетание и согласованное действие обоих регуляторов — морального и нравственного.

Мораль и  нравственность, таким образом, соотносятся  как индивидуальные и коллективные (групповые, общесоциальные) формы общественного сознания.

Для классово-антагонистических обществ характерны острые противоречия между моралью и нравственностью, моральными ценностями и ориентациями представителей различных социальных слоев, групп и классов общества, между нравственными позициями этих групп, классов и т. д36.

Данное положение как яркий пример  конституционно-правового признания и защиты этических идеалов представляет большой интерес и в плане проблемы взаимодействия морали и нравственности с правом.

Когда при этом отличие права от морали (к которой обычно относят и нравственность) в конечном счете сводится к перечислению особенностей норм законодательства, в числе которых специально выделяется обеспеченность указанных норм принудительной силой государства, то, по существу, соотношение права и морали тем самым подменяется другой проблемой — соотношением норм законодательства и этических норм.

При таком отождествлении права  и  законодательства

невозможно  выявить ни специфику права как  регулятора, ни его действительное отличие от других социальных норм37.

Закон (законодательство) –форма выражения права, а не способ его производства. Иначе бы все социальные нормы (эстетические, моральные, нравственные и т.д.) путем законодательного закрепления и охраны силой государственного   принуждения   можно   было   бы   внести   в   тексты   законов и   превратить их таким образом в правовые нормы.

Завершая анализировать специфику регулирующего действия разновидностей моральных норм, повторим, что в их разграничении всегда следует учитывать деление норм на имеющие классовый характер и не имеющие его, т. е. общечеловеческие простые нормы нравственности и справедливости, которые вырабатывались народами на протяжении веков и которые в эксплуататорском обществе уродовались или бесстыдно попирались.

По своему содержанию в простые нормы нравственности и справедливости могут входить не только такие предельно конкретные нормы, как «уважай старших», «люби детей», «не лги», «держи данное слово» и т. д., но и всеобщие абстрактные нормы.

Таковы особенности  регуляционного действия моральных норм и их разновидностей. Рассмотренная нами специфика моральных норм не отменяет их общего основного свойства: механизм их регуляционного действия основан на внутреннем принятии этих норм, которое составляет основной импульс их реализации в общественном поведении личности.

Близки к  моральным (по механизму своего действия) эстетические нормы, выполнение которых также основано на внутреннем «принятии» их личностью. Но в отличие от моральных эстетические нормы воздействуют на поведение людей не прямо, а косвенно, так как не содержат той определенности требований, которые присущи моральной норме.

Воздействуя на внутренний мир человека различными путями, в том числе и через посредство художественных образов, эстетические нормы не содержат никаких конкретных правил поведения в той или иной ситуации, средств реализации и социального контроля за их соблюдением. А поэтому, на наш взгляд, эстетические нормы целесообразнее отнести к факторам ненормативного регулирования поведения личности в исследование их оставить за искусствоведами и эстетиками.

Кроме социальных норм, выполнение которых базируется прежде всего на силе внутреннего побуждения, на определенном этапе развития общества возникают и существуют социальные нормы, выполняемые в силу внешнего воздействия. Это правила поведения, которые содержат в себе не общий принцип направленности поведения, а его строгую регламентацию, точно определяющую границы поведения личности в конкретной типичной ситуации.

В завершении вопроса  о соотношении норм морали и права, отмечу факт, заключающийся в том, что нормы морали не изложены, не указаны на конкретные поведенческие правила. Такие нормы должны быть в сознании людей, потому-то они неформализованы. Сейчас молодежь другая, да что говорить, многие из нас изменились, причём этот процесс необратимый, человек постоянно трансформируется и приспосабливается к изменяющимся событиям в государстве.

Хотелось бы увидеть наше государство в роли убеждённого носителя ценностей, которое прививает  их людям с помощью каких –либо общественных программ.

Ведь мораль это автономные нормы и главная  опора их реализации –убеждение.

 

Заключение

 

Общество на любом этапе своего развития не может  обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он  регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных частей, важнейшим из которых является личность.

В основе этого механизма, как мы понимаем лежат социальные нормы. Их можно сравнить с сердцем в обществе.  Механизм развивается, изменяется, совершенствуется вместе с общественной жизнью. Важность в этом механизме представляют те средства и методы, при помощи которых общество, направляя и координируя социальное поведение людей, воздействует на общественные отношения, обеспечивая их упорядочивание, закрепление и развитие, их целостность и взаимодействие, без чего невозможно существование общества как целостного социального организма.   
Список использованной литературы

  1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1978, 190с.
  2. Думанов Х.М., Першиц А.М. Мононорма и начальное право// Государство и право. 2000, №1, с.98-109.
  3. Законодательство РФ. (сборник) , М., “НОРМА”, 2001, 780с.
  4. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978, 340с.
  5. Лазарев В.В., Липень С.В.  Теория государства и права., М., 2004, 513с.
  6. В.И. Ленин Соч., т.14. ч.2, 620с.
  7. Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов, 1959, 290с.
  8. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. М., 1986, 255с.
  9. Пеньков Е.М. Социальные нормы –регуляторы поведения личности. М., 1972, 239с.

 

1 Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. М., 1986, с.6.

2 Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1978, с.8.

3 Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов, 1959, с.5.

4 Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1978, С.12-13.

5 Пеньков Е.М. Социальные нормы –регуляторы поведения личности. М., 1972, с.10.

6 Там же, с.11-12.

7 Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Л., 1959, с.6-7.

8 Левин И.Д. Избранные труды. Т.3. , 1987, с.234.

9 Пеньков Е.М. Социальные нормы –регуляторы поведения личности. М., 1972, с.16.

10 Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Л., 1959, с.12.

11 Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1978, с.18-20.

12 Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 1986, с.34-35.

13 В.И. Ленин Соч., т.14. ч.2, с.307.

14 Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Л., 1959, с.23-24.

15 Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. М., 1986, с.22-23.

16 Пеньков Е.М. Социальные нормы –регуляторы поведения личности. М., 1972, с.57.

Информация о работе Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности