Социальные потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являлся анализ и социальная эффективность деятельности органов местного самоуправления города Брянска и разработка предложений по совершенствованию ее оценки. Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи: - рассмотреть систему местного самоуправления в современной России
- изучить взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении проблем социально-культурного обслуживания; - исследовать вопросы правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления 8
1.1 Понятие и функции органов местного самоуправления 8
1.2 Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления 14
1.3 Показатели социальной эффективности деятельности организации местного самоуправления 21
2 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления города Брянска и разработка предложений по повышению ее эффективности 27
2.1 Оценка социальной эффективности деятельности администрации города Брянска 27
2.2 Предложения по повышению социальной эффективности деятельности администрации города Брянска 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 78.84 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления 8

1.1 Понятие  и функции органов местного  самоуправления 8

1.2 Общая характеристика  полномочий органов местного  самоуправления 14

1.3 Показатели  социальной эффективности деятельности  организации местного самоуправления 21

2 Оценка эффективности  деятельности органов местного  самоуправления города Брянска  и разработка предложений по  повышению ее эффективности 27

2.1 Оценка  социальной эффективности деятельности  администрации города Брянска 27

2.2 Предложения  по повышению социальной эффективности  деятельности администрации города  Брянска 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 51

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Становление местного самоуправления началось в России задолго до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Вместе с тем, именно принятие основного закона сформировало принципиально  новую ситуацию в области регулирования  данной сферы общественных отношений. Конституция определила роль местного самоуправления в осуществлении  власти народа, статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также установила правовые гарантии местного самоуправления.

Местное самоуправление в  России является одной из основ конституционного строя, основополагающим принципом  организации власти, который, наряду с принципом разделения властей, определяет систему управления. В  качестве публичной власти, местное  самоуправление обеспечивает защиту тех  интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Именно поэтому  местное самоуправление является одной  из фундаментальных основ российской системы народовластия.

В то же время местное  самоуправление признается и гарантируется  государством как форма самоорганизации  граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в  отдельности и населения муниципального образования в целом.

Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, в основе политики которого лежит  создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие всех граждан. Эта конституционная формула  предполагает повышенное внимание к  социально уязвимым группам населения.

Социальная политика Российской Федерации - это система решений  и действий государственных и  муниципальных органов власти, в  том числе их взаимодействие с  общественными (внегосударственными) структурами и отдельными гражданами по формированию среды обитания, обеспечению воспроизводства человека и процессов его жизнедеятельности на уровне не ниже гарантированных социальных стандартов, а также поддержке "слабых" социальных групп населения в целях сохранения единого социального пространства территории. Именно поэтому органы местного самоуправления как наиболее приближенные к населению органы власти призваны осуществлять поддержку социально "слабых" групп населения. И в тоже время они не должно зацикливаться на одной поддержке социально "слабых" групп населения, но и реализовывать свои полномочия в социально-культурной области в интересах всего населения муниципалитета.

Для достижения указанных  задач органы местного самоуправления должны не только обладать соответствующими полномочиями (правами и обязанностями), но и возможностью их реализации, т.е. у органов местного самоуправления должно быть достаточно финансовых, материальных, инфраструктурных, коммуникационных ресурсов. Также должна существовать четкая нормативно-правовая база для регулирования полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной области

Актуальность темы исследования и необходимость ее теоретической  разработки определяется следующими факторами.

В последние годы возникли или обострились многие социальные и культурные проблемы, что привело  к уменьшению численности населения  России. Довольно заметным в последние десятилетие является спад в культурной составляющей нашего общества. Наличие острых социальных и культурных проблем свидетельствует о необходимости проведения активной социально-культурной политики, которая должна быть направлена на их решение и повышение качества жизни населения. Основным исполнителем социально-культурной политики является местное самоуправление, осуществляющее её как раз через реализацию своих полномочий в этой сфере. Важнейшую роль в этом играет сфера социального обслуживания

Необходимо отметить, что  большинство видов социальных услуг  население получает на муниципальном  уровне, поэтому активная местная  социальная политика в сфере социального  обслуживания является одной из важнейших  задач муниципального развития. Именно на муниципальном уровне легче выявлять социальные и культурные проблемы, определять круг лиц, нуждающихся в  социальной помощи, развивать систему  социальных служб, улучшать качество предоставляемых  социальных услуг, повышая тем самым  эффективность функционирования социальной сферы на местном уровне.

Формирующаяся социальная политика России декларирует стремление защитить от жесткого воздействия рынка наиболее уязвимые категории и способствовать экономической активизации различных  слоев населения. При этом государство  стремится освободиться от функции  непосредственного предоставления гражданину социальных услуг, отводя себе роль законодателя и посредника. Такое  положение связывается, прежде всего, с важнейшей тенденцией модели социальной политики - ее муниципализацией.

Проблемы социально-культурного  развития муниципального образования  в настоящее время обусловлены  не только общим состоянием экономики, ходом и результатами социальных, экономических реформ, но также и  состоянием материальных и финансовых ресурсов, как в отдельно взятых муниципальных образованиях, так  и в Российской Федерации в  целом. Таким образом, правовое регулирование  вопросов финансирования мер социального  обслуживания заслуживает особого  внимания. Передача функций федеральных  органов государственной власти по обеспечению социальной защищенности лиц, нуждающихся в социальной защите, на уровень органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления требует детального разграничения компетенции между всеми вышеперечисленными органами и решения вопросов финансового обеспечения переданных полномочий.

Следует также отметить, что в период реформирования сферы  социального обслуживания не решены многие вопросы, касающиеся деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное  правотворчество, с одной стороны, ограничено рамками соответствия федеральному и региональному законодательству, с другой - может дополнять действующее  законодательство и вводить дополнительные виды помощи и услуг. Однако громоздкость действующего социального законодательства, отсутствие у органов местного самоуправления достаточного опыта в правовом регулировании  сферы социального обслуживания влияет на качество муниципальных правовых актов, их соответствие правовым актам  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. Указанные практические и теоретические проблемы определяют формулировку и актуальность темы курсовой работы.

Объектом курсовой работы выступает городской муниципальный округ город Брянск.

Предметом исследования в курсовой работе выступает: социальная эффективность деятельности органов местного самоуправления.

Целью курсовой работы являлся  анализ и социальная эффективность  деятельности органов местного самоуправления города Брянска и разработка предложений по совершенствованию ее оценки.

Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть систему местного самоуправления в современной России

- изучить взаимоотношения  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  в решении проблем социально-культурного  обслуживания;

- исследовать вопросы  правового регулирования деятельности  органов местного самоуправления  в сфере социального обслуживания  населения;

- проанализировать и сделать  выводы по реализации полномочий  органов местного самоуправления  в социальной и культурной  сферах, по соответствию объёмов  полномочий органов местного  самоуправления в социально-культурной  области задачам, которые стоят  перед ними; по состоянию законодательства  регулирующее эту область;

-разработать предложения  по совершенствованию оценки  социальной эффективности;

В отечественной науке  внимание социально-культурным проблемам  муниципальных образований уделяется  лишь в последнее время. Связано  это, прежде всего, с тем, что муниципальное  право является новой, развивающейся  отраслью права.

Для решения поставленных выше задач были изучены и проанализированы различные источники информации.

Развитие местного самоуправления в России, модели МСУ были рассмотрены  на основе работ таких авторов  как Жадобиной Н.Н. «История государственного управления», Артюхова С.И. «Система муниципального управления в Российской Федерации: Обзор исторической и современной практики.»

Понятие «полномочии» достаточно подробно и четко раскрыто в работе Кутафина О.Е., Фадеева В.И. «Муниципальное право России».

В последнее время особую актуальность приобретает разработка общих принципов разграничения  правотворческой компетенции государственной  власти и местного самоуправления, что отражается в научных исследованиях  Л.Н. Кривцовой «Муниципальное управление в РФ», Пылина В.В. «Муниципальное управление».

Проблемы социальной защиты населения на муниципальном уровне с позиций социологической науки  в последние годы изучались в  трудах Т.Ю. Богданович «Социальная  политика РФ», Г.С. Корепанова «Социальная политика и социальное развитие РФ»,, Т.Е. Лоншаковой, Л.А. Солдатовой «Социальная политика в РФ», Н.А. Шевчик «Местное самоуправление в контексте социального развития России».

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования, 2 разделов, заключения, списка использованной источников и приложений.

 

 

  1. Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления

1.1 Понятие и  функции органов местного самоуправления

Местное самоуправление обычно называют муниципальным -- от лат. municipium -- самоуправляющаяся община. В современном законодательстве о местном самоуправлении слова «местный» и «муниципальный», а также образованные на их основе словосочетания применяются в одном значении.

В разных странах мира развиваются  весьма непохожие друг на друга модели местного самоуправления, но политологи выделяют три базовые модели организации  местной власти:

- континентальная модель  организации местного самоуправления (французская) предполагает, что  наряду с широкими правами  и значительной самостоятельностью  местных органов власти сохраняется  определенная подчиненность муниципальных  звеньев вышестоящим государственным  органам, а порою осуществляется  и прямое государственное управление  муниципальными образованиями. При  этом используется принцип «негативного  регулирования», согласно которому  местные органы власти вправе  совершать все действия, прямо  не запрещенные законом. Эта  модель применяется во франкоязычной  Африке, Латинской Америке и ряде  континентально-европейских стран;

- англосаксонская модель, практикуемая в Великобритании, США, Канаде и Австралии, предполагает, что местные органы практически  не подотчетны вышестоящим, но  это вовсе не означает, что  они полностью находятся вне  контроля государства. Такой контроль  осуществляется косвенно, через  центральные министерства и ведомства.  Здесь используется принцип «позитивного регулирования», согласно которому местные органы власти вправе совершать только те действия, которые разрешены законом;

- советская модель, созданная  в бывшем СССР и сегодня  используемая на Кубе, в КНР,  во Вьетнаме и КНДР, заключается  в том, что здесь вся власть  принадлежит местным советам -- представительным органам, в составе которых формируются исполнительные органы, при этом реальная власть принадлежит правящим политическим партиям, поэтому данную модель часто называют партократической.

Таким образом, в большинстве  стран местное самоуправление -- это часть местного управления, которое является государственным. Местное самоуправление можно определить как самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения в решении вопросов местного значения. Таким образом, местное самоуправление имеет политическую природу.

В России исторически развивались  две формы местного самоуправления -- негосударственная и государственная. С середины XIX в. до 1890 г. существовало земское и городское самоуправление как негосударственное, сами местные органы считались общественными, а их выборные руководители не входили в систему государственного управления. Однако после реформ Александра Ш земское и городское самоуправление было преобразовано в систему децентрализованного государственного управления, которое просуществовало до 1917 г. После Октябрьской революции развивалась советская партократическая система местного управления, которую в 1993 г., после принятия новой Конституции РФ, вновь сменила концепция негосударственного местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной власти».

При этом Конституция РФ относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению России и ее субъектов. Это предполагает, что Федеральный закон о местном самоуправлении является рамочным, его установочные положения могут быть развиты в законах о местном самоуправлении, принимаемых субъектами Федерации

Информация о работе Социальные потребности