Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 12:47, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ………..…………………………………………………………...8
§1.1.Определения «девиантность», «деликвентность», «аномия», их социальная сущность……………………………………………………………………….....8
§1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения…………….….12
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………...19
§ 2.1. Основы и причиЦелью данной работы является выявление характеристик социальных проблем девиантного поведения человека.
В связи с данной целью поставлены следующие задачи:
-дать характеристику понятиям девиантность, аномия, делинвинтность;
-рассмотреть основные теории девиантного поведения;
-охарактеризовать основные формы и причины девиантного поведенияны девиации…………………………………………….19
§ 2.2. Основные формы девиантного поведения………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...34
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ………..…………………………………………………………...8
§1.1.Определения «девиантность», «деликвентность», «аномия», их социальная сущность……………………………………………………………………….....8
§1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения…………….….12
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………...19
§ 2.1. Основы и причины девиации…………………………………………….19
§ 2.2. Основные формы девиантного поведения………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...34
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: «Теория социальной работы»
на тему: « Социальные проблемы девиантного поведения человека»
оглавление
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА1.Понятие
и сущность девиантного поведения………..…………
§1.1.Определения
«девиантность», «деликвентность», «аномия»,
их социальная сущность…………………………………………………………
§1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения…………….….12
ГЛАВА
2. Девиантное поведение как поведение
проблем общества……………………………………
§ 2.1. Основы и причины девиации…………………………………………….19
§ 2.2. Основные формы девиантного поведения………………………………25
Заключение………………...……………………………
Список используемой литературы………………………………...34
Введение
Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Когда человек ведет себя в соответствии с ожиданиями общества и социальными нормами, такое поведение называют конформным, или конформностью. Термин "конформность" имеет только это значение, хотя иногда его путают с однокоренным понятием "конформизм", означающим подчинение мнению общества или простого большинства. Обычно большинство людей ведет себя конформно. Однако поступки некоторых индивидов нередко выходят за рамки того, что общество считает допустимым. Девиантным поведением называется поведенческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. Таким образом, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.
Проблема девиантного
поведения, являясь чрезвычайно актуальной
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Объектом данной работы являются девиантное поведение личности. Выбор настоящего объекта связан с тем, что проводимые в современной России радикальные реформы, затронувшие все сферы общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), привели не только к позитивным изменениям, но в еще большей мере вызвали явления социально-негативного характера. Современное российское общество представляет собой взаимодействие совокупности девиантогенных факторов: глубокого экономического кризиса, социальной аномии, потери людьми нравственных ориентиров. В результате действия этих факторов десятки миллионов россиян обречены на бедность и нищету, социальную апатию, физическую и духовную деградацию. Вполне закономерно, что в современном российском обществе наблюдается рост различных видов отклоняющегося поведения.
Главным образом, отмечается рост различных форм девиантного поведения среди подростков: алкоголизма, наркомании, проституции, суицида, преступности; наблюдается их взаимодополняемость и взаимообусловленность. Происходит снижение возрастных границ многих видов правонарушений несовершеннолетних.
Снижение уровня жизни
населения увеличило число
Деструктивные явления в подростковой среде имеют настолько серьезный характер, что их можно рассматривать как реальные предпосылки криминализации всего российского общества. Масштабы распространения ' отклоняющегося поведения среди подростков позволяют говорить об угрозе безопасности общества.
Предметом данной работы является социальные проблемы девиантного поведения человека.
Целью данной работы является выявление характеристик социальных проблем девиантного поведения человека.
В связи с данной целью поставлены следующие задачи:
-дать характеристику понятиям девиантность, аномия, делинвинтность;
-рассмотреть основные теории девиантного поведения;
-охарактеризовать
основные формы и причины
Степень разработанности темы. Проблемам девиантного поведения посвящены многие исследования зарубежных и отечественных социологов. Ими созданы теории и концепции, ставшие уже классическими в этом направлении социологической науки. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс)1, детерминирующая отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Эта теория явилась своеобразным ядром социологического направления в объяснении девиации. Одной из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер,. И. Гофман, И. Леммерт и др.)2.. Теория девиантной субкультуры (А. Коэн,3 Р. Клоуард и Л. Оулин4), рассматривающая отклоняющееся поведение как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями егорешающее значение в формировании отклоняющегося поведения имеет влияние микросреды индивида. Для подростков в наибольшей мере характерна потребность соответствовать нормам своей группы, поэтому формирование девиантного поведения, по мнению Г. Тарда5, происходит на основе подражания.
Изучению проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних посвящены работы многих отечественных исследователей. Однако необходимо отметить, что в советский период изучение отклоняющегося поведения развивалось больше в рамках криминологии, психологии, педагогики (Ю.М. Антонян, В.Н.Кудрявцев, А.М.Яковлев, И.С.Кон и др.) .
Среди социологов
интерес к проблемам
Структура курсовой работы соответствует логике поставленных задач и состоит из введения, двух глав, каждый из которых состоит из параграфов , заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Понятие и сущность девиантного поведения
§1.1 Определения «девиантность», «деликвентность», «аномия», их социальная сущность
Социологи называют
отклоняющееся поведение девиан
Девиантное поведение (франц. deviation от лат. deviare - сбиваться с пути) - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э.Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. 8
Девиантное поведение - всякое поведение, которое не согласуется с некоторыми стандартами. Социальным стандартом является социальная норма, которая говорит людям, как они должны себя вести. Определенная степень неподчинения нормам существует в любой социальной группе. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение, приносящее коллективный вред. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному порядку. Девиантное поведение, наносящее большой материальный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопасность, переходит в другую категорию поведения и квалифицируется как преступление.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.
Делинквентность, по словарю Вебстера, понимается как психологическая тенденция к правонарушениям. Сюда относят незначительные преступления, а также лживость, драчливость, прогулы в школе, враждебность к родителям и учителям и др. Выделяются следующие типы делинквентности: конформный, неустойчивый, агрессивно-защитный, оппозиционный.
Таким образом, отклоняющееся поведение - собирательный термин, охватывающий три формы - девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм. В итоге образуется некоторый континуум или шкала отклоняющегося поведения
Термин <подростковая (юношеская) делинквентность>, появившийся в 80-90-е годы в США, часто переводится на русский язык как <преступность несовершеннолетних> и означает нарушения закона несовершеннолетними, т.е. молодыми людьми в возрасте до 18 лет. Трудно сказать, какой из двух терминов более правильный, поскольку делинкветность обозначает специфически подростковую форму отклоняющегося поведения, а термин <криминальное поведение>, или преступность - поведение взрослых людей. Различие между ними кроется также в степени профессионализма или закоренелости. Взрослая преступность, тем более рецидивная (повторная), предполагает определенный уровень профессионализма, а юношеская делинквентность - это все еще любительское занятие, проступок, совершаемый впервые.
Юридический тер9мин <подростковая делинквентность> был введен для обозначения деяний юных правонарушителей с целью не клеймить их как <преступников>, выделить несовершеннолетних из основной массы и иметь возможность обращаться с ними иначе, чем с взрослыми преступниками. В большинстве случаев их судят в специальных судах по делам несовершеннолетних, и судьи всегда стараются выносить как можно более мягкий приговор. В современной России подростковой делинквентностью (административными правонарушениями тинэйджеров) занимаются подразделения по делам несовершеннолетних, поскольку делинквентное поведение - не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как-то: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждения и т.п.
Являясь формой отклоняющегося поведения, делинквентность в современном западном обществе характеризуется следующими чертами:
1. Вклад социальной
позиции - делинквентность выше
в низшем классе, среди мальчиков-подростков,
живущих в неблагоустроенных
домах в центре крупных
2. Влияние образцов
социализации - не все мальчики
в трущобах делинквенты.
Информация о работе Социальные проблемы девиантного поведения человека