Социальные проблемы девиантного поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ………..…………………………………………………………...8
§1.1.Определения «девиантность», «деликвентность», «аномия», их социальная сущность……………………………………………………………………….....8
§1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения…………….….12
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………...19
§ 2.1. Основы и причиЦелью данной работы является выявление характеристик социальных проблем девиантного поведения человека.
В связи с данной целью поставлены следующие задачи:
-дать характеристику понятиям девиантность, аномия, делинвинтность;
-рассмотреть основные теории девиантного поведения;
-охарактеризовать основные формы и причины девиантного поведенияны девиации…………………………………………….19
§ 2.2. Основные формы девиантного поведения………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...34

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ………..…………………………………………………………...8
§1.1.Определения «девиантность», «деликвентность», «аномия», их социальная сущность……………………………………………………………………….....8
§1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения…………….….12
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………...19
§ 2.1. Основы и причины девиации…………………………………………….19
§ 2.2. Основные формы девиантного поведения………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...34

Файлы: 1 файл

девиантное поведение.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

3. Наличие ситуационных  факторов - подростков арестовывали  за угон автомобилей, ограбление, применение оружия потому, что  им нравилось рисковать и потому  что под руку подворачивались автомобили, прохожие, оружие.

4. Перерастание  делинквентного действия в делинквентную  роль - многие участвуют в делинквентных  действиях время от времени  без намерения стать постоянными  нарушителями. Но когда сообщество  подростков начинает идентифицировать таких людей как делинквентов и вести себя с ними подобающе, наступает время, когда сами они начинают думать о себе в терминах именно этой роли.

5. Формирование  делинквентных коллективов и  субкультур - большинство делинквентных  актов происходит в толпе, группе, коллективе. В группе индивид получает поддержку своим провокациям. Постепенно формируются банды и субкультура

Аномия тесно  связана с девиантностью. Настолько  тесно, что оба явления объясняет  один и тот же круг научных теорий.10

Т.Парсонс называл аномию истинно социологической категорией. Сегодня большинство социологов мира согласны с ним. Однако прошло достаточно долгое время с того момента, как в 1838 г. О.Конт провозгласил о рождении новой науки, прежде чем европейские, а затем и американские социологи обратили на аномию серьезное внимание. М.Вебер вообще обошел ее стороной, уделяя свое время совсем другим понятиям и проблемам. Первым в ряду гигантов социологии заговорил об аномии Э.Дюркгейм на рубеже двух веков. Но он уделял ей хотя и постоянное, но не очень значительное внимание. Скорее аномия была в числе дополнительных категорий, необходимых ему для анализа куда более важных проблем, связанных с общественным разделением труда, коллективным сознанием, религией и самоубийством. Тем не менее последующие поколения социологов, и прежде всего Р.Мертон, считали аномию одним из центральных понятий социологии, помогающей ей объяснить социальные деформации в современном обществе.

§1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения

 

В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. 

   Уильям  Шелдон (1940), известный американский  психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся  тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. 

   Опираясь  на исследование поведения двухсот  юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее  склонны к девиации мезоморфы,  хотя они отнюдь не всегда  становятся преступниками.

   Хотя  подобные биологические теории были популярны в начале XX в., другие концепции их постепенно вытеснили.

   Сторонники  психологической трактовки связывали  девиацию с психологическими  чертами (неустойчивостью психики,  нарушением психологического равновесия  и т. п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.

   Развернутое  социологическое объяснение девиации  впервые дал Э.Дюркгейм. Он предложил  теорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной,  как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

   Теория  аномии получила дальнейшее развитие  у Р.Мертона. За главную причину  девиации он принял разрыв  между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.

   Известный  социальный антрополог Р. Линтон  ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторские», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.

   Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

   Модальная  личность - статистически более распространенный  тип отклоняющихся от идеала  вариаций. И чем более нестабильным  становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

   Согласно  культурологическим объяснениям,  девиация возникает в результате  конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные  группы, нормы которых отличаются  от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных, полиция скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества.

Миллер (1958), утверждал, что существует ярко выраженная субкультура  низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность: эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение». Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.

   Согласно  культурологическим объяснениям,  девиация имеет место, когда  индивид идентифицирует себя  с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются. Люди усваивают девиантное поведение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.

   Криминальная  девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. Более того, социологи подробно описали факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Они подчеркнули, что важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседневное общение.

   Говард  Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) отверг многие психологические  и социологические объяснения  девиации, потому что они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле «больным». Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. «Социальные группы создают девиацию, - писал он, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, которым, наклеиваются ярлыки аутсайдеров. С этой точки зрения, девиация - не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».

   Концепция  Беккера и подобные ей названы  теорией стигматизации (наклеивания  ярлыков), т. к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Короче говоря, Беккер высказал мысль, что «суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером (речь идет о том, связан ли он с нарушением какого-то правила), а также тем, как его оценивают другие люди».

   Большинство  людей, нарушают некоторые принятые  в обществе нормы и правила  поведения. Подросток может покуривать  сигареты с марихуаной. Администратор  делает приписки к счету, кто-то  пытается заниматься гомосексуализмом. Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. Лемерт (1951) называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что произойдет, если друг, член семьи, коллега или полицейский узнают о таких поступках и расскажут другим? Часто это приводит к тому, что называется вторичной девиацией: на человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно он и сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью. Совершивший первичное отклонение индивид продолжает жить по-прежнему, без особых изменений. Он занимает тот же социальный статус, выполняет те же роли. Но ситуация резко меняется, когда индивид получает ярлык девианта. Многие социальные связи сразу прерываются, престиж и статус падают, возможна даже изоляция от социальной группы. Такой человек может быть отстранен от любимой работы, профессии. Другими словами, вторичные отклонения, как правило, изменяет весь жизненный сценарий человека. Могут создаваться условия для повторения акта отклоняющегося поведения. Индивид становится уязвимым, другие девианты начинают использовать факт индивидуального отклонения, отдаляя все более и более человека, попавшего в беду, от общества и прививая ему нормы и ценности своей субкультуры. В то же время к человеку начинают применяться более жесткие меры социального контроля.

   Конфликтологический  подход к девиации представлен  группой социологов, которые называют  себя «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, сотрудники полиции с большей готовностью применяют законы, направленные против бедняков и не причастных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления.

   Другие  конфликтологи, разделяющие марксистскую  точку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов - это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев.

Таким образом, «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Сторонники этой теории рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Девиантное поведение как поведение проблем общества

 

§2.1. Основы и причины девиации

   Девиантность  определяется соответствиями и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой - в структуре своей психики, третий одновременно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь. Но отклоняющееся поведение имеет не только негативный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социальнополезных видах деятельности. Это может быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение и т.д.

Информация о работе Социальные проблемы девиантного поведения человека