Социальные проблемы девиантного поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ………..…………………………………………………………...8
§1.1.Определения «девиантность», «деликвентность», «аномия», их социальная сущность……………………………………………………………………….....8
§1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения…………….….12
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………...19
§ 2.1. Основы и причиЦелью данной работы является выявление характеристик социальных проблем девиантного поведения человека.
В связи с данной целью поставлены следующие задачи:
-дать характеристику понятиям девиантность, аномия, делинвинтность;
-рассмотреть основные теории девиантного поведения;
-охарактеризовать основные формы и причины девиантного поведенияны девиации…………………………………………….19
§ 2.2. Основные формы девиантного поведения………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...34

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ………..…………………………………………………………...8
§1.1.Определения «девиантность», «деликвентность», «аномия», их социальная сущность……………………………………………………………………….....8
§1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения…………….….12
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………...19
§ 2.1. Основы и причины девиации…………………………………………….19
§ 2.2. Основные формы девиантного поведения………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...34

Файлы: 1 файл

девиантное поведение.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

В нормально развивающемся  обществе 10 - 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько  же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.11

Групповые отклонения рассматриваются  как коллективное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. Подростки из трудных семей ведут «подвальный образ жизни», который осуждается нормативной доминирующей моралью общества. У молодых людей свои правила, нормы и культурные комплексы. В данном случае мы имеем дело с групповым отклонением, доминированием собственной «подвальной» культуры, пересечением множества субкультур, привнесенных индивидуальными девиантами.

   Социологи пытаются  объяснить истоки и причины  отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным стилям поведения по своей биологической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи - находят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративностью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее «умственными дефектами», предопределенностью отклонений. Существуют и культурологические объяснения девиации, строящиеся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).

   Наиболее аргументированной  точкой зрения объяснения причин  появления девиантной личности  является нарушение хода ее  социализации. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение.

   Однако  бывают случаи негативного поведения  детей-подростков из вполне благополучных  семей, ведь семья не единственный  источник и причина социализации  ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обществе. Многие нормы из различных субкультур часто противоречат друг другу. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью политического положения и т.д. Неизбежно "возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе существует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена отклоняющего поведения.

Существование в реальной жизни большого числа  противоречащих друг другу норм и неопределенность социального контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения, что приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм), при которой личность не имеет уверенности и надежности в выборе линии нормативного поведения.

По Э. Фромму, человек в этой ситуации утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособление от экономики, политических и нравственных норм.

Т. Парсонс описывает  состояние аномии, при котором  подавляющее число индивидов  находится в положении дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на формирование чувства безопасности и психологического здоровья.

Э. Мертон отмечает, что аномия является результатом  не свободы выбора, а невозможности  множества индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит основную причину трудностей в дисбалансе между культурными целями и легальными (инструментальными средствами), с помощью которых эти цели реализуются. Например, в то время как государство поддерживает усилия своих граждан в их стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные возможности членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Социальное неравенство, которое существует в обществе, является той причиной, которая заставляет человека искать нелегальные средства достижения цели, то есть отклонятся от общепринятых культурных норм и ценностей. Когда человек не может достигнуть своих целей с помощью способностей или таланта, он может прибегать к нелегальным средствам (обману, подлогу или воровству), не одобряемым обществом. Главную причину девиации Мертон видит в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их осуществления. Исходя из этого, он выделяет следующие типы поведения, которые выступают и способами социализации или, наоборот, ее угасания:

• конформность - утверждает поведение, соответствующее культурным целям и средствам их достижения;

• инновация - предполагает согласие с целями, но в то же время  отрицает социально одобряемые средства их достижения; поддерживая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами, как занятие престижной деятельностью, экономический успех, образование; отсюда возникает предрасположенность к незаконным способам достижения цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками;

• ритуализм как поведение акцентирует свое внимание, наоборот, на отрицании целей, но принятии традиционно одобряемых обществом средств их достижения; он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается у представителей низшего слоя среднего класса; это и может являться источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры;

• ретретизм - предполагает отрицание цели и средств; более  всего он характерен для лиц, оказавшихся  за чертой социальных интересов: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на человеческое достоинство;

• бунт - означает отчуждение от господствующих целей, стандартов и формирование новых целей и  средств их достижения.

Девиация начинается с фрустрации, с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида реализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, которая направлена на других или на самого себя. Если человек длительное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая возникает в результате конфликта человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удовлетворяет. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будет конфликтная девиация. В данной ситуации выделяется несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемленной или наступающей стороны удовлетворяются, то девиация прекращается. Если нет, то она продолжается в формах делинквентного поведения человека или группы людей, что означает серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправных действий и социально наказуемые.

   В любом  обществе, или на различных этапах его исторического развития вырабатываются свои критерии оценки поведения сограждан или групп людей. Одни отклонения могут осуждаться, другие - поощряться. Такой девиант, как странствующий монах, в одном обществе считается святым, а в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе герои, выдающие ученые, известные артисты, лидеры, защитники Отечества - это социально одобряемые девианты. При этом акценты социальной поддержки меняются. Если, например, появляется потребность в защите страны, то на первое место выходят военные полководцы, в другое время - политические лидеры, деятели культуры или учетные.

   Для отдельных  статусов и ролей существуют  свои оценки со стороны девиантологии,  а для других - иные. Например, такое  свойство личности, как «сверхинтеллектуальность», Не всегда приводит к социальной поддержке. Для ученого, культурного деятеля она необходима, а для актера, спортсмена, бухгалтера, политического лидера, министра менее необходима, а в отдельных случаях даже является помехой.  Фактор «сверхинтеллектуальности» не популярен в народе. Больше ценится твердый мужской характер, волевая личность, практическая ориентация. Преобладание подобных качеств в человеке воспитывает время, историческая эпоха.

   Личностные  качества и свойства способствуют возвышению человека, усилению его положительной девиации. Например, мужество и отвага открывают солдату путь к успеху, признанию, но они не столь важны для художника или поэта. Общительность, твердость характера в трудных ситуациях необходимы политику и предпринимателю, но не имеют особого значения в творческом пути писателя, художника или ученого.

   Общественное  мнение выработало множество  традиционных стереотипов восприятия индивидуальных качеств, которые способствуют утверждению индивида в различных сферах деятельности. Например, ученый должен якобы быть, отрешенным от окружающих, несколько странным, эрудированным и оригинальным; артист должен обладать фантазией, быть раскованным, живым и общительным. Данные стереотипы являются фикциями, заведомо ложными, но создаются для самооправдания и рекламы профессии или рода деятельности. Но, тем не менее, в них есть и доля истины.

   Личностные  качества - это важный фактор достижения  превосходства, а зачастую даже  самый важный. Неслучайно многие  великие люди обладали теми или иными выдающимися личностными качествами. Безусловно, что не только социальная поддержка, но и высокие мотивы движут великими делами людей. Мотивы - это побуждения к совершению поведенческого акта, действия. За любым действием скрыты определенные цели-желания, компенсация за прошлые неудачи, нереализованные возможности, обиды, физические недостатки, несправедливое к себе отношение. Такова природа человека, его стремление к превосходству над самим собой и доминированию над другими.

   Существует  точка зрения, что Наполеон имел  высокую мотивацию к достижению  успеха и власти над людьми  в результате одиночества, испытанного  им в детстве. Непривлекательные внешние данные и отсутствие внимания и оценки со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III. Николло Паганини постоянно стремился к признанию и славе в результате испытанной им в детстве нищеты и незаслуженных обид со стороны родителей и сверстников. Известно, что агрессивность у человека часто проявляется из-за сверхстрогости родителей. Таким образом, чувство беззащитности, замкнутости, возмущения или враждебности помогает иногда найти выход в индивидуальных усилиях, направленных на личностные достижения.

 

§ 2.2. Основные формы девиантного поведения

 

   К основным  формам девиантного поведения  в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.12

   Преступность. Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого математика-статистика Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

   По мере  изучения проблем преступности  все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, то есть разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой. В 30-е годы исследования, проведенные представителями так называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самые «преступные районы» - районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается открытой проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.

   Как отмечают  исследователи, развитие преступности  в нашей стране по основным  качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в некоторых индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.

   Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить  ее не удалось ни одному  обществу. В настоящее время необходимо сосредоточиться на реальной задаче - снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.

   Алкоголизм. С давних пор человечеству  известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX и ХХI в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма.

Информация о работе Социальные проблемы девиантного поведения человека