Социальные проблемы современной сельской молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:39, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы явилось изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Объект исследования: сельская молодежь. Предмет исследования: социальные проблемы сельской молодежи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
1.1 Социальный портрет молодежи
1.2 Формы и методы социальной работы с сельской молодежью
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа «Молодежь Хайбуллинского района»
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

проблемы сель шк.docx

— 68.96 Кб (Скачать файл)

В настоящее время нельзя ограничиваться лишь констатацией экономического кризиса  в России, а крайне важно критически анализировать его пагубные воздействия  на все сферы социальной жизни, прежде всего духовную. Сегодня в России идет процесс социальной деградации общества: разрушение образования, науки, здравоохранения, культуры и духовности. В стране безудержным способом распространяются такие патологические явления, как  криминализация общества, пьянство и  алкоголизм, наркомания, безработица, обнищание населения. Самое тревожное  состоит в том, что Россию захлестнула  волна нравственных деградаций. Это, прежде всего, коснулось молодежи. Сейчас врачей-психиатров тревожит распространение  среди молодого поколения психических  заболеваний, шизоидных и истерических отклонений, неврозов и т.д.

Социальной деградации прежде всего  подвергается молодежь. В списке расходов нынешней школьной молодежи на «духовную  пищу» приоритетными являются аудио  и видеозаписи. Ныне телевидение  формирует у молодежи неадекватное, искаженное восприятие окружающей нас  реальной действительности. Засилье  теле-видео продукции фильмами и  передачами, до предела наполненными сценами насилия, жестокости, оказывающими разрушающее влияние на сознание детей и подростков, тревожит российскую общественность.

В настоящее время все без  исключения каналы телевидения заполнены  праздничными шоу, карнавалами и  шумными презентациями. Все это  приучает молодежь к легкой, беспроблемной  жизни. Насыщенность каналов телевидения  «легким» несерьезным жанром отучает  российскую молодежь от повседневного  умственного труда в сфере  духовности, отвлекает ее от серьезной  работы по изучению истории отечества, богатой русской литературы и  искусства. Было бы исключительно своевременно и хорошо, если бы давали объективную  информацию о серьезных проблемах  России, пропагандировали трудовой образ  жизни, формировали у молодежи устойчивое убеждение о невозможности добиться успехов без напряженного труда  во всех сферах социальной жизни.

Сегодня в Российских средствах  массовой информации много разговоров относительно утверждения в обществе права на «свободу выбора». Конечно, высшим благом является свобода и  человек должен делать свободный  выбор. Но это может сделать только духовно зрелый человек, этого не может сделать незрелый, неподготовленный к взрослой жизни подросток и  юноша. К тому же их положение в  сегодняшней России осложняется  тем, что «свобода выбора» происходит в ситуации тотальной агрессии западной, и прежде всего американской массовой культуры, ориентирующей молодежь делать выбор между подлостью и пошлостью (49; с.45-48).

Развал устоявшейся системы  воспитания и образования привел к утрате жизненных ориентиров, целей  и духовных идеалов у подростков. Ныне молодыми людьми в трудовой мотивации  приоритет отдается не содержательному  труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. Сегодня  в системе нравственных приоритетов  у молодежи доминирующее место заняли «культ успеха». Естественно, успех  сам по себе не несет ничего плохого, наоборот; инициирует стремление к  развитию личности, открывает в человеке новые возможности. Но самое прискорбное  заключается в том, что в сознании у нынешнего поколения господствует психология обогащения, причем обогащения без труда, приложения усилий.

Усиление влияния криминогенности  на молодежь приводят к серьезным  изменениям в ее сознании и поведении. Прежде всего, трансформируется ее социальное самочувствие. В нем доминируют чувство  опасности и страх в связи  с ростом молодежной и подростковой преступности. Разочарование в жизни, чувство страха, которое все более  и более растет среди молодежи, способствуют усилению тенденций суицида  среди юношей и девушек. В последнее  время в молодежной среде падает ценность жизни. Растет количество самоубийств. По данным социологических исследований, основными причинами суицида  среди молодежи выступают безработица, семейные неурядицы, увлечение алкоголем  и наркоманией (49; с.121-122).

Другая проблема, которая вызывает озабоченность российского общества — увлечение молодежи потреблением алкоголя и ее наркотизация. В настоящее  время среди населения с каждым годом возрастает страх и беспокойство за судьбу подрастающего поколения. По мнению многих социологов, психологов причиной увлечения молодежи наркотиками, алкоголем является стремление уходить  от реальной жизни, растущее отчуждение в обществе и, в частности, отчуждение молодежи от своего ближайшего окружения. В сегодняшней российской реальности неимоверно много причин и поводов  для разочарований, неуверенности. Они вызываются многими социальными  и психологическими факторами, прежде всего, как уже об этом не раз говорилось, ростом безработицы среди молодежи. Сегодня молодым людям трудно найти работу. Это не просто даже тем, кто имеет высшее образование, не говоря уже о тех, кто не смог поступить в институт. Молодые  люди, не выдержав трудностей, желая  хоть на время забыться, встают на путь употребления наркотических веществ, изменяющих психику, вызывающих желаемое состояние эйфории.

Социальная опасность этих отклонений состоит в том, что молодые  люди, не имея жизненного опыта, не умея предвидеть социальные, физиологические  последствия проституции, алкоголизма, наркомании, не считают их отклонениями от нормы. Массовое распространение  их создает у подростков иллюзию  нормального поведения, и это, в  конце концов, приводит к формированию особой подростково-молодежной субкультуры со своими «нормами», разрешающими делать все, что захочется, и минимальными табу на подобие воровских «законов», запрещающих «предавать своих» (24; с.45).

В ближайшее время государству, обществу в целом необходимо сосредоточиться  на борьбе с этими отклонениями, чтобы они не стали «нормой» образа жизни российской молодежи.

От уровня развития молодежи —  физического, умственного, от ее образованности, уровня сознания, ее ценностей, мотивов  поведения, социальной активности и  т. д. зависят ее возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад  в социальный прогресс. Развивать  молодежь — значит усиливать инновационный, творческий потенциал молодого поколения, закладывать основы будущего роста, накапливать силы для ускоренного  выхода России из тяжелейшего положения. От того, насколько широко и глубоко  молодежь интегрирована во все сферы  жизни общества, насколько активно  она участвует в ней, зависят  темпы развития и молодежи, и общества в целом.

Молодежь — одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. По совету Запада, Россия подвергла  себя безответственному эксперименту, реализовала бездумно так называемую «шоковую терапию», что привело к  разрушению экономики и массовому  обнищанию населения.

В обществе крайне низок престиж  образованности, профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что  формирует растерянность, неуверенность  в настоящем и будущем, приводит к «утечке мозгов», к уходу  в «частную жизнь» и в «никуда».

Переход к рыночным отношениям ведет  к еще большей дифференциации среди молодежи, к появлению значительных групп обездоленных, к резкому  падению жизненного уровня подрастающего  поколения, к массовой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов особенно резко сказывается на трудоустройстве  девушек. Актуален вопрос о физическом выживании научной интеллигенции.

Правильная образовательная молодежная политика является залогом стабильности общества. Центральная задача образования  состоит в создании условий для  раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии. Должна быть обеспечена востребованность народным хозяйством знаний и талантов (16; с.47-48).

Серьезное беспокойство вызывает уровень  здоровья подрастающего поколения. Причем каждое следующее поколение  менее здорово, чем предыдущее. Острие проблемы здоровья населения перемещается от старшего поколения к младшему, в сферу детства и молодости. На повестке дня — сохранение генофонда  нации, вопрос ее физического выживания. После революции, во время первой волны беспризорности, генофонд нации  был более или менее в порядке. Сегодня у многих беспризорников задержки в развитии, «младенческий  интеллект».

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может  быть реализовано без организации  социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

1.2 Формы и методы социальной  работы с сельской молодежью

 

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение  ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни  общества.

Молодежь, являясь наименее социально  защищенной категорией населения, нуждается  в социальной поддержке государства. Молодым людям, не нашедшим себя в  условиях новой рыночной экономики, требуется оказание психологической  поддержки, профориентационные рекомендации психологов.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам  молодежи является содействие занятости  юношей и девушек. Оно реализуется  через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству  с помощью следующих форм: ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей  но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест (16; с.37-39).

Профессиональная подготовка безработных  осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам  предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания  курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут  обратиться в отдел содействия занятости  молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм. Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

В каждом конкретном случае специалисты  по социальной работе с молодежью  содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также  в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и  т. д.).

Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение  подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично  принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной  работе.

Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется  в подростково-молодежных клубах органов  по делам молодежи. Социально-клубные  учреждения предоставляют разнообразные  по форме и содержанию возможности  для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых  людей.

Основным назначением данного  учреждения является развитие мотивации  личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг  в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение  условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни  в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного  досуга молодежи.

Учреждение организует работу с  подростками и молодежью в  течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и  разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах  и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба (21; с.27-28).

Содержание и формы деятельности социальных учреждений органов по делам  молодежи способствуют преодолению  трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для  развития его активной жизненной  позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и  учащейся молодежи могут входить  педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность  накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих  трудностей. Важно, чтобы в учреждениях  органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный  на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода  в работе с каждым человеком. Любой  желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.

Информация о работе Социальные проблемы современной сельской молодежи