Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:39, дипломная работа
Целью настоящей работы явилось изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Объект исследования: сельская молодежь. Предмет исследования: социальные проблемы сельской молодежи.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
1.1 Социальный портрет молодежи
1.2 Формы и методы социальной работы с сельской молодежью
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа «Молодежь Хайбуллинского района»
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная молодежная среда, являющаяся объектом воздействия со стороны политических институтов и структур, политических партий и объединений, функционирующих в обществе, представляет собой сложный и противоречивый организм, отражающий все социально-экономические и политические тенденции развития современной России.
Молодежь — это социальная группа,
наиболее восприимчивая и в то
же время прагматично настроенная
часть населения любого государства.
Имеющиеся проблемы модернизации российского
общества, ее успехи и сложности
интересуют и волнуют большую
ее часть. Несмотря на многочисленные
трудности повседневного бытия
молодого поколения, возникшие за годы
рыночных реформ, молчаливое равнодушие
к потребностям и интересам молодежи
со стороны государства, она в
целом поддерживает и одобряет эти
судьбоносные преобразования, осуществляемые
на стыке двух столетий в России.
Такое одобрительно-спокойное
Основными ее задачами являются приобщение молодых граждан к участию в общественных и социально-экономических преобразованиях, совершенствование системы трудового, нравственного и патриотического воспитания, усиление социальной защиты подрастающего поколения. Каждый молодой человек в российском государстве должен иметь достойные условия для самореализации, получения качественных знаний, отвечающих требованиям эпохи. В основу современной молодежной политики государства должна быть заложена научно выверенная философия полноценной социализации молодежи. Решение этой задачи в условиях трансформирующегося общества, сопровождающегося системными кризисами, требует фундаментальной коррекции идеологии воспитания молодежи. Эту работу следует начинать с основательного лечения самого общества, институтов социализации молодежи (семьи, системы образования и др.), обратив при этом особое внимание на мощную финансовую поддержку их со стороны государства.
Особое место в молодежной политике должны занимать вопросы, относящиеся к семейно-брачным отношениям, так как социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, тендерные вопросы, проблемы воспитания и социализации молодежи в семье требует от органов государственной власти более внимательного подхода к разработке современной семейной политики и главное — усиления финансово-экономической ее поддержки. При этом всегда нужно иметь в виду, что способ структурирования семьи и действий индивидов в их повседневной жизни основан не только на ограничениях и поощрениях в поведении согласно принятым традициям и политике в семье, он построен еще на функционировании таких институтов общества, как рынок труда, способы культурного конструирования семьи, «материнства», «отцовства» и «детства» в российском обществе.
В процессе дальнейшего реформирования всех сфер социальной жизни следует полновесно использовать юношеский оптимизм, энергетический потенциал и деловую предприимчивость молодого поколения. При этом очень важно при реализации задач модернизации общества более смело и решительно использовать все позитивное, нетрадиционное в молодежной среде, независимо от политической ориентации этой особой социальной группы общества.
Таким образом, поставленная нами цель исследования — изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе достигнута.
Поставленные нами задачи решены:
- изучена литература по
- раскрыты социальные проблемы и потребности молодежи;
- рассмотрен опыт Республики
Башкортостан в сфере
Гипотезы исследования подтвердились:
действительно молодежная политика
эффективна тогда, когда в ней
масштабно и всесторонне
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акчурин Б.Г. Духовное здоровье сельского населения Башкортостана // Социс. - 2001. - № 12. – С. 23-24.
Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов. - М., 1995.
Апарина А. Проблемы социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях // Диалог. - 1998. - №1. – С. 27-28.
Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социс. - 2000. - №8. – С. 45-48.
Бобахо В.А., С.И.Левикова. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1997. - №2. – С. 33-37.
Бочарова В. Педагогика социальной работы. М., 1994
Быков В. В., Парамонов А. И. Развитие
предпринимательства в
Гологузова М.Н Социальная педагогика. - М,, 1999.
Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социальные основы социальной педагогики. - Барнаул, 1996. – 178 с.
Деготь Б.А., Шубина И.И. Российское законодательство о социальной защите населения: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк„ 1996. - 111с.
Димов В.М. Проблемы девиантного поведения Российской молодежи // Вестник Московского университета. - 1997. - №3. – С. 12-13.
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. для социальных педагогов и социальных работников. М., 2003. -157 с.
Заочный семинар для специалистов
по делам молодежи (информационно-
Запесоцкий А.С, Файн А.П. Эта непонятная молодежь...: Проблемы неформальных молодежных объединений. - М.: Профиздат, 1998. - 224 с.
Зубков Ю. Будущее молодых россиян проблематично//Диалог. -1998. - №9. – С. 31-35.
Иваненков С. П. Проблема социализации современной молодежи. - М., 1999. – 154 с.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001.- 214 с.
Информационный отчет
Камалдинова Э. И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности. – М.: Педагогика, 1998. – 142 с.
Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: Нормы, отклонения, социализационная траектория//Социс.-2003.-№6.- C. 42-44.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 1989. - 255 с.
Кравченко А.И. Социология: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
Липский И. Социальная педагогика: опыт
моделирования и
Лисовский В. Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. - 1994. - № 1/4. – С. 38-41.
Лисовский В. Т. Социальная защита молодежи. - М., 1994. - 212 с.
Лупов В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социс. - 1998. - №8. – С. 47-49.
Лучанкин А. И., Сияцкий А. А. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы. - Екатеринбург, 1997. – 153 с.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2006.
Медведева Г.П. Этика социальной работы: учеб. пособие. - М., 2002.
Молодежное движение в Башкортостане ХХ века / сост. Г.Р. Мухаметдинов. – Уфа: Гилем, 2005. – 265 с.
Молодежный вестник
Молодежь и образование в условиях перехода к рыночному обществу // Мониторинг «Молодежь Башкортостана». - Уфа, 1997.
Молодежь России тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильвинского, А.В. Шаронова. - М., 1993.
Молодежь России: социальное развитие / Ред. В.И. Чупров и др. М, 1992.
Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. - Уфа: Гилем, 2003. –171 с.
Мудрик А.В Введение в социальную педагогику. - М., 1994.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007.
Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
Овчарова Р. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
Основы социальной работы / под. ред. Е.В. Ханжина. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
Основы социальной работы: учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М., 2005.
Положение молодежи в Российской Федерации: Аналитический доклад. М., 2005.
Попов В.А., Кондратьев О.Ю. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы // Социс. - 2003. - №8.
Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003.
Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М.Пановой и Е.И. Холостовой: В 2 т. - М., 1997.
Ручкин Б. А. и др. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения. - М., 2000.
Савинов А.Н. , Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2001. – 192 с.
Садриев М.М. Молодежь - будущее страны // Ватандаш. - 2002. - №6. – С. 53-56.
Садриев М.М. Социология молодежи: учеб. пособие. - Уфа: Гилем, 2005. – 308 с.
Словарь-справочник по социальной работе/ под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – 424 с.
Социология молодежи: учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. – 298 с.
Теория и методология
Формы и технологии социальной работы: научно-методическое пособие / под ред. Гусляковой, Т.В. Крохонен. - Барнаул, 2005. – 245 с.
Фролов С.С. Общая социология: учебник. - М.: Проспект, 2008. - 384 с.
Хайбуллинский район: стат. сборник. – Уфа, 2008. – 106 с.
Чередниченко Г.А. Жизненные траектории молодежи на различных этапах получения образования // Материалы исследовательского проекта «Будущее молодежи России». - М., 2003.
Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001.
Приложение
Уважаемый респондент!
Персонал нашего клуба считает своей приоритетной задачей повышение качества услуг и улучшение условий работы. Просим Вас принять участие в опросе, проводимом с целью усовершенствования работы.
Большинство предлагаемых вопросов содержат варианты ответов: отметьте те из них, которые соответствуют вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свой вариант.
Благодарим за участие!
1. Что Вы слышали о социальных
службах (телефон доверия,
Обращался сам, или знакомые
Знаю, что есть такая служба
Ничего об этом не слышал
Самые важные направления работы служб помощи молодежи:
развитие молодежных бирж труда и служб трудоустройства
психологическая помощь молодежи и молодым семьям
психологическая помощь подросткам
юридическая служба для молодежи
развитие клубов по интересам
подготовка молодежи к браку, семейной жизни
3. Знаете ли о молодежных
да, знаю
нет, не знаю
4. Если знаете, то назовите эти программы
______________________________
5. Как часто вызывает интерес тема трудоустройства?
интересует постоянно
интересует периодически
не интересует
6. Работаете ли Вы по своей специальности?
1. да
2. нет
7. Для достижения успеха важно:
хорошее образование
состоятельные родителя
одаренность, талант
высокая трудоспособность
необходимые знакомства, связи
обладать сильной волей, целеустремленностью
Другое _________________
8. Как часто вызывает интерес тема семья, воспитание детей?
интересует постоянно
интересует периодически
не интересует
9. Сколько детей в семье
одного
двоих
троих
ни одного
10. Источники информации об
местные газеты
радио
телевидение
другое _________________
11. Как Вы проводите свободное время?
______________________________
Сообщите, пожалуйста, данные о себе:
Возраст
Образование
Род занятий
Информация о работе Социальные проблемы современной сельской молодежи