Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:39, дипломная работа
Целью настоящей работы явилось изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Объект исследования: сельская молодежь. Предмет исследования: социальные проблемы сельской молодежи.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
1.1 Социальный портрет молодежи
1.2 Формы и методы социальной работы с сельской молодежью
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа «Молодежь Хайбуллинского района»
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест (25; с.67-68).
Профессиональная подготовка безработных
осуществляется на базе комплексного
центра социального обслуживания молодежи.
Здесь комплектуются группы юношей
и девушек, которые желают получить
профессию. Обучающимся гражданам
предоставляется место на предприятиях
города для прохождения
Специалисты учреждений органов по
делам молодежи оказывают психологическую,
педагогическую, социальную, правовую
и медицинскую помощь детям, подросткам
и молодежи, а также консультативно-
Создаваемые органами по делам молодежи
учреждения, в том числе социально-
Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.
Многими специалистами отмечается
эффективность внедрения
Социально-профилактическая работа организуется
также с помощью дворовых площадок
для молодежи по месту жительства.
Здесь специалист по социальной работе
с молодежью реализует
Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т. д.
В каждом конкретном случае специалисты
по социальной работе с молодежью
содействуют в обеспечении
Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе (25; с.34).
Содействует формированию духовно-нравственных
ценностей молодого человека военно-патриотическое
направление, которое реализуется
в подростково-молодежных клубах органов
по делам молодежи. Социально-клубные
учреждения предоставляют разнообразные
по форме и содержанию возможности
для личностной самореализации, развития
духовно-нравственных ориентиров молодых
людей. Правовой статус данного учреждения
определен инструктивным
Основным назначением данного
учреждения является развитие мотивации
личности молодого человека к познанию
и творчеству, реализация дополнительных
образовательных программ, услуг
в интересах молодежи, общества,
государства. К задачам, определяющим
содержание деятельности подростково-молодежных
клубов, можно отнести: обеспечение
условий для личностного
Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.
Содержание и формы
Государственный комитет по делам молодежи Республики Башкортостан, видоизменив и усовершенствовав сохранил популярные еще с комсомольских времен такие традиционные соревнования, как «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Плетеный мяч», «Белая ладья», «Чудо шашки», «Веселый дельфин», «Лыжня румяных» и т. д. (18; с.52-54).
Одной из главных проблем молодых является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях.
Выводы по главе I
Молодежь составляет в обществе
особую группу, для которой еще
не завершена первичная
Молодежь — это возраст, когда происходит «второе духовное рождение», делающее молодых самостоятельными лицами. Особенностью молодого поколения выступает то, что оно занимает весьма динамичное промежуточное положение между периодом «подростковым» и «взрослым», отличающееся неустойчивостью характера, эмоциональностью и самонадеянностью.
Молодежь меньше других слоев, социальных
и возрастных групп обременена старыми
идеологическими стереотипами и
мифами. Она в отличие от старшего
поколения легче, безболезненно
может отказаться от всего отжившего,
отстоявшегося. Именно ее нужно готовить
жить и работать в условиях цивилизованно
обустроенного рынка в будущем.
Это обстоятельство требует кардинальных
преобразований в системе образования,
совершенствования философии
Немаловажной проблемой
Для активной интеграции молодежи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство, необходима, с одной стороны, постоянная поддержка государства, как в материальном, так и идеологическом отношении, с другой стороны, создание партнерских отношений, то есть условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельность молодежи. Необходимо развивать и реализовать творческий и трудовой потенциал молодежи, использовать в нужном направлении способности молодого поколения к освоению новых технологий, развитию новых идей.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Решение социальных
проблем сельской молодежи
Положение молодежи в обществе является
одним из важных показателей уровня
его развития, так как во многом
от этого зависит будущая
Принятый 12 ноября 1991 г. в Республике
Башкортостан (РБ) закон «О молодежи»
заложил первую борозду в целину
молодежной политики в России. В
целях реализации этого закона в
этом же году был создан Государственный
комитет РБ по делам молодежи. Ныне
он преобразован в Управление по делам
молодежи при Совете Министров республики.
Этот государственный орган
К началу 2008 г. в 30 районах и городах
республики работало около 130 специалистов
этого профиля. В настоящее время
закон «О государственной молодежной
политике» существенно
При разработке молодежной политики в РБ были учтены две группы особенностей, присущие молодежи. Во-первых, все подрастающее поколение, вступая во взрослую жизнь, на рубеже смены поколений формирует в себе образ будущего, несет ответственность за самосохранение и развитие общества, за преемственность истории и культуры народов, этносов, составляющих его (30; с.38).
В молодежной политике Башкортостана четко и ясно выражена идея о том, что именно подрастающее поколение ответственно за сохранение и дальнейший расцвет народа как культурно-исторической общности, за дальнейшее совершенствование и приспособление его образа жизни к условиям современной цивилизации. Во-вторых, в период вступления молодого поколения во взрослую жизнь у нее в силу объективных причин не сразу формируются ценностные, духовно-нравственные ориентиры. Нередко недостаток жизненного опыта у молодежи при принятии ею серьезных и ответственных решений приводит к непростительным ошибкам. Как свидетельствует история многих государств, эта проблема еще более усугубляется, осложняется в условиях революционных переворотов, кардинальных реформ и трансформации традиционного общества, когда неопытная молодежь, не успев усвоить старые, устоявшиеся в обществе ценности, которыми руководствуется старшее поколение, полностью не принимает на вооружение далеко непонятные ей, неопределенные новые ценности и духовно-нравственные ориентиры. В новой политике, предлагаемой современной молодежи в республике, учтены эти нюансы и обстоятельства и предложены конкретные механизмы и пути сохранения всего ценного из опыта старшего поколения. В настоящее время в республике проводится масштабная работа по вооружению подрастающего поколения системой ценностей и ориентиров, адекватной требованиям современной цивилизации.
Информация о работе Социальные проблемы современной сельской молодежи