Социальные проблемы современной сельской молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:39, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы явилось изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Объект исследования: сельская молодежь. Предмет исследования: социальные проблемы сельской молодежи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
1.1 Социальный портрет молодежи
1.2 Формы и методы социальной работы с сельской молодежью
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа «Молодежь Хайбуллинского района»
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

проблемы сель шк.docx

— 68.96 Кб (Скачать файл)

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам  молодежи является содействие занятости  юношей и девушек. Оно реализуется  через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству  с помощью следующих форм: ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей  но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест (25; с.67-68).

Профессиональная подготовка безработных  осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам  предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания  курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут  обратиться в отдел содействия занятости  молодежи, где специалисты оказывают  помощь в трудоустройстве. Данная форма  эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.

Специалисты учреждений органов по делам молодежи оказывают психологическую, педагогическую, социальную, правовую и медицинскую помощь детям, подросткам и молодежи, а также консультативно-методическую помощь родителям, специалистам инспекций  по делам несовершеннолетних. Проводятся групповые занятия и тренинги по наиболее сложным проблемам молодежи, разрабатываются и внедряются коррекционно-развивающие  программы, организуется психологическое  просвещение населения, издаются методические пособия и методические рекомендации. Учреждения органов по делам молодежи сотрудничают с ЗАГСами, кабинетами планирования семьи, с военкоматами, образовательными учреждениями, подростковыми  медицинскими кабинетами, инспекциями  по делам несовершеннолетних и т.д.

Создаваемые органами по делам молодежи учреждения, в том числе социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической  помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи предоставляют  социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним и молодежи (53; с. 78-80).

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с  помощью индивидуальных, групповых  и коллективных форм.

Многими специалистами отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных  сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Специалист по социальной работе в  летнем оздоровительном лагере создает  условия для формирования позитивных межличностных отношений в группе. Педагогическое сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко всему коллективу. В  завершение любого коллективно-творческого  дела проводится совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во время работы с практическими  ситуациями, когда подростки находили решения и добивались результатов, участвуя в обще-лагерных мероприятиях и работе своего отряда (16; с.25).

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные  игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации  по месту жительства, для получения  паспорта, медицинского полиса и т. д.

В каждом конкретном случае специалисты  по социальной работе с молодежью  содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также  в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и  т. д.).

Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение  подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично  принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной  работе (25; с.34).

Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется  в подростково-молодежных клубах органов  по делам молодежи. Социально-клубные  учреждения предоставляют разнообразные  по форме и содержанию возможности  для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых  людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом  Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» (27; с.75).

Основным назначением данного  учреждения является развитие мотивации  личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг  в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение  условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни  в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного  досуга молодежи.

Учреждение организует работу с  подростками и молодежью в  течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и  разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах  и других). Содержание работы подростково-молодежного  сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью  с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Содержание и формы деятельности способствуют преодолению трудной  жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции  и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются  определенные особенности: разновозрастный  состав коллектива, куда помимо старших  школьников и учащейся молодежи могут  входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность  накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих  трудностей. Важно, чтобы в учреждениях  органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный  на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода  в работе с каждым человеком.

Государственный комитет по делам  молодежи Республики Башкортостан, видоизменив  и усовершенствовав сохранил популярные еще с комсомольских времен такие  традиционные соревнования, как «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Плетеный мяч», «Белая ладья», «Чудо шашки», «Веселый дельфин», «Лыжня румяных» и т. д. (18; с.52-54).

Одной из главных проблем молодых  является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к  рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической  активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения  жить и работать в новых условиях.

 

Выводы по главе I

 

Молодежь составляет в обществе особую группу, для которой еще  не завершена первичная социализация, в то же время молодое поколение  является стратегическим ресурсом страны. Этим и определяется необходимость  государственной поддержки молодежи, решения ее социально-экономических  проблем по месту учебы, работы и  жительства. Роль органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан состоит в создании механизмов, снижающих влияние негативных факторов на социализацию молодежи и укрепляющих воздействие на нее позитивных тенденций. Государственная поддержка молодежи должна быть ориентирована как на привлечение дополнительных источников финансирования, так и на адресное распределение и эффективное использование средств, выделенных на указанные цели из бюджета. Необходимо подготовить молодежь к широкомасштабному участию в общественной жизни, мобилизовать ее энергию и потенциал на созидательное участие в жизни республики.

Молодежь — это возраст, когда  происходит «второе духовное рождение», делающее молодых самостоятельными лицами. Особенностью молодого поколения  выступает то, что оно занимает весьма динамичное промежуточное положение  между периодом «подростковым» и  «взрослым», отличающееся неустойчивостью  характера, эмоциональностью и самонадеянностью.

Молодежь меньше других слоев, социальных и возрастных групп обременена старыми  идеологическими стереотипами и  мифами. Она в отличие от старшего поколения легче, безболезненно  может отказаться от всего отжившего, отстоявшегося. Именно ее нужно готовить жить и работать в условиях цивилизованно  обустроенного рынка в будущем. Это обстоятельство требует кардинальных преобразований в системе образования, совершенствования философии воспитания подрастающего поколения, разработки новой идеологии и политики его  социализации.

Немаловажной проблемой сегодня  является разработка целостной концепции  государственного развития. Составной  частью должна стать научно-обоснованная, хорошо выверенная молодежная политика. Государство решение всех задач  молодежной политики не может взять  только на свои плечи, и поэтому львиную  долю их передает в руки тех общественных организаций и объединений, которые  способны реализовывать свои задачи более эффективно и быстро. Но при  этом государство должно обратить особо  пристальное внимание на разработку специальных программ, создание особых механизмов и принципов для осуществления  молодежной политики. На наш взгляд, программно-целевой принцип будет  способствовать более эффективной  реализации молодежной политики. Эти  целевые программы, механизмы и  принципы должны быть разработаны во всех городах и крупных населенных пунктах.

Для активной интеграции молодежи в  единое экономическое, политическое и  социокультурное пространство, необходима, с одной стороны, постоянная поддержка  государства, как в материальном, так и идеологическом отношении, с другой стороны, создание партнерских отношений, то есть условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельность молодежи. Необходимо развивать и реализовать творческий и трудовой потенциал молодежи, использовать в нужном направлении способности молодого поколения к освоению новых технологий, развитию новых идей.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

2.1 Решение социальных  проблем сельской молодежи Республики  Башкортостан

 

Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущая действительность. Молодежь, составляющая более трети  населения республики, – это большая  социальная группа, требующая активной поддержки со стороны государства. Социально-демографическая ситуация в современном российском обществе характеризуется сокращением рождаемости, преобладанием смертности над рождаемостью, высокой младенческой смертностью, возрастанием числа разводов и т.д. Многие проблемы социально-демографического развития российского общества характерны и для нашей республики.

Принятый 12 ноября 1991 г. в Республике Башкортостан (РБ) закон «О молодежи»  заложил первую борозду в целину молодежной политики в России. В  целях реализации этого закона в  этом же году был создан Государственный  комитет РБ по делам молодежи. Ныне он преобразован в Управление по делам  молодежи при Совете Министров республики. Этот государственный орган осуществляет межотраслевую координацию и  функциональное регулирование в  сфере государственной молодежной политики. В настоящее время среди 75 административно-территориальных  образований Башкортостана отделы (управления и комитеты) по делам  молодежи существуют при 72 администрациях. Дальнейшее развитие структуры органов  по делам молодежи связано с введением  должностей специалистов по работе с  молодежью в штаты органов  местного самоуправления, хозяйств и  предприятий (18; с. 45-47).

К началу 2008 г. в 30 районах и городах  республики работало около 130 специалистов этого профиля. В настоящее время  закон «О государственной молодежной политике» существенно обновлен. С учетом произошедших изменений  во всех сферах социальной жизни, а  также накопленного опыта работы с молодежью в этот закон были внесены серьезные корректировки и дополнения.

При разработке молодежной политики в РБ были учтены две группы особенностей, присущие молодежи. Во-первых, все подрастающее поколение, вступая во взрослую жизнь, на рубеже смены поколений формирует  в себе образ будущего, несет ответственность  за самосохранение и развитие общества, за преемственность истории и  культуры народов, этносов, составляющих его (30; с.38).

В молодежной политике Башкортостана  четко и ясно выражена идея о том, что именно подрастающее поколение  ответственно за сохранение и дальнейший расцвет народа как культурно-исторической общности, за дальнейшее совершенствование  и приспособление его образа жизни  к условиям современной цивилизации. Во-вторых, в период вступления молодого поколения во взрослую жизнь у  нее в силу объективных причин не сразу формируются ценностные, духовно-нравственные ориентиры. Нередко  недостаток жизненного опыта у молодежи при принятии ею серьезных и ответственных  решений приводит к непростительным  ошибкам. Как свидетельствует история  многих государств, эта проблема еще  более усугубляется, осложняется  в условиях революционных переворотов, кардинальных реформ и трансформации  традиционного общества, когда неопытная  молодежь, не успев усвоить старые, устоявшиеся в обществе ценности, которыми руководствуется старшее  поколение, полностью не принимает  на вооружение далеко непонятные ей, неопределенные новые ценности и духовно-нравственные ориентиры. В новой политике, предлагаемой современной молодежи в республике, учтены эти нюансы и обстоятельства и предложены конкретные механизмы  и пути сохранения всего ценного  из опыта старшего поколения. В настоящее  время в республике проводится масштабная работа по вооружению подрастающего  поколения системой ценностей и  ориентиров, адекватной требованиям  современной цивилизации.

Информация о работе Социальные проблемы современной сельской молодежи