Социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 21:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия социального института, его существенных характеристик, а также определение места и роли социальных институтов в жизни общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………...5
2. Виды и функции социальных институтов…………………………….....13
3. Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие…..19
4. Семья как важнейший социальный институт………………………...…22
Заключение…………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

    Важным  моментом в процессе институционализации  является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и  ошибок. В ходе общественной практики люди производят отбор, из разных вариантов  находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стандартизированные  обычаи.

    Необходимым шагом на пути институционализации  является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного  мнения, а затем и санкционирования формальными органами власти. На этой основе разрабатывается система санкций. Таким образом, институционализация, прежде всего, представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определённых жизненно важных потребностей.

    Эта система гарантирует сходное  поведение людей, согласовывает  и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы  удовлетворения их потребностей, разрешает  конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние  равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

    Само  по себе наличие этих социокультурных  элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы  они стали достоянием внутреннего  мира личности, воплотились в форму  социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы  потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является также важнейшим  элементом институционализации.

    И последним важнейшим элементом  институционализации является организационное  оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабжённых определёнными материальными  средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего  образования состоит из определённой совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют  в рамках таких учреждений, как  вузы и др., которые для своей  деятельности располагают определёнными  материальными ценностями (зданиями, финансами и т.д.).

    Итак, каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для  данного института. На основе всего  вышеизложенного можно дать следующее  определение социального института. Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих  определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами  своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами  и образцами поведения.

 

    1. Виды  и функции социальных институтов

     Каждый  институт выполняет свою, характерную  для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов  социальной системы. Эти функции  очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы.

     Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами:

  1. Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
  2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
  3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.
  4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
  5. Нормативно-санкционирующие – общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.
  6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.7

     Основной  содержательной функцией каждого конкретного  социального института, как отмечалось выше, является удовлетворение тех  социальных потребностей, ради которых  он сформировался и существует. Однако для осуществления этой формулы  каждый институт выполняет в отношении  своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения  людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует  назвать пять основных функций:

  1. Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается определённый социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность, связи и отношения каждого члена института.

    С этой функцией тесно связана регулятивная функция, которая состоит в том, что социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений  между членами общества путём  выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким видом  деятельности он ни занимался, в какой  плоскости ни осуществлялись бы связи  и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его  поведение в этой области и  сфере отношений.

  1. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция в институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объёма и частоты контактов.
  2. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему институциализированных ролей. Информация, произведённая в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами.
  3. Транслирующая функция проявляется в порядке социального опыта. Каждый институт обладает определённым механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения.
  4. Коммуникативная функция — это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.8

     Наряду  с явными функциями социальных институтов существуют скрытые, латентные, функции. Это побочные, косвенные результаты функционирования социальных институтов. Так один из основоположников учения о социальных институтах Торстейк Веблен указывал, что основная функция экономического института – производство предметов  потребления для удовлетворения жизненно-важных потребностей в обеспечении  пищей, жильём и т.д. Однако материальные блага, производимые в результате функционирования данного института, могут удовлетворить  потребность в престиже. Точно  так же к явным функциям института  образования относятся приобретение знаний, подготовка к будущей профессиональной деятельности и т.д. Но у института  образования есть и скрытые функции: приобретение определённого социального  статуса, позволяющего человеку, получившему  хорошее образование, подняться  на более высокую ступеньку в  социальной лестнице и т.д.

     Каждый  социальный институт эффективно выполняет  свои функции в обществе при следующих  условиях:

  1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций. Если функции того или иного института определены нечётко, он не может включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.
  2. Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица, представляющие институт, будут выполнять свои функции в строгом соответствии с закреплёнными нормами, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений о своих правах и обязанностях.
  3. Признание и престиж, каким должен обладать социальный институт в глазах общества или преобладающей его части.
  4. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политического института западной демократии в общество, где преобладают родовые, племенные связи.9

     Нарушение нормального взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.

     Одним из явных выражений дисфункции социального  института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института  означает, что он перестал действовать  в соответствии с объективными потребностями  и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости  от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

     Неудовлетворённая общественная потребность ожжет  вызвать к жизни стихийное  проявление нормативно неурегулированных  видов деятельности, стремящихся  восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил.

     В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических  институтов является причиной существования  так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

     Исследователи выделяют две формы существования  социальных институтов: простую и  сложную. Простые социальные институты  – организованные объединения людей, которые выполняют определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

 

    1. Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие

      Все социальные институты обычно  подразделяют на главные и  неглавные. Вторые скрываются  внутри первых, представляя собой  более мелкие образования. Помимо  деления институтов на главные  и неглавные, их классифицируют  и по иным критериям. К примеру,  институты различаются временем  своего взаимодействия и продолжительностью  существования (постоянно действующие  и кратковременные институты), жесткостью  применяемых санкций за нарушение  правил, условиями существования,  наличием или отсутствием формальных  правил и процедур.

       Р. Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
    2. политический - институт  власти;
    3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
    4. военный – институт, организующий законное наследие;
    5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.10

Информация о работе Социальный институт