Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 21:14, реферат
Целью данной работы является определение понятия социального института, его существенных характеристик, а также определение места и роли социальных институтов в жизни общества.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………...5
2. Виды и функции социальных институтов…………………………….....13
3. Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие…..19
4. Семья как важнейший социальный институт………………………...…22
Заключение…………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………….30
Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. В ходе общественной практики люди производят отбор, из разных вариантов находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи.
Необходимым шагом на пути институционализации является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного мнения, а затем и санкционирования формальными органами власти. На этой основе разрабатывается система санкций. Таким образом, институционализация, прежде всего, представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определённых жизненно важных потребностей.
Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является также важнейшим элементом институционализации.
И последним важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определённой совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы и др., которые для своей деятельности располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т.д.).
Итак,
каждый социальный институт характеризуется
наличием цели своей деятельности,
конкретными функциями, обеспечивающими
достижение такой цели, набором социальных
позиций и ролей, типичных для
данного института. На основе всего
вышеизложенного можно дать следующее
определение социального
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
Основной содержательной функцией каждого конкретного социального института, как отмечалось выше, является удовлетворение тех социальных потребностей, ради которых он сформировался и существует. Однако для осуществления этой формулы каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует назвать пять основных функций:
С этой функцией тесно связана регулятивная функция, которая состоит в том, что социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким видом деятельности он ни занимался, в какой плоскости ни осуществлялись бы связи и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.
Наряду
с явными функциями социальных институтов
существуют скрытые, латентные, функции.
Это побочные, косвенные результаты
функционирования социальных институтов.
Так один из основоположников учения
о социальных институтах Торстейк Веблен
указывал, что основная функция экономического
института – производство предметов
потребления для удовлетворения
жизненно-важных потребностей в обеспечении
пищей, жильём и т.д. Однако материальные
блага, производимые в результате функционирования
данного института, могут удовлетворить
потребность в престиже. Точно
так же к явным функциям института
образования относятся
Каждый социальный институт эффективно выполняет свои функции в обществе при следующих условиях:
Нарушение
нормального взаимодействия с социальной
средой, в качестве которой выступает
общество или сообщество, называется
дисфункцией социального
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворённая общественная потребность ожжет вызвать к жизни стихийное проявление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил.
В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.
Все социальные институты
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты: