Но
всё же «Семья» - неотъемлемая ячейка
общества и невозможно уменьшить
её значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное
общество не обходилось без семьи. Обозримое
будущее общества также не мыслится
без семьи. Для каждого человека
семья – начало начал. Понятия
счастья почти каждый человек
связывает, прежде всего, с семьёй: счастлив
тот, кто счастлив в своём доме.
Семья – это и результат, и
ещё в большей мере – творец
цивилизации. Семья - важнейший источник
социального и экономического развития
общества. Она производит главное
общественное богатство человека.
Заключение
Социальные
институты появляются в обществе
как крупные непланируемые продукты
социальной жизни. Люди в социальных группах
пытаются реализовать свои потребности
сообща и ищут для этого различные способы.
В ходе общественной практики они находят
некоторые приемлемые образцы, шаблоны
поведения, которые постепенно через повторение
и оценку превращают в стандартизированные
обычаи и привычки.
Спустя
некоторое время эти шаблоны
и образцы поведения поддерживаются
общественным мнением, принимаются и узакониваются.
На этой основе разрабатывается система
санкций. Так, обычай назначать свидание,
будучи элементом института ухаживания,
развивался как средство выбора партнера.
Банки - элемент института бизнеса развивались
как потребность в накоплении, перемещении,
займах и откладывании денег и в результате
превратились в самостоятельный институт.
Время от времени члены . общества или
социальной группы могут собирать, систематизировать
и давать легальное подтверждение этим
практическим навыкам и образцам, в результате
чего институты изменяются и развиваются.
Исходя
из этого институционализация представляет
собой процесс определения и
закрепления социальных норм, правил,
статусов и ролей, приведение их в
систему, которая способна действовать
в направлении удовлетворения некоторой
общественной потребности.
Институционализация
- это замена спонтанного и экспериментального
поведения на предсказуемое поведение,
которое ожидается, моделируется, регулируется.
Так, прединституциональная фаза общественного
движения характерна спонтанными протестами
и выступлениями, беспорядочным
поведением. Появляются на короткий срок,
а затем смещаются лидеры движения;
их появление зависит в основном
от энергичных призывов.
При
появлении институциональных моментов
в общественном движении начинается
формирование определенных правил и
норм поведения, разделяемых большинством
его последователей. Назначается
место сбора или митинга, определяется
четкий регламент выступлений; каждому
участнику даются инструкции, как нужно
себя вести в той или иной ситуации. Эти
нормы и правила постепенно принимаются
и становятся само собой разумеющимися.
Одновременно начинает складываться система
социальных статусов и ролей. Появляются
устойчивые лидеры, которые оформляются
официально, согласно принятому порядку
(например, выбираются или назначаются).
Кроме того, каждый участник движения
обладает определенным статусом и выполняет
соответствующую роль: он может быть членом
организационного актива, находиться
в составе групп поддержки лидера, быть
агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение
постепенно ослабляется под воздействием
определенных норм, и поведение каждого
участника становится стандартизованным
и предсказуемым. Появляются предпосылки
для организованных совместных действий.
В итоге общественное движение в большей
или меньшей степени институционализируется.
Таким
образом, институт - это своеобразная форма
человеческой деятельности, основанной
на четко разработанной идеологии, системе
правил и норм, а также развитом социальном
контроле за их исполнением. Институциональная
деятельность осуществляется людьми,
организованными в группы или ассоциации,
где проведено разделение на статусы и
роли в соответствии с потребностями данной
социальной группы или общества в целом.
Институты, таким образом, поддерживают
социальные структуры и порядок в обществе.
Список
использованной литературы:
- Антонов А.И.,
Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во
МГУ, 2003.
- Волков Ю.Г.
Социология : учебник : для студентов вузов
/ Ю.Г. Волков; под ред. д.филос.н., проф. В.И.Добренькова
-М.: Изд-торг. корпорация "Дашков и Ко".
- 4-е изд., 2009.
- Общая социология:
Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2001.
- Оганян К.М.
Общая социология: Учебное пособие /Под
ред. К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
- Прокопова
М.В. Основы социологии: Учебное пособие.
– М.: Издательство РДЛ, 2006.
- Психология
семьи./Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара,-2007
г.
- Радугин А.А.,
Радугин К.А. «Социология» курс лекций,
М. «Центр», 2001г.
- Фролов С.С.
Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. –
М.: Гардарики, 2000.
- www.gumer.info