Социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 21:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия социального института, его существенных характеристик, а также определение места и роли социальных институтов в жизни общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………...5
2. Виды и функции социальных институтов…………………………….....13
3. Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие…..19
4. Семья как важнейший социальный институт………………………...…22
Заключение…………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

       Большинство социологов согласны с Миллсом в  том, что главных институтов в  человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять  важнейшие жизненные потребности  коллектива или общества в целом.

       Пять  основных потребностей и институтов:

    1. потребность в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака);
    2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
    3. потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
    4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
    5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт  религии).11

       Институты возникли в глубокой древности. Социологи  определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать  первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница  проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех  пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья  и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в  своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые  археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и  миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько  меньшим.12

       Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность. 

 

     4. Семья как важнейший социальный институт

     Классическим  примером простого социального института  является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке  и кровном родстве объединение  людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой общество упорядочивает  и санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может  объединять не только супругов, но и  их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать  не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему  связей, взаимодействий и отношений  индивидов, выполняющих функции  воспроизводства человеческого  рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному  социальному контролю через систему  позитивных и негативных санкций.

     Семья как социальный институт проходит ряд  этапов, последовательность которых  складывается в семейный цикл или  жизненный цикл семьи. Исследователи  выделяют различное количество фаз  этого цикла, но главными среди них  являются следующие:

     1) вступление в первый брак - образование  семьи;

     2) начало деторождения - рождение первого  ребенка;

     3) окончание деторождения - рождение  последнего ребенка;

     4) «пустое гнездо» - вступление  в брак и выделение из семьи  последнего ребенка;

     5) прекращение существования семьи  - смерть одного из супругов. На  каждом этапе семья обладает  специфическими социальными и  экономическими характеристиками.13

     В социологии семьи приняты такие  общие принципы выделения типов  семейной организации. В зависимости  от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи.

     Моногамная  семья предусматривает существование  брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, муж имеет право  иметь несколько жен. В зависимости  от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или  сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой  супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей  в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или  более поколений.

     Семья как социальный институт возникла с  формированием общества. Процесс  формирования и функционирования семьи  обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор  брачного партнера, сексуальными стандартами  поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

     На  первых этапах развития общества отношения  между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими  собой синкретические нормы и  образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование  семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

     Основная, первая функция семьи, как следует  из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство  населения в общественном плане  и удовлетворение потребности в  детях - в личностном плане. Наряду с  этой основной функцией семья выполняет  еще ряд других важных социальных функций:

     а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного  воспроизводства общества;

     б) хозяйственно-бытовая - поддержание  физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами  семьи;

     в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для  других, экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

     г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения  членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация  ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

     д) духовного общения - развитие личностей  членов семьи, духовное взаимообогащение;

     е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса  членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

     ж) досуговая - организация рационального  досуга, взаимообогащение интересов;

     з) эмоциональная - получение психологической  защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная  стабилизация индивидов и их психологическая  терапия.14

     Для понимания семьи как социального  института большое значение имеет  анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями  индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные  и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д.. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко  представлять себе, что, значит, быть мужем  или женой, старшим в семье  или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует  ему то или иное поведение. Для  того чтобы сформулировать образ  своего поведения, индивид должен точно  определить свое место и место  других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять  роль главы семьи, вообще или в  частности, главного распорядителя  материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

     Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым  согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой  конфликт чаще всего проявляется  как:

     1) конфликт ролевых образов, что  связано с неправильным их  формированием у одного или  нескольких членов семьи;

     2) межролевой конфликт, при котором  противоречие заложено в противоположности  ролевых ожиданий, исходящих из  разных ролей. Такого рода конфликты  наблюдаются часто в многопоколенных  семьях, где супруги второго поколения  одновременно являются и детьми  и родителями и должны соответственно  сочетать противоположные роли;

     3) внутриролевой конфликт, при котором  одна роль включает в себя  противоречивые требования. В современной  семье такого рода проблемы  бывают чаще всего присущи  женской роли. Это относится к  случаям, когда роль женщины  предусматривает сочетание традиционной  женской роли в семье (хозяйки,  воспитательницы детей, ухода  за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей  равное участие супругов в  обеспечении семьи материальными  средствами.15

     Конфликт  может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и  переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна  способность супругов к гибкому  переключению ролей. Особое место среди  предпосылок ролевого конфликта  занимают трудности с психологическим  освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная  и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в  особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет  переложить на свои плечи хозяйственные  заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

     В современном обществе наблюдается  процесс ослабления семьи как  социального института, изменение  ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие  позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала  детей, а муж был хозяином, часто  единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую  самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее  большинство женщин в странах  с христианской и буддистской  культурами стали участвовать в  производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи  и принимать равное, а иногда ведущее  участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной  стороны, оно способствовало росту  самосознания женщины, равенства в  супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную  ситуацию, воздействовало на демографическое  поведение, приводя к снижению рождаемости  и увеличивая уровень смертности.

Информация о работе Социальный институт