Социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 21:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия социального института, его существенных характеристик, а также определение места и роли социальных институтов в жизни общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………...5
2. Виды и функции социальных институтов…………………………….....13
3. Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие…..19
4. Семья как важнейший социальный институт………………………...…22
Заключение…………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………...5
  2. Виды и функции социальных институтов…………………………….....13
  3. Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие…..19
  4. Семья как важнейший социальный институт………………………...…22

Заключение…………………………………………………………………...28

Список используемой литературы………………………………………….30 

 

Введение

    Общество  – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей  повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с  другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются  социальной упорядоченностью. Социологи  эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся  и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит  своё выражение в системе социальных позиций и распределении в  ней людей.

    Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

    Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

    Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

    Целью данной работы является определение  понятия социального института, его существенных характеристик, а  также определение места и роли социальных институтов в жизни общества.

 

  1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни

    В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные  или научные организации и  учреждения, любые крупные целевые  организации. Среди социологов нет  полного согласия в понимании  этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для  малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое понимание  позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исключительно  по признаку размера социального  объекта и делает непонятными  базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

    На  самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это  совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике.

    Термин  «социальный институт» употребляется  в самых разнообразных значениях.

    Одним из первых развернутое определение  социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как  процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они  представляют привычные способы  реагирования на стимулы, которые создаются  внешними изменениями.1

    Другой  американский социолог, Ч.Миллс, под  институтом понимал форму некоторой  совокупности социальных ролей.  Институты  он классифицировал по выполняемым  задачам (религиозным, военным, образовательным  и т.д. ), которые образуют институциональный  порядок.2

    Немецкий  социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей  подобно тому, как институты руководят  поведением животных.

    По  мнению Л.Бовье, социальный институт –  это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.

    Дж. Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

    В социологической отечественной  литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

    Согласно  С.С. Фролову социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,  удовлетворяющие основным потребностям общества.3

    По  мнению М.С.Комарова, социальные институты  представляют собой ценностно - нормативные  комплексы, посредством которых  направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах –  экономике,  политике, культуре, семье  и др.4

       Понятию «социальный институт» в отечественной  социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни5.

       Под институтом, кроме того, подразумевают  относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет  конкретной сферой социальной жизни: это  семья, религия, образование, экономика, управление.

       Если  суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить  на следующие. Социальный институт представляет собой:

  • ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • формальную и неформальную организацию;
  • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • обособленный комплекс социальных действий.

       Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление  о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

    Приспосабливаясь  к среде, общество в течение истории  вырабатывает инструменты, пригодные  для решения множества задач  и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты  отражают культурный облик этого  общества. Институты разных обществ  отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается  на принятые в каждом обществе нормы  и правила поведения. В одних  странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

    Внутри  совокупности социальных институтов можно  выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что  пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным  источником знаний о накопленном  опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и  университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических  устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной  системы культуры.

     Социальные  институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института  брака и семьи, а заболев –  к институтам здравоохранения и  т.д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечивают институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институтом религии.

    Институты одновременно выступают и инструментами  социального контроля, т.к. благодаря  своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую  дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

    Поскольку зарубежные, а вслед за ними и  отечественные социологи придерживаются различных определений социального  института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально  взаимосвязанную систему опорных  элементов. Несмотря на многообразие точек  зрения, все они по существу верны , поскольку представляют разное видение  одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

  1. установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
  2. символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
  3. унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
  4. устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
  5. идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).6

    Социальные  институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений  конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Но они, как  и другие социальные системы, не могут  быть связаны с суммой этих лиц, общностей  и взаимодействий. Социальные институты  носят надындивидуальный характер, обладают собственным системным  качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное  общественное образование, которое  имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определённой изменчивостью их функций.

    Социальные  институты способны выполнять своё предназначение за счёт упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией. Институционализация есть не что  иное, как процесс формирования социального  института.

    Процесс институционализации включает в  себя ряд моментов. Предпосылкой появления  социальных институтов является возникновение  потребности, удовлетворение которой  требует совместных организованных действий, а также, условий, обеспечивающих это удовлетворение. Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или  иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей  по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Информация о работе Социальный институт