Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:06, контрольная работа
Социальный контроль играет немаловажную роль в жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля. Так Э.Фромм писал, что общество только тогда может функционировать эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Изучением социального контроля занимались многие социологи.
Введение. ................................................................................................................3
1. Понятие социального контроля, его функции…………………………...5
2. Формы социального контроля....................................................................8
Список использованной литературы. .................................................................11 Задания для письменной контрольной работы………………………...………12
Федеральное агентство
по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО Тюменский
Кафедра гуманитарных и социальных наук
Контрольная работа
По дисциплине: Социология.
Тема: «Социальный контроль: сущность, типы, формы.»
Тюмень, 2013
Содержание:
Введение. ..............................
Список использованной литературы.
..............................
Введение
Общество — саморегулируемая
сложная социальная система. Важнейшую
роль в социальном регулировании общественной
жизни играет социальная культура, а прежде
всего социальные ценности, нормы, социальные
институты и организации. Вместе с тем
в социальной структуре общества имеется
и играет немаловажную роль особое структурное
образование – институт социального контроля.
Он выступает как часть общей системы
социального регулирования и призван
обеспечивать различными средствами нормальное
упорядоченное функционирование и развитие
общества, а также предотвращать и исправлять
такие социальные отклонения, которые
способны дезорганизовать общественную
жизнь и социальный порядок.
Социальный контроль играет немаловажную
роль в жизни общества, потому что ни одно
общество не может успешно функционировать
и развиваться без системы социального
контроля. Так Э.Фромм писал, что общество
только тогда может функционировать эффективно,
когда его члены достигают такого типа
поведения, при котором они хотят действовать
так, как они должны действовать в качестве
членов данного общества.
Изучением социального контроля занимались
многие социологи. Термин «социальный контроль» был введен в научную лексику
известным французским социологом, одним
из основоположников социальной психологии,
Габриэлем Тардом, который предлагал рассматривать
его в качестве одного из важнейших факторов
социализации. Позднее в работах целого
ряда ученых — таких, например, как Э. Росс,
Р. Парк, А. Лапьер – была разработана теория
социального контроля.
Я считаю тему данной курсовой
работы актуальной, так как общество –
система динамичная и по мере развития
этой системы складываются и развиваются
различные традиции, нормы, ценности. Система
социального контроля также постоянно
развивается, становится более гибкой
и эффективной, поэтому материалов для
исследования и изучения данной темы еще
большое множество. Кроме того человек
заинтересован в спокойной и благополучной
жизни, в социальном порядке, в успешном
развитии и функционировании общества.
Все это обеспечивает институт социального
контроля, и чем больше он будет развиваться
и совершенствоваться, тем организованней
и благополучней будет общество. Поэтому
систему социального контроля необходимо
изучать глубже, находить различные пути
решения социальных конфликтов и совершенствовать
существующую сейчас социальную культуру.
Цель курсовой
работы – определить роль социального
контроля в обществе. Кроме того нам необходимо
сделать выводы о влиянии социального
контроля на развитие личности человека
и общества в целом.
Поставленная цель определила следующие задачи:
· Рассмотреть сущность социального контроля,
его определение как важнейшего средства
для обеспечения процесса усвоения каждым
человеком различных элементов сложившейся
в данном обществе культуры;
· Познакомиться с различными функциями
социального контроля, которые он выполняет
в обществе;
· Исследовать формы социального контроля,
их взаимосвязь и эффективность влияния
на общество, опираясь на работы А.И.Кравченко,
В.Ф.Анурина, В.В.Латышевой, П.Бергера, и
многих других.
Таким образом, объектом данной курсовой работы является
непосредственно институт социального
контроля, а предметом – его тесная взаимосвязь с
обществом, формы, в которых он осуществляется,
а также эффективность влияния социального
контроля на общество.
Понятие социального контроля
было введено Т. Тардом, основоположником
социальной психологии, который понимал
под ним совокупность способов, при помощи
которых преступника приводят к нормальному
поведению. Впоследствии значение данного
термина существенно расширилось. Это
произошло во многом благодаря исследованиям
американских социологов Э. Росса и Р.
Парка, которые под социальным контролем
понимали целенаправленное воздействие
на индивида с целью приведения в соответствие человеческого
поведения социальным нормам.
Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль
представляет собой процесс, при помощи
которого посредством наложения санкций
оказывается противодействие девиантному,
т.е. отклоняющемуся поведению и поддерживается
социальная стабильность.
Итак, социальный контроль
– это способ саморегуляции социальной
системы (общества в целом, социальной
группы и др.), обеспечивающий посредством
нормативного регулирования целенаправленное
воздействие людей и других структурных
элементов этой системы, их упорядоченное
взаимодействие в интересах укрепления
порядка и стабильности.
Анализируя содержание этого общего определения,
важно иметь в виду ряд принципиальных
моментов:
· Социальный контроль – составная часть
более общей и многообразной системы социального
регулирования поведения людей и общественной
жизни. Ее специфика состоит в том, что
такое регулирование носит здесь упорядоченный,
нормативный и достаточно категоричный
характер и обеспечивается социальными
санкциями или угрозой их применения;
· Проблема социального контроля – это
определенный срез основного социологического
вопроса о соотношении и взаимодействии
личности, социальной группы и общества
в целом. Социальный контроль осуществляется
и через социализацию личности, т.е. внутренний
контроль, и через взаимодействие личности
с первичной социальной группой, ее культурой,
т.е. групповой контроль и через взаимодействие
личности, социальной группы с обществом
в целом, т.е. социальный контроль через
принуждение;
· Нельзя представлять себе социальный
контроль односторонне – как слепое и
автоматическое подчинение личности требованиям
социальных норм, когда личность выступает
лишь как объект, а общество как субъект.
Надо видеть, что в данном случае имеет
место именно социальное взаимодействие,
притом постоянное и активное, при котором
не только личность испытывает воздействие
социального контроля , но и социальный
контроль претерпевает обратное воздействие
со стороны личности, что может приводить
даже к изменению его характера;
· Характер, содержание и направленность
социального контроля определяются характером,
природой, типом данной социальной системы.
Совершенно очевидно, что социальный контроль
в тоталитарном обществе и в демократическом
обществе будет принципиально различаться.
Точно так же социальный контроль в простых,
примитивных, архаичных обществах носит
совершенно иной (например, неформальный)
характер в сравнении с социальным контролем
в сложных современных индустриальных
обществах (сложная и развитая система
формализованного контроля).
Основное назначение социального контроля
– поддерживать порядок и стабильность
в обществе, а также обеспечивать социальное
воспроизводство (преемственность) в направлении,
соответствующем избранной конкретным
обществом стратегии развития. Благодаря
механизмам социализации , предписывания,
поощрения, отбора и контроля социальная
система сохраняет равновесие.
Можно указать на следующие отличительные
черты социального контроля:
1) упорядоченность, категоричность
и формализованность: социальные нормы
нередко применяются к индивиду без учета
его личностных особенностей; другими
словами, человек должен принять норму
только потому, что он является членом
данного общества;
2) связь с санкциями — наказаниями за
нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;
3) коллективное осуществление социального
контроля: социальное действие часто является
реакцией на то или иное поведение человека,
а следовательно, может быть как негативным,
так и позитивным стимулом при выборе
целей и средств их достижения.
Характеризуя анатомию и механизм системы
социального контроля, известный российский
социолог и правовед А.М.Яковлев выделяет
следующие его компоненты и взаимосвязь
между ними:
· индивидуальные действия, проявляющиеся
в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой;
· социальная шкала оценок, производная
от системы ценностей, идеалов, жизненных
интересов и устремлений социальной группы
или всего общества, от которой зависит
реакция социальной среды на индивидуальное
действие;
· категоризация индивидуального действия,
т.е. отнесение его к определенной категории
социально одобряемых или порицаемых
действий, являющаяся результатом функционирования
социальной шкалы оценок;
· характер общественного самосознания,
включая характер общественной самооценки
и оценки социальной группой ситуации,
в рамках которой она действует, от которого
зависит категоризация индивидуального
действия;
· характер и содержание социальных действий,
выполняющих функцию позитивных или негативных
санкций и непосредственно зависящих
от состояния общественного самосознания;
· индивидуальная шкала оценок, производная
от системы ценностей, идеалов, жизненных
интересов и устремлений индивида и определяющая
реакцию индивида на социальное действие.
Механизм социального контроля играет
важнейшую роль в укреплении институтов
общества. Образно говоря, этот механизм
– «центральная нервная система» социального
института. Социальный институт и социальный
контроль состоят из одних и тех же элементов,
т. е. идентичных правил и норм поведения,
закрепляющих и стандартизирующих поведение
людей, делающих его предсказуемым. П.
Бергер считает, что «социальный контроль
является одним из наиболее общепринятых
понятий в социологии. Им обозначают самые
различные средства, которые любое общество
применяет для обуздания своих непокорных
членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля.
Даже небольшой группе людей случайно
собравшихся вместе, придется выработать
собственные механизмы контроля, дабы
не распасться в самые кратчайшие сроки».
Социальный контроль по отношению к обществу
выполняет две основные функции:
· Охранительную функцию. Эта функция
иногда мешает социальному контролю выступать
сторонником прогресса, но в перечень
его функций как раз и не входит обновление
общества – это задача других общественных
учреждений. Так, социальный контроль
охраняет мораль, право, ценности, требует
уважать традиции, выступает против того
нового, что как следует не проверено.
· Стабилизирующую функцию. Социальный
контроль выступает в качестве фундамента
стабильности в обществе. Его отсутствие
или ослабление ведет к аномии, беспорядку,
смуте и социальному раздору.
В социологической науке
известно 4 принципиальные формы социального
контроля:
· внешний контроль;
· внутренний контроль;
· контроль через отождествление с референтной
группой;
· контроль через создание возможностей
добиться социально значимых целей средствами,
наиболее подходящими для данного человека
и одобряемыми обществом (так называемое
"множество возможностей").
1) Первая форма контроля – внешний социальный
контроль – это совокупность социальных
механизмов, которые регулируют деятельность
индивида. Внешний контроль может быть
формальным и неформальным. Формальный
контроль основан на инструкциях , предписаниях,
нормах и нормативных актах, а неформальный
базируется на реакциях окружения.
Эта форма наиболее известна и понятна,
но в современных условиях представляется
неэффективной, так как предполагает постоянное
отслеживание действий отдельного человека
или социальной общности, следовательно,
требуется целая армия контролеров, за
которыми тоже кто-то должен следить. Таким
образом, в масштабах общества выстраивается
классическая "пирамида контролеров",
характерная для тоталитарного государства.
2) Вторая форма контроля – внутренний социальный
контроль – это осуществляемый человеком
самоконтроль, направленный на согласование
собственного поведения с нормами. Регуляция
в данном случае осуществляется не в рамках
взаимодействия, а в результате чувства
вины или стыда, которые возникают при
нарушении усвоенных норм. Эта форма предполагает
интериоризацию норм и ценностей. То есть
контролер уже не является чем-то внешним
по отношению к индивиду. Такой контроль
более эффективен в современных условиях,
он перекладывает ответственность с внешнего
контролера на самого деятеля. Для успешного
функционирования такой формы контроля
в обществе должна быть устоявшаяся система
норм и ценностей.
Третья и четвертая формы контроля менее
известны и требуют использования более
тонких социально-психологических механизмов.
3) Третья форма – контроль через отождествление
с референтной группой – позволяет показать деятелю
возможные и желательные для общества
модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая
свободу выбора деятеля;
4) Четвертая форма – так называемая "множество
возможностей" – предполагает, что,
показав деятелю разнообразные возможные
варианты достижения цели, общество тем
самым оградит себя от выбора деятелем
тех форм, которые нежелательны для общества.
Касьянов В.В. рассматривает немного другую
классификацию. У него социальный контроль
осуществляется в следующих формах:
· Принуждение, так называемая элементарная
форма. Многие примитивные или традиционные
общества успешно контролируют поведение
индивидов через нравственные нормы и,
следовательно, посредством неформального
группового контроля первичной группы;
формальные законы или наказания в таких
обществах не обязательны. Но в больших,
сложных человеческих популяциях, где
переплетены многие культурные комплексы,
формальный контроль, законы и система
наказаний постоянно развиваются и становятся
обязательными. В случае если индивид
вполне может затеряться в толпе, неформальный
контроль становится неэффективным и
возникает необходимость в формальном
контроле.
Первые три формы были
выделены Р. Парком, четвертая форма была
описана американским социологом С. Аском.
Данный перечень не включает в свой состав
такой важный элемент, как наличие общих
ценностей, усваиваемых индивидами в процессе
социализации. Дело в том, что основанный
на принуждении социальный контроль не
всегда обеспечивает уменьшение числа
отклонений. Естественно существует множество
индивидуальных причин, по которым люди
нарушают социальные нормы. Однако нарушение
норм может стать практикой, негласно
одобряемой или просто допускаемой обществом.
Обычно это бывает в том случае, когда
нормы оказываются слишком жесткими (или
людям представляется, что они слишком
жесткие). По этой причине жесткие полицейские
меры, направленные против определенного
вида правонарушений редко приносят положительные
результаты, хотя и попустительство в отношении девиантного поведения
также недопустимо.
На основании этого можно сделать два
вывода:
1) социальный контроль может быть эффективным
лишь в том случае, когда он придерживается
«золотой середины» между свободой выбора
и ответственностью за этот выбор;
2) данная особенность указывает, что социальный
контроль действует в основном не благодаря
принуждению, а благодаря наличию общих
ценностей и стабильности общества и социальных
групп.
Кроме вышеприведенных форм социального
контроля существует ещё общий и детальный контроль
Иногда контроль отождествляют с управлением.
Содержание контроля и управления во многом
похожи, но их следует различать. Мать
или отец контролируют то, как ребенок
выполняет домашнее задание. Родители
не управляют, а именно контролируют процесс,
так как цели и задачи поставили не они,
а учитель. Родители только отслеживают
процесс выполнения задания.
Таким образом, контроль – понятие более
узкое, чем управление.
Различие между управлением и контролем
заключается в том, что первое выражается
через стиль руководства, а второй – через
методы. Методы контроля могут быть общими и детальными. Напр
Детальный контроль называют еще надзором.
Надзор осуществляется не только на
микро, но и на макроуровне общества. Его
субъектом становится государство, и он
превращается в неосновной социальный
институт. Надзор разрастается до размеров крупномасштабной
социальной системы, покрывающей всю страну. В такую
систему входят: сыскные бюро, детективные
агентства, полицейские участки, служба
осведомителей, тюремные надзиратели,
суды, цензура.
Так как контроль входит в управление
как составная его часть, но часть очень
важная, то мы можем заключить, что в зависимости
от вида контроля будет меняться и само
управление. Часть, если она достаточно
важная, определяет характер целого. Так
методы контроля сказываются на стиле
управления.
Список использованной литературы:
1. Бергер П. Л. Приглашение в социологию:
Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект
Пресс, 1996. – 168 с.
2. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология:
Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. –
432 с.
3. Латышева В.В. Основы социологии: Ученик
для студентов ссузов. – М.: Дрофа, 2004. –
240с.
4. Тадевосян Э.В. Словарь справочник по
социологии и политологии. – М.: Знание,1996.
– 273с.
5. Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие.
– М.: Знание, 1998. – 272 с.
Тема 6. Социальные институты: сущность, происхождение, формы. Институт семьи и брака.
Задание №1. Дать определения следующим понятиям.
Социальный институт-(лат. inst
Дисфункция института- нарушение нормального взаимодействия социльного института с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Основой взаимодействия служит реализация главной функции социального ин-ститута - удовлетворение конкретных общественных потребностей. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате деятельности социального института могут возникнуть явления дисфункций. Эти явления могут оказываться в сфере как внешней - материальной, организационной, так и внутренней, в содержании их деятельности
Латентная функция- ( скрытые) ориентированы на результат этой деятельности, о котором ее участники не догадываются. Для иллюстраций между ними Мертон использует пример танец до дя, исполненный индейцами хопи. Хопи полагали, что танец принес дождь, необходимый для урожая. Но этот танец реально является объединяющим началом для членов этого сообщества, а это, по мнению Мертона, является уже латентной функцией.
Социальная потребность- потребности, связанные с определенными аспектами социального поведения — например, потребность в дружбе, потребность в одобрении окружающих или стремление к власти.
Информация о работе Социальный контроль: сущность, типы, формы