В связи с этим сквозь
весь кодекс проходят поправки, заменяющие
понятие «настоящий Кодекс, иные федеральные
законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие нормы трудового права» –
на «трудовое законодательство и иные
нормативные правовые акты, содержащие
нормы трудового права». Для практического
применения измененных статей достаточно
обратиться к понятиям, изложенным в статье
5, для точного определения, каким актом
регулируются правила конкретной статьи.
Примером такой же поправки
может служить замена словосочетания
«в судебном порядке» на «в суд»
(см. ст. 361).
Согласно изменениям, полномочия
представительного профсоюзного
органа в подавляющем большинстве
случаев переданы первичной профсоюзной
организации. В связи с этим,
большое количество поправок
заменяет словосочетание «орган
профсоюзной организации» на «орган первичной
профсоюзной организации».
Аналогичные изменения
коснулись и понятия «работодатель»
(ст. 20 ТК РФ). Теперь во всех
случаях понятие «работодатель»
включает в себя – физическое
лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
К физическим лицам относятся как ПБОЮЛ,
так и физические лица, нанимающие работников
для удовлетворения личных нужд. Отдельно
сказано о физических лицах, ведущих свою
деятельность в нарушение действующего
законодательства (без регистрации, лицензии
и т.п.). Такие физические лица рассматриваются
кодексом как работодатели. Данные изменения
имеют большое практическое значение,
поскольку распространяют государственные
гарантии в сфере труда на все виды работодателей. 10
Ко второй группе
поправок можно отнести изменения,
уточняющего характера, которые
раскрывают сущность, порядок и
условия применения понятий, процессов
и процедур, предусмотренных Трудовым
кодексом.
Так, уточнено понятие
«имущество работодателя» (ст. 22 и др.), к которому также относится имущество
третьих лиц, находящееся у работодателя,
если работодатель несет ответственность
за сохранность этого имущества. Уточнены
понятие «прогула» (п. 6 «а» ч. 1 ст. 81), порядок
и условия предоставления гарантии беременным
женщинам при расторжении срочного трудового
договора (ст. 261), сроков, исчисляемых в
днях (рабочие или календарные) и некоторые
другие.
К третьей группе
изменений можно отнести поправки,
дополняющего характера, а также
вводящие новые понятия, процессы и условия или отменяющие их.
К таким изменениям,
в частности, относятся группировка
условий, содержащих правила прекращения
трудового договора в отдельную
статью (ст. 84.1), определений общего
понятия и разновидностей переводов,
условий их применения (ст. 72-74), дополнение к процедуре присоединения
к соглашению (ст. 48), утрата некоторых
полномочий федеральной инспекции труда
(ст. 357-358) и так далее.
В целом, изменения
затронули вопросы коллективно-договорного
регулирования, заключения и изменения трудового договора, норм рабочего
времени, предоставления отпусков, оснований
и порядка прекращения трудового договора,
требований охраны труда, компетенции
органов надзора и контроля.
Изменения в коллективно-договорном
регулировании
Помимо изменений редакционно-технического характера,
в разделе «Социальное партнерство в сфере
труда» статья 26 дополнена новым уровнем
социального партнерства – межрегиональным,
на котором устанавливаются основы регулирования
отношений в сфере труда в двух и более
субъектах Российской Федерации. Практически
это означает, что появляется новый вид
соглашений, которые могут распространяться
на работников, трудящихся на территории
объединенных соглашением субъектов Российской
Федерации.
К существенным
изменениям в коллективно-договорном регулировании можно отнести
передачу функций профсоюзной организации
органам первичной профсоюзной организации
и упорядочение отношений между ними.
Такая передача закреплена в статье 30
и наделяет первичные организации и их
органы полномочиями не только представлять
интересы членов «первичных организаций»,
но и интересы всех остальных работников
независимо от их членства в профсоюзах
при проведении коллективных переговоров,
при заключении или изменении коллективного
договора и рассмотрении и разрешении
коллективных трудовых споров. Это означает,
что первичные профсоюзные организации,
объединяющие более половины работников,
в обозначенных кодексом случаях являются
исключительными представителями интересов
всех работников организации. При этом
поправки предусматривают ситуацию, когда
у работодателя действуют несколько первичных
организаций и когда ни одна из них не
объединяет более половины работников.
Если у работодателя нет членов первичной/ных
организаций, превышающей в совокупности
более половины работников, то только
общее собрание работников вправе уполномочить
такую/кие организации на представление
интересов всех работников или избрать
иной представительный орган. 11
Практическим следствием
таких поправок будет объединение
существующих малочисленных первичных профсоюзных организаций
в единый представительный орган, организующий
более половины работников. При недостижении
согласия об объединении первичные профсоюзные
организации смогут только представлять
интересы своих членов по вопросам индивидуальных
трудовых отношений и непосредственно
связанных с ними отношений (увольнение
по некоторым основаниям и т.п.). Новые
полномочия комиссий по социально-трудовым
отношениям
Очень важной статьей
дополнено участие органов социального
партнерства в формировании и реализации государственной
политики в сфере труда. После вступления
в силу поправок федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления будут обязаны:
1. направлять проекты законодательных
актов, нормативных правовых и иных актов
в сфере труда, а также документы и материалы,
необходимые для их обсуждения, в соответствующие
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (соответствующим профсоюзам
(объединениям профсоюзов) и объединениям
работодателей);
2. рассматривать решения соответствующих
комиссий по регулированию социально-трудовых
отношений или мнения их сторон (заключения
соответствующих профсоюзов (объединений
профсоюзов) и объединений работодателей)
по направленным им проектам .
Это означает, что нормативные
правовые акты в сфере труда
не могут приниматься без учета
мнения сторон социального партнерства.
Однако кодекс не содержит
нормы-санкции за несоблюдение
такого порядка, а также не
проясняет ситуацию в случае, если возникнут
разногласия между органами власти и сторонами
социального партнерства.
Статья 41 «Содержание и структура
коллективного договора» дополнена
условиями, которые могут включаться
в коллективный договор. Это частичная
или полная оплата питания работников
и порядок информирования работников
о выполнении коллективного договора.
Кроме того, из этой статьи исключено правило
об обязательном включении в условия коллективного
договора нормативных положений, прямо
предусмотренных законодательством для
включения в коллективный договор. 12
Таким образом, в новой
редакции указанной статьи закрепился
принцип добровольности принятия
сторонами на себя обязательств,
предусмотренный статьей 24.
Согласно поправкам в статью
43 коллективный договор может продлеваться
неограниченное количество раз (действующая
редакция ст. 43 допускает продление действия
коллективного договора один раз и на
три года). Также в статье предусмотрено
сохранение действия такого договора
в случае реорганизации организации в
форме преобразования (ранее действующая
редакция предусматривала сохранение
его действия в этом случае только на срок
реорганизации).
В статье 44 «Изменение и дополнение
коллективного договора» снято
ограничение при изменении коллективного
договора использовать порядок, предусмотренный
для его заключения. Другими словами, теперь
порядок изменения коллективного договора
может быть предусмотрен в самом коллективном
договоре. Аналогичные изменения коснулись
и статьи 49 «Изменение и дополнение соглашения».
В статье 45 «Виды соглашений» более
подробно описаны соглашения, условия
которых предусматривают финансирование
из бюджетов. В частности, предусмотрено
обязательное участие органа исполнительной
власти или местного самоуправления
при заключении такого рода соглашений.
В статье 47 «Порядок разработки
проекта соглашения и заключения
соглашения» появилась новая
обязанность для работодателей,
не являющихся членами объединения
работодателей, ведущего коллективные
переговоры по разработке проекта
соглашения и заключению соглашения. В
случае если комиссия их уведомила о начале
коллективных переговоров и (или) предложила
им формы возможного участия в коллективных
переговорах, то работодатели, получившие
указанное уведомление, обязаны проинформировать
об этом выборный орган первичной профсоюзной
организации, объединяющей работников
данного работодателя.
Более подробно разработана
процедура по распространению
заключенных на федеральном уровне
отраслевых соглашений на работодателей,
не принимавших участие в их
заключении. Статья 48 «Действие соглашения»
предусматривает по предложению сторон
заключенного на федеральном уровне отраслевого
соглашения опубликование предложения
о присоединении к нему, содержащее обязательные
сведения о регистрации соглашения и об
источнике его опубликования. Далее, как
и прежде, работодатели обязаны направить
в тридцатидневный срок со дня опубликования
такого предложения свой мотивированный
отказ о присоединении к нему, либо присоединиться.
Новеллой является обязанность приложить
к такому отказу протокол консультаций
работодателя с выборным органом первичной
профсоюзной организации, объединяющей
работников данного работодателя, а также
обязанность для представителей работодателя,
представителей работников и представителей
сторон соглашения принимать участие
в дополнительных консультациях.
В статье 51 « Контроль за выполнением
коллективного договора, соглашения»
появилась новая обязанность для сторон
социального партнерства представлять
информацию о выполнении соглашения в
орган по труду в месячный срок после запроса.
В новой редакции Кодекса
появилась возможность превышать
норму ежедневной работы (6 или
8 часов) для работников, занятых
на работах с вредными и
(или) опасными условиями труда,
предусмотренная статьей 94. Такое
превышение допускается, если соблюдается
еженедельная сокращенная норма рабочего
времени (30 часов и 36 часов соответственно).
Для этого необходимо внести соответствующие
изменения в коллективный договор.
Порядок учета мотивированного
мнения представительного органа работников
Для всех случаев учета мотивированного
мнения первичной профсоюзной организации
Трудовой кодекс предусмотрел единый
порядок, содержащийся в статье 372. Такой
же порядок распространяется теперь
на случаи, предусмотренные другими
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
коллективным договором, соглашениями. 13
Очень важное для практики
дополнение было внесено в
статью 373 «Порядок учета мотивированного
мнения выборного органа первичной
профсоюзной организации при расторжении
трудового договора по инициативе работодателя».
Действующая редакция дает право работодателю
произвести увольнение работника, являющегося
членом профессионального союза, не позднее
одного месяца со дня получения мотивированного
мнения первичной профсоюзной организации.
В новой редакции в указанный период (месяц)
не засчитываются периоды временной нетрудоспособности
работника, пребывания его в отпуске и
другие периоды отсутствия работника,
когда за ним сохраняется место работы
(должность).
Комиссия по трудовым спорам
Действующая редакция статьи
384 «Образование комиссий по трудовым
спорам» не обязывает работодателя
или представительный орган работников
создавать комиссию по трудовым
спорам (КТС), даже если об этом
имеется решение общего собрания
работников. Поэтому на практике у работодателя
и у представительного органа работников
есть возможность препятствовать созданию
и работе КТС. В новой редакции Трудового
кодекса и представительный орган работников,
и работодатель обязаны направить в создаваемую
комиссию по трудовым спорам своих представителей
в десятидневный срок со дня получения
предложения о создании комиссии, сделанного
в письменной форме.
В новой редакции статьи 389
«Исполнение решений комиссии
по трудовым спорам» предусмотрен
месячный срок, в течение которого работник
имеет право обратиться в КТС за выдачей
удостоверения о неисполнении решения
КТС. В случае пропуска этого срока по
уважительным причинам КТС может восстановить
указанный срок.
Коллективные трудовые споры
В главе 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных
трудовых споров» процедура коллективного
трудового спора уточняется в соответствии
с понятиями, определенными Трудовым кодексом
и иными федеральными законами. Так, в
статье 401 в период рассмотрения и разрешения
коллективного трудового спора, в том
числе в период организации и проведения
забастовки, работники имеют право проводить
митинги и иные мероприятия, предусмотренные
федеральными законами. Также предусматривается
рассмотрение коллективного трудового
спора на различных уровнях социального
партнерства. В статье 404 «Рассмотрение
коллективного трудового спора в трудовом
арбитраже» устанавливается обязанность
сторон исполнить решение трудового арбитража,
если провести забастовку невозможно.14