Социальный статус: типы и иерархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

Актуальностью темы данного реферата и состоит в том, что ежедневно каждый человек занимает определенный социальный статус, играет социальную роль и, включаясь в эту систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции, а также решать возникающие конфликты при взаимодействии с организационным окружением.
Целью и задачей данного реферата – раскрыть содержание таких понятий как «социальный статус», «элементы статуса», «статусная коллизия», «статусная иерархия», «социальная роль и ее взаимосвязь с социальным статусом» и изучить их основные характеристики (виды, структуру).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
Понятие и виды социального статуса. Статусная иерархия и коллизия…………………………………………………………………

5
Элементы статуса……………………………………………………….
17
Социальный статус и социальная роль. Их взаимосвязь……………
26
Заключение…………………………………………………………………….
33
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 67.75 Кб (Скачать файл)

Ожидаемая модель поведения  соответствующая определенному  социальному статусу и не зависящая  от личности, это социальная роль. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Она не зависит от самой  личности и ее желаний, она существует как бы помимо самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались  обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям.

Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса есть процесс  творческий.

Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих  данному статусу, называется ролевым  набором. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как например, преподаватель, исследователь, наставник молодежи, администратор, специалист в своей области знаний. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Например, даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекции, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. В ролевом наборе роль предстает, таким образом, совокупностью, непохожих на другие, отношений. Например, с коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Не менее важной проблемой  является обучение ролям. Освоение ролей  происходит в процессе социализации, и их число постоянно увеличивается.

Социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.  Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. Но в рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархизация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполнение данной конкретной функции. Можно сказать, что нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое  поведение является фактическим  поведением того, кто играет роль. Ролевое  поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации  роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы  поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения.

Социальная роль состоит  из ролевого ожидания  и ролевого исполнения (игры).  Между ролевым  ожиданием и ролевым исполнением  не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества  условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям, интересам и индивидуальным качествам  личности.

Ролевые ожидания бывают формальные и неформальные. Наиболее ярким примером формальных ролевых ожиданий являются законы. Иные ожидания менее формальные  -  например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, - все это является примером неформальных ролевых ожиданий, оказывающие большое внимание на наше поведение.

Социальная  роль - это совокупность требований общества к людям, которые занимают определенные социальные позиции. Это требование в виде указаний, желаний, ожиданий определенного поведения, что регламентируется в конкретных социальных нормах. Социальная роль определяется, главным образом, существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками.

Социальная роль может  не одобряться обществом (например, роль преступника). При этом одобряется или  не одобряется не конкретная личность, а вид специальной деятельности. Следовательно, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицирует его  с группой.

Выполняя роли, человек, как  правило, испытывает эмоциональные  и нравственные переживания, может  войти в конфликт с другими  людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения. Если происходит невыполнение роли в соответствии с нашими ожиданиями, возникает ролевой конфликт. Например, родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт - несовпадение ролей - сопровождает жизнь взрослого человека.  Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные вознаграждения (деньги, уважение),  а несоответствие ролевым ожиданиям влечет за собой наказания (лишение материальных благ, свободы, общественного внимания). 

Социальные роли воплощает  индивид, занимая  определенное место  в различных группах, организациях и выполняя функции присущие этим позициям. Социальные роли выступают  теми единицами, на основе которых строятся различные социальные институты.

Различают социальные роли, обусловленные местом индивида в  системе объективных социальных отношений:

- роли, четко ограниченные  в пространстве и времени (школьник, студент и т.д.);

- роли, размытые и неопределенные (членство в общественных организациях, в группах по интересам и  т.д.);

- роли, длительные по времени  действия (отцовство, материнство,  работник на протяжении всей  трудовой жизни и т.д.);

- роли, требующие соблюдения  строго установленных правил (солдат, член производственной организации  и т.д.);

- роли, с произвольно установленными  требованиями (член музыкального  клуба и т.д.);

- роли, ориентированные на  получение личной выгоды (владелец  частной собственности и т.д.);

- роли, ориентированные на  общественные и социальные интересы (член политической партии, член  кооператива и т.д.);

- роли активные, выполняемые  в данный момент;

- роли латентные, не  проявляющиеся в данной ситуации.

Социальные роли могут  быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).  Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Виды социальных ролей  определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В  зависимости от общественных отношений  выделяют социальные и межличностные  социальные роли.

Социальные роли связаны  с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные  безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина  — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).  В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Любая роль может быть описана  с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

2. Способ получения. Роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик.

Вывод: Социальная роль и социальный статус являются очень близкими и почти синонимичными понятиями. Разница между ними сводится к тому, в каком контексте они используются. Если термин «роль» применяется главным образом к тому, как ведёт себя человек, то есть к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.

 

 

Заключение

Рассмотренные в данном реферате понятия социального статуса  и социальной роли, как средства описывающие взаимосвязи личности и общества дают механизмы включения  личности в сложные социальные образования.

Для того чтобы занимать определенный статус и успешно функционировать  в этом качестве, каждый индивид  должен выполнять определенные требования по отношению к своему поведению. В этом случае говорят, что индивид  выполняет свою социальную роль, которая  служит динамической характеристикой  для каждой социальной позиции.

Социальный статус определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем. Как правило, каждый человек, обладает не одним, а несколькими статусами.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности  основных статусов.

Социальная роль — это  поведение, ожидаемое от того, кто  имеет определенный социальный статус; это совокупность требований, предъявляемых  индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый индивид выполняет большое количество ролей, причем он должен соотносить их таким образом, чтобы выполнение требований одной роли не мешало бы выполнению требований других ролей.

Социальные роли могут  быть: институционализированные и конвенциональные. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные статусы и  роли как средства описания взаимосвязи  личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые»  научно-логические механизмы подключения  личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической  статусно-ролевой теории.

 

Список использованной литературы

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник – М.: Академич. Проект: Альма Матер, 2009. – 606с.
  2. Ю.Г. Волков, Социология: учебник – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 667, [1]с.
  3. Общая социология: Учебное Пособие/Под общей редакцией проф. А.Г.Эфендиева. – М.:ИНФРА-М,2011. – 654с.
  4. Кравченко А.И.Социология:учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 536с.
  5. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник/Пер. с англ. К.С.Ткаченко.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000, - 608с.
  6. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. общая социология:Уч. Пособие/Под ред.проф. З.Т.Голенковой. – М.:Гардарики,2005. – 474с.
  7. Эфендиев А.Г. Московский учитель: штрихи социологического портрета, с18-26
  8. http://xreferat.ru/84/503-1-social-nyiy-status-lichnosti.html
  9. http://www.bestreferat.ru/referat-161656.html
  10. http://rudocs.exdat.com/docs/index-163764.html?page=9
  11. http://www.coolreferat.com/Статус_и_роли_часть=2
  12. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=13903

Информация о работе Социальный статус: типы и иерархия