Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:53, реферат
Социология – наука об обществе и социальном мире человека. Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Методы – правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
1.Определение социологии, её объекта, предмета.
Социология – наука об обществе и социальном мире человека. Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Методы – правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Объект науки:
1) Это реальность, представляющая
тот или иной фрагмент
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности. Предмет науки:
1) Воспроизведение объективной
реальности на абстрактном
2) Это результат теоретического
абстрагирования, позволяющий
3) Модель изучаемого объекта
(как результат
4) Более узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующую конкретную науку.
2. Функции и структура социологического знания.
Соц изучает соц-ую реальность на различных уровнях:
- на макроуровне социологи исследуют крупно масштабные соц-ые системы(классы, нации, гос-во) - на микроуровне соц изучают поведение отдельных индивидов их непосредственных межличностных взаимодействий.
Функции социологии:
1)гносеологическая – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней.
2)прогностическая – помогает разрабатывать научно обоснованные прогнозы предстоящих социальных изменений.
3)организационно-
4) идеологическая связано с явной или не явной пропагандой различного рода идей соц-политич, нравственного и религиозного характера.
3. Место социологии в системе наук.
Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые безусловно можно отнести к области социологии. Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеции, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они выделяли отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий. В этот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668— 1744) попытался создать основу новой науки об обществе, разработать схему "движения наций". Эта попытка осталась тогда единственной. В основном все исследования в этой области характеризовались отрывочностью, несистематичностью, в связи с чем нельзя сказать о возникновении в то время социологии как науки. Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем. Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать справедливый порядок. Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом и способностью к обучению. Из этого бесспорно верного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества.
4 . Становление научной социологии в 19 веке.
Классический этап развития социологии.
Общепризнано, что первый классический этап развития социологии — 1850-1920 гг. Это время Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. Классические традиции социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны. К числу известных социологов данного этапа можно отнести: Георга Зиммеля — создателя формальной социологии; Джоржа Георга Мида — одного из основоположников прагматизма в социологии; Зигмунда Фрейда — создателя психоанализа, принципы которого широко использовались в социологии. Создание методологии социального познания во многом связывается с именем Макса Вебера. По его мнению, именно протестантизм возвысил обыденную трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. Это новый тип человеческой цивилизации, в основе которой лежат напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа, праведно накопленный капитал и достаточно аскетический быт.
Социология возникает
в конце 30 - х, начале 40 годов Х1Х
в.. В социальной сфере это было время крайней
нестабильности. Восстание во Франции,
Германии ( 1844 год ), чартистское движение
в Англии, чуть позже революция 1848 года
во Франции свидетельствовали о том, что
нарастает кризис в общественных отношениях.
Во время решительных и быстрых перемен
у людей возникает потребность в обобщающей
теории, способной прогнозировать, куда
движется человечество. На какие ориентиры
можно опереться, обрести свое место и
роль в этом процессе.
Как известно К. Маркс и Ф. Энгельс начинали
свою деятельность в тоже время и при тех
же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической
традиции, сформулированной в немецкой
классической философии, и опираясь на
свой опыт в участии в революционном движении,
предложили решить эту проблему на основе
концепции научного социализма, сердцевиной
которой является теория социалистической
революции.
ХIХ век именуют золотым веком
классической социологии: шло формирование
новых подходов к изучению общества - позитивизма
(Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс);
разрабатывалась теоретическая наука,
создавались первые научные школы и направления,
рождалось отраслевое социологическое
знание. Условно это время называют первым
этапом развития социологии и датируют
его 40-80-ми годами ХIХ столетия.
5 . Западная социология в 20 веке.
Эволюция социологии с 90-х
годов ХIХ века до 20-х годов ХХ века на
так называемом втором этапе была связана
с разработкой методов социологического
мышления и становлением категориального
аппарата. Профессионализация и институализация
социологии, создание профильной периодики,
рост числа новых научных школ свидетельствовали
о вступлении науки в полосу своего расцвета.
Но социология усложнялась содержательно
и все более приобретала плюралистический
характер. Позитивистская доктрина О.Конта
и Г.Спенсера нашла свое развитие в трудах
французского ученого Эмиля Дюркгейма
(1858 - 1917) - автора функциональной теории,
базирующейся на анализе функций социальных
институтов. В эти же годы заявили о себе
и представители антипозитивистского
подхода к изучению общества - гуманитаризма.
Сложилась школа социального действия
германского социолога Макса Вебера (1864
-1920), явившегося основоположником «понимающей»
социологии, которая, по его словам, понимает
социальное действие и пытается причинно
объяснить его течение и результаты. В
развитии социологии это был период кризиса
классической науки и поиска нового миросозерцания.
Современный этап в развитии социологии,
начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется
как расширением диапазона прикладных
исследований, так и возрождением интереса
к теоретической социологии. Основным
стал вопрос о теоретической основе эмпиризма,
вызвавший в 70-х годах «теоретический
взрыв». Он обусловил процесс дифференциации
социологического знания без авторитарного
влияния какой-либо одной теоретической
концепции.
6. Развитие социологии в Беларуси и России.
Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, со-полит и национ-культурных особенностей соц процессов на белорусских землях. На развитие социологии в Беларуси особое влияние оказали географические, социально-политические и национально-культурные факторы. Беларусь, находясь в центре Европы, исторически испытывала на себе влияние со стоны как Запада, так и Востока. Здесь теснейшим обрезом переплетались политические и экономические интересы окружавших нас государств и народов. Это вызвало соответствующий культурный резонанс в белорусском фольклоре, художественной и социально-философской литературе, науке, морали и праве. Распространение социологической мысли шло в Беларуси с двух сторон – из России в виде переводов на русский язык работ классиков европейской социологии и из западных стран – в виде оригинальных произведений на европейских языках. Кроме того, многие произведения русских социологов печатались в европейских странах в переводе на европейские языки и в этом виде возвращались в Россию. Основные компоненты социологических знаний закладывались в XIX ст. в произведениях Ф. Богушевича, К. Калиновского, Э. Пашкевич (Тетки) и др. До 20-х годов ХХ в. социология в Беларуси не была институционализирована. Особенностями социологии в Беларуси являются: 1) отсутствие условий для институционализированного развития;
2) изначальное отсутствие
научных центров и высших
3) тесная взаимосвязь
с национально-освободительным
4) отсутствие специальной
подготовки у тех, кого можно
назвать представителями
Становление социологии в России началось во второй половине XIX в. в связи с ускорением социально-экономического развития страны и началом формирования гражданского общества. В начале XX в. появились первые признаки иституализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М. М. Ковалевского «Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической мысли, но уже присутствует и самостоятельный подход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии. Были в России и представители психологического направления в социологии. В 1916 г. основано Русское социологическое общество. Среди видных российских социологов конца XIX – начала XX в. следует отметить П. А. Сорокина (основатель кафедр социологии в Петроградском и Ярославском университетах), Н. Я. Данилевского, Л. И. Мечникова, П. Л. Лаврова, Н. И. Кареева, Н. К. Михайловского и др. В 1920-е гг. развитие отечественной социологической науки шло весьма противоречиво. Многие видные ученые, в том числе и Сорокин, были вынуждены эмигрировать из страны. Основные теоретические разработки переместились в область философского исторического материализма, во многом вульгаризированного. Однако специальные и конкретные социологические исследования (по проблемам труда, быта, культуры, социальной структуры) до начала 1930-х гг. проводились достаточно широко. В этот период социологическая наука нашей страны изучала такие проблемы, как:
1) методология и методика
конкретных социологических
2) народонаселение и миграция;
3) труд и быт рабочих
и крестьян. В 1930-е гг. социология
в нашей стране получила
7. Общество как социально-экономическая система.
Что собой представляет общество?
Как возможно его существование?
Какова исходная клеточка общества? На
протяжении всей истории существования
социологической науки ученые ищут
ответы на эти важнейшие вопросы.
Э. Дюркгейм видел первооснову общества
в коллективном сознании. По М. Веберу,
общество – это продукт социальных
действий. С точки зрения К. Маркса,
общество – это развивающаяся
совокупность отношений между людьми,
складывающаяся в процессе их совместной
деятельности.
При всем многообразии в подходах интерпретации
общества со стороны классиков социологии
общим для них является рассмотрение общества
как целостной системы элементов, находящихся
в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу
называется системным. В его рамках общество
предоставляется как целостная функционально
связанная социальная система, элементы
которой теснейшим образом взаимосвязаны
и часто взаимообусловлены.
При рассмотрении
и изучении общества часто используется
сферный принцип, согласно которому в
общество входят четыре сферы:
• экономическая – материальные, производственные
отношения между людьми и их объединениями;
• политическая – деятельность политических
институтов и организаций, органов власти,
правоохранительных органов, социальных
и политических движений, политических
лидеров разного уровня;
• духовная – образование, наука, общественное
сознание, религия, культура, искусство;
• социальная – взаимодействующие общности
разного рода людей: классы, этносы, социальные
слои, группы, организации.
Все сферы жизнедеятельности общества
функционируют в теснейшей взаимосвязи,
выполняя определенные функции в обществе
и являясь сложными общественными подсистемами.
Итак, общество – это исторически развивающаяся
целостная система отношений и взаимодействий
между людьми, их общностями и организациями,
складывающаяся и развивающаяся в процессе
их совместной деятельности.
Рассмотрим
отличительные признаки общества.
1. Социальность (от лат. socialis – совместный),
выражающая общественную сущность жизни
людей, специфику их социальных отношений,
социальных взаимодействий и социальных
связей.
2. Способность поддерживать и воспроизводить
высокую интенсивность взаимодействий
между людьми, которые действуют относительно
друг друга.
3. Территория, от которой зависят многие
особенности общества (для сравнения можно
взять образ жизни, обычаи, культуру и
религию эскимосов, неразрывно связанных
с особенностями арктической территории
и те же характеристики жителей Восточной
Европы – белорусов, украинцев, русских).
4. Существование в социальном пространстве
и социальном времени.
5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции,
позволяющий обществу без вмешательства
извне создавать высокий уровень организации
социальных взаимодействий, обеспечивающий
его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство,
удовлетворение жизненных потребностей
людей.
6. Наличие специальных органов для осуществления
саморегуляции – социальных институтов.
7. Существование субъектов социального
развития (отдельных индивидов, групп,
общностей, институтов), без сознания,
воли и деятельности которых невозможны
социальные изменения.
8. Наличие социальной структуры, элементами
которой могут быть:
• социальные институты;
• социальные общности;
• социальные группы, классы, слои;
• социальные организации;
• человеческие индивиды.
Большинство социологов сходятся во мнении,
что в развитии общества существуют определенные
тенденции и закономерности. Утверждается,
что в эволюции общества существует закон
ускорения социального развития, который
гласит, что каждый последующий его этап
проходит в более краткий, сжатый во времени
период, чем предыдущий. Также в развитии
человеческих обществ действует закон
неравномерности политического, экономического,
социального и духовного развития, вследствие
чего одни страны и народы развиваются
быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец,
история развития различных типов обществ
свидетельствует, что при всяких зигзагах,
уклонениях от основного пути общественной
эволюции, даже при вынужденных застоях
и откатах назад, в этой эволюции существует
направленность по восходящей (закон социального
прогресса).
8. Культура как социальное явление
Культура – специфически человеческий способ деят-ти, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире. Американский социолог Дж. Мердок изучил более 600 культур и пришел к выводу, что существуют культурные универсалии. Он выделил примерно 70 таких культурных универсалий, к ним он отнес: гос-во, науку, право собственности, национальный язык, толкование слов, гадание и т.д. Причины существования культурных универсалий: 1) различные культуры адаптируются к природе, культура предст символическую форму адаптации к природе(религия). 2) психофизическая природа человека одинакова во всех культурах(брак) 3) необходимость поддерживать исходные условия существования сообщества(запрет убийств, лжи). Мердок пришел к выводу, что культуры разных народов подобны между собой, т.к. внешняя природа едина, человечество представляет один биологический род, существуют единые принципы взаимодействия людей с себе подобными. Различия между культурами существуют, т.к. различны природные условия существования и имеет место социальное творчество отдельных человеческих сообществ.
9. Способы организации общества и типы культур.
Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.
Виды культуры: Экономическая культура. Политическая культура. Правовая культура. Нравственная культура. Религия и культура.
Экономическая культура предстает в первую очередь как совокупность ценностей и норм, являющихся регулятором экономической деятельности и отношений. Она связана также с навыками и умениями работников, способами организации экономической жизни и конкретными результатами производственного процесса.
Политическая культура включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных групп и индивидов. Она отражает механизмы реализации власти и отношения к ней. Продуктом политической культуры является политическая система общества.
Правовая культура является важной составляющей современной культуры. Правовые отношения охватывают в настоящее время практически все сферы жизни общества, распространяются на межличностные отношения. Правовая культура фиксирует уровень правовых знаний людей, критерии оценки поступков с точки зрения их противоправности, включает в себя систему правовых ценностей, убеждений, норм, традиций, а также правотворческую и правоприменительную деятельность.