Социалогия и ее предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:53, реферат

Описание работы

Социология – наука об обществе и социальном мире человека. Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Методы – правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Файлы: 1 файл

1 CОЦИОЛОГИЯ.docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

Нравственная  культура является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения.

 Религия и  культура. Религия - комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Религия предполагает наличие системы символов, которая дает представление о сверхъестественном существе, служит объектом поклонения. Она связана также с наличием чувства почтения, благоговения и страха. Главный признак развитых религий – вера в сверхъестественное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Социальные статусы и роли личности.

Социальный статус – положение личности в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальная роль – поведение личности, диктуемое положением человека в обществе.  В социальной системе каждый человек занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Однако чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. Такой статус называется главным, или интегральным. Главный статус чаще всего обусловливается должностью человека и отражается как во внешнем поведении (одежде, лексиконе и др.), так и во внутренней позиции (установках, ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи различают следующие статусы: 1) предписанные – навязанные обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности, обусловленные этническим происхождением, местом рождения и т. д.;                 2) приобретенные (достигнутые), которые определяются усилиями самого человека (писатель, ученый);  3) естественные, предполагающие существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины);  4) профессионально-должностные – это базисный статус для взрослого человека, чаще всего являющийся основой интегрального статуса. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, социальные статусы – это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между объектами общественных отношений.

 Понятие социальной  роли было введено в научный  оборот независимо друг от  друга американскими социологами  Р. Линтоном и Дж. Мидом. Т. Парсонс выделяет пять основных черт любой социальной роли:

1) эмоциональность – одни  роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

2) способ получения –  одни предписывают, другие завоевывают;

3) масштабность – часть  ролей сформулирована и строго  ограничена, другая размыта;

4) формализация – действие  в строго установленных правилах  либо произвольно;

5) мотивация – на общее  благо, на личную прибыль и  т. д.

Таким образом, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования  воплощаются в  конкретных социальных нормах. Система  социальных санкций позитивного  и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью. Когда люди жили в более  простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. В современном обществе с его  высокой социальной мобильностью существенно  возросли возможности сменить амплуа и просто необходимым стало менять роли.

 

 

 

 

 

11. Социализация личности как институциональный процесс. Этапы социализации.

Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации. Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода. Существует два понимания социализации: 1) личность делает нормы частью своего «я»;  2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются. Выделяются следующие стадии социализации:

1) первичная социализация, или стадия адаптации 

2) стадия индивидуализации. В подростковом возрасте стадия  индивидуализации, самоопределения  характеризуется как промежуточная  социализация, так как мировоззрение  и характер подростка пока  еще неустойчивы. 

3) стадия интеграции. Интеграция  проходит благополучно, если свойства  человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести  и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;

б) изменение себя;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия социализации  охватывает весь период зрелости  человека, весь период его трудовой  деятельности, когда человек не  только усваивает социальный  опыт, но и воспроизводит его  за счет активного воздействия  человека на среду через свою  деятельность;

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Социальные общности, социальные группы.

Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относи-тельной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.  Характерные черты соц общности:  1) это объединение людей 2) национальность, возраст( то что объединяет людей) 3) наличие определенной социальной связи между составляющими ее людьми(зрители, пассажиры)

Группа – сов-ть людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом. Виды социальных групп:   1) По численности:

- малая группа - небольшое  число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг  друга, заняты каким-либо общим  делом и находятся в прямых  взаимоотношениях между собой.  Характерны общие цели, задачи  деятельности, психологические и  поведенческие особенности. Представляет  собой элементарную ячейку общества. Примеры социальных групп: семья,  школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.;   - большая группа - многочисленная  совокупность людей, занимающих  одинаковое положение в структуре  общества и имеющих вследствие  этого общие интересы. Примеры  социальных групп: нация, класс,  страта и др.

2) По характеру взаимодействия:

- первичная группа - группа, в которой взаимодействие носит  непосредственный, межличностный характер  и предполагает взаимную поддержку.  Примеры социальных групп: группа  друзей, сверстников, соседей и  др.   - вторичная группа - группа, взаимодействие в которой обусловлено  достижением конкретной цели  и носит формально-деловой характер. Примеры социальных групп: производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

3) По факту существования: 

- номинальная группа (социальная  категория) - искусственно сконструированная  группа, которая выделяется для  целей статистического учета  населения. Примеры социальных групп: пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др.;   - реальная группа - группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). Примеры социальных групп: мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.   4) По способу организации и регулирования взаимодействия:

- формальная (официальная)  группа - группа, создающаяся и существующая  лишь в рамках официально признанных  организаций. Примеры социальных  групп: школьный класс, футбольная  команда «Спартак» и др.;  - неформальная (неофициальная) группа - группа, обычно  возникающая и существующая на  базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или  расходиться с целями официальных  организаций. Примеры социальных  групп: поэтический кружок, клуб  любителей бардовской песни, организация  болельщиков футбольного клуба  «Зенит» и др.

 

 

 

 

 

13. Социальная стратификация: многообразие моделей.

Социальная стратификация  — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит  выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении  прав и привилегий, ответственности  и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния  среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации  разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некоего  общества неодинаков, если среди них  имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется  наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как "общество равных" или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения'. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации.

Модели социальной стратификации:

Обычно в социальной стратификации выделяются три наиболее крупные страты -низшие, средние и высшие слои общества. Каждая из них также может быть разделена еще на три. По численности принадлежащих к этим слоям людей мы можем построить и стратификационные модели, дающие нам общее представление о реальном обществе.

Из всех известных нам  обществ верхние слои всегда составляли меньшинство. Как сказал один древнегреческий  философ, худших всегда большинство. Соответственно " лучших" ( богатых) не может быть больше, чем средних и низших. Что касается "размеров" средних и нижних слоев, то они могут быть в разных соотношениях (больше или в нижних, или в средних слоях). Исходя из этого, можно построить формальные модели стратификации общества, которые условно назовем как "пирамида" и "ромб". В пирамидальной модели стратификации большинство населения относится к социальным низам, а в ромбовидной модели стратификации- к средним слоям общества, но в обеих моделях верхи составляют меньшинство.

Формальные модели наглядно показывают характер распределения  населения по различным социальным стратам и особенности иерархической  структуры общества.

 

 

 

 

14. Социальная структура белорусского общества.

В широком смысле социальная структура – это внутреннее строение общества, где общество-это не человечество вообще, а конкретный социум уровня страны. Признаки такого общества: постоянная территория, развитая культура, политическая независимость и самовоспроизводство населения. Каждое суверенное общество строится в принципе из типовых блоков, приспособленных к конкретным условиям. Например, суверенная страна должна иметь две фундаментальные структуры: государство и гражданское общество. Государство олицетворяет всеобщие интересы: оборона, поддержание законности и правопорядка, безопасности граждан, реализация соц. программ. Гражданское общество-сфера представления и реализации особых интересов людей через добровольные объединения. Т.о., общество-страна состоит из государства и гражданского общества, которые в свою очередь структурированы. Государственное устройство включает в себя всю совокупность органов государственной Власти в центре и на местах. Гражданское общество в РБ находится в стадии самоорганизации. Возникли различные самодеятельные формирования, по некоторым данным их более тысячи, функционируют десятки партий, множество негосударственных фондов, ассоциаций и т.д.

Социальная структура  в узком смысле – совокупность социальных групп, выделенных по критериям, отражающим их положение в обществе, и систему связей между группами, характерных для того или иного  уровня расслоения. Дифференция людей по положению в обществе является ключевым понятием для объяснения нашей реальности и в сфере политики и в повседневной жизни населения. Именно здесь формируется та социальная база, на поддержку которой рассчитывают общественные лидеры, партии, движения. В условиях современной техногенной цивилизации наблюдается быстрая эволюция социальных групп. Страта (от лат. слой, пласт) – это интенсивно-мобильная социальная группа, характеризующаяся определенным уровнем доходов, образования, спецификой трудовой деятельности, распределением профессионально – ролевых функций.

В 90-е годы социальная структура  стала более подвижной, возросло многообразие социальных статусов, изменилась и значимость компонентов социального статуса – социальный вес людей все больше определяется величиной капитала, расширились границы бедности и нищеты. Выделяют 5 пять основных позиций белорусского общества:

нижний слой (доход меньше БПМ) – 1/3 населения; базовый слой (от БПМ до 1 МПБ) – 4/10 населения; средний  слой (от 1 до 2 МПБ) – 1/5 населения; верхний  слой (от 2 до 3 МПБ) – 1/20 населения; элита (свыше 3 МПБ) – 1%

Информация о работе Социалогия и ее предмет