Социалогия и ее предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:53, реферат

Описание работы

Социология – наука об обществе и социальном мире человека. Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Методы – правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Файлы: 1 файл

1 CОЦИОЛОГИЯ.docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

Характеристики социальных институтов:

1.Интегрированность в  систему общества,

2.Взаимодействие с социальной  средой,

3.Чёткая структура.

Социальные институты  выполняют явные и латентные (скрытые) функции. Это деление функций  социальных институтов предложил Р. Мертон. Явные функции социальных институтов относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению и адаптации данной социальной системы к условиям её существования (внутренним и внешним), а латентные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия [3, с. 252]. Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Хотя латентные функции очень трудно распознать, именно они представляют особый интерес для социолога. Р.Мертон подчеркивал, что, если социолог ограничивает себя изучением только явных функций, то он «превращается в искусного регистратора уже известных систем поведения», но вооруженный понятием скрытой функции, социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая является наиболее обещающей для теоретического развития социологии [4].

Замечено, что для стабильного  общества характерны чёткие функции  социальных институтов. Для нестабильного – амбивалентность функций.

Функции социальных институтов:

1.Функция закрепления  и воспроизводства социальных  отношений (это установление системы  правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого  члена института и делающих это поведение предсказуемым);

2.Регулятивная функция  (регулирование взаимоотношений  между членами общества путём  выработки шаблонов поведения);

3.Интегративная функция  (это процессы сплочения, взаимозависимости  и взаимоответственности членов  социальных групп, происходящие  под воздействием норм, правил, санкций  и систем ролей);

4.Транслирующая функция  (это передача социального опыта  приходящим в социальный институт  новым людям как за счет  расширения социальных границ  института, так и смены поколений,  для этого в каждом институте  предусмотрен механизм, позволяющий  индивидам социализироваться к  его ценностям, нормам и ролям);

5.Коммуникативная функция  (это распространение произведённой  в институте информации как  внутри института с целью управления  и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами) [3, с. 255].

Р. Мертон впервые ввел в  социологию понятие дисфункции. Если социальная функция института —  приносить обществу пользу, то случаи, когда институт помимо пользы происходит вред, социологи называют дисфункцией  института. Возникновение дисфункции объективно, поскольку общественные потребности, которые должен удовлетворять  институт, меняются быстрее, чем организационно-материальные и содержательные элементы деятельности соответствующего института. Например, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов, но если институт не справляется со своей задачей, если образование поставлено плохо, не учитывает изменившиеся реалии, то хороших специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию. Дисфункция может выражаться в неопределенности функций социального института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Социальный институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

Социальные институты  делят на: формальные (государство, церковь) и неформальные (дружа, любовь). Формальные социальные институты объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объединении осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности таких институтов обеспечивается строгой регламентацией социальных статусов, роле, функций, прав и обязанностей. Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определёнными нормами и правилами, однако, не обладают жёсткой регламентацией, а нормативно-ценностные отношения в них не оформлены чётко в виде предписаний, установлений и т.д.

 

18. Специфика функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.

 Работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля.

 

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол­няют функции оценки и ориентации личности, общности. Социальные нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - средство социального регулирования поведения индивидов и групп путем предписания, требова­ния, пожелания и ожидания. Нормы - это образцы, конст­рукты, которые предписывают то, что люди должны гово­рить, думать, чувствовать и делать в ситуациях общения и деятельности; они выполняют функции интеграции, упоря­дочивания, поддержания процессов функционирования об­щества, общностей, социальных групп и индивидов.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК - философско-социологиче-ское понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком смысле концепции «СП.» призваны ответить на вопрос: «как возможно общество?». В более узком контексте понятие «СП.» используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом. Часто употребимыми также являются близкие по смыслу «СП.» понятия «морального порядка» и «нормативного порядка». Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожиданий, которые регулируют частные социальные ситуации.

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов  социального контроля:

  • процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит внутренние требований общества — социальных предписаний;
  • процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

 

 

 

 

20. Девиантное поведение и аномия.

 

 Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм. 
Девиация представляет собой не характеристику совершенного индивидом действия, а следствие применения к нарушителям общественных правил и санкций. Девиантное поведение – это поведение, на которое индивиды навешивают такой ярлык. В простых обществах, в которых существует единая для всех система норм, девиацию определить легко. В сложных обществах, где существует множество противоречивых норм, определение девиации усложняется. Например, возьмем район, где большинство проживающих подростков совершили преступление, и большинство взрослых неоднократно нарушали закон. Какое поведение – преступное или неприступное – является здесь девиацией? 
Девиация представляет собой процесс, в ходе которого можно выделить несколько стадий: 1) формирование норм; 2) сущность норм; 3) совершение девиантного поступка; 4) признание поступка девиантным; 5) признание человека девиантом; 6) стигмация (навешивание «ярлыка» девианта); 7) следствия стигмации; 8) коллективные формы девиантного поведения.

Аноми́я— понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение). По Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой.

Дальнейшее развитие концепции  аномии связано с именем Роберта Мертона.

Понятие аномии выражает собой  исторически обусловленный процесс  разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических  норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

 

 

21. Социальные процессы.

Социальными процессами мы называем серию явлений взаимодействия людей друг с другом, или серию явлений, происходящих в организации и структуре групп, изменяющих отношения между людьми или отношения между составными элементами общности.

Итак, социальные процессы с  необходимостью являются сериями изменений. Их можно классифицировать различными способами. Соответственно системе, в которой они происходят, их можно разделить следующим образом: 1) внутриличностные процессы, происходящие в личности человека, например процесс самообразования ; 2) процессы, происходящие в отношении или в отношениях между двумя индивидами; 3) процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой; 4) процессы, изменяющие организацию и внутреннюю структуру общности; 5) процессы, изменяющие отношения между двумя группами (общностями); 6) процессы, изменяющие структуру и организацию глобального общества. Это очень формальная классификация, ничего не говорящая ни о внутренней природе процесса, ни о характере вызванных им изменений. Поэтому делались попытки построить классификацию, взяв за основу не масштабы системы, в которой процесс происходит, а само содержание вызываемых изменений.

Социальные процессы —  это единые серии изменений в  социальных системах, то есть в отношениях, институтах, группах и других видах социальных систем.

 

 

22. Социальный прогресс и регресс.

Под Прогрессом обычно понимается совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Трудно не согласиться, что в общем и целом развитие человечества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Здесь важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав.

Существуют сферы общества и социальные институты, историческое развитие которых совершенно отчетливо можно квалифицировать как прогрессивное. Это наука, техника, технология. Каждый новый шаг в их развитии является этапом в их прогрессе. Не случайно сложилось и такое понятие как «научно-технический прогресс». Его проявления можно наблюдать повсюду.

Наряду с прогрессом существует и противоположный тип социальных изменений и социальных процессов  – Регресс. Регресс – это движение от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур. Примерами могут служить разрушение и гибель некоторых культур и цивилизаций, не прошедших полный путь своего развития – цивилизации древних инков, майя, ацтеков.

23. Прикладная социология.

Прикладная социология - совокупность теоретических моделей, методологических принципов и методов исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта.

Особенность прикладной социлогии еще в 1900 году первый президент Американской социологической ассоциации Лестер Уорд характеризовал следующим образом: в отличие от "чистой" социологии (решающей познавательные задачи), стремящейся ответить на вопросы "что, почему, как", прикладную социологию интересует "для чего". Действительно, прикладное социологическое исследование направлено на то, чтобы научные знания использовать для решения практических проблем. Другая его цель состоит в том, чтобы обеспечить тех, кто принимает решение, информацией, позволяющей предсказать следствия реализации различных политических курсов и социальных программ, административных постановлений и мероприятий.

Во многих отношениях прикладное социологическое исследование не отличается от исследования, направленного на решение научных проблем. Оно, например, не является только описательным, а предполагает интерпретацию фиксируемых фактов.

Информация о работе Социалогия и ее предмет