Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:17, реферат
После распада СССР в 1991 г. в России произошли радикальные перемены в социально-экономической, политической и культурной сферах. Для высшей школы они имели как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, произошла деидеологизация науки, ликвидация партийного контроля над образованием, появились новые перспективные специальности, открылись альтернативные государственным образовательные учреждения, усилилась интеграция образования и науки в мировое образовательное сообщество.
Введение -------------------------------------------------------------------------- 3
Понятия «интеллигенция», «научно-педагогическая
интеллигенция», «студенчество»--------------------------------------------- 4
3. Формирование научно-педагогической интеллигенции в современной России----------------------------------------------------------------------------------- 9
4.Теоретико-методологические подходы к изучению понятия
Интеллигенция------------------------------------------------------------------------- 14
5. Заключение-------------------------------------------------------------------------- 19
6. Список используемой литературы---------------------------------------------- 20
В рамках философско-
Особенностью социологического анализа понятия «научно-техническая интеллигенция» является ее определение с точки зрения изменений в социальной структуре и социальной стратификации. Социологический подход предполагает выявление положения научно-технической интеллигенции в социальной структуре; рассмотрение ее специфики в системе таких понятий как «научный работник», «специалист в области техники и технологии», «инженерная профессия», «техническая элита», «научная профессия», «научная элита», «научное сообщество»; анализ ее эмпирической идентификации (объективной и субъективной).
В рамках получившего распространение социокультурного подхода следует выделить исследование А. В. Золотухиной, в котором была предпринята серьезная попытка раскрыть внутреннюю структуру современной российской научно-технической интеллигенции, ее функции и особенности воспроизводства в высшей технической школе России в контексте гуманизации и гуманитаризации инженерно-технического образования. В частности, автор выделяет научно-техническую интеллигенцию из общей массы занятых в научно-технической сфере по следующим критериям: формальному (наличие диплома о высшем техническом образовании); социально-профессиональному (умственный труд в сфере науки и техники); креативному (наличие творческих способностей, осуществление научно-технического творчества) и. гуманистическому (наличие гуманистических ценностей, гуманитарной культуры) .
Мы солидаризируемся с Н. А. Золотухиной, убежденной, что именно научно-техническая интеллигенция, — какой она должна быть, — могла бы выступать связующим звеном между наукой, техникой и культурой, обеспечивая не противоречащий социально-культурному, духовному развитию человека и общества прогресс науки, техники и технологии, соответствие их развития условиям функционирования современной культуры — ее ценностям, идеалам и традициям. Тем самым научно-техническая интеллигенция могла бы способствовать преодолению технократического, дегуманизированного мышления в научно-технической сфере российского общества, устранению противоречия между технической и гуманитарной культурой, предотвращению угрозы экологической, антропологической и техногенной катастроф (угрозы разрушения природной среды и человеческой личности в результате внедрения различных научно-технических достижений, аварий технического характера).
С точки зрения сторонников социокультурного похода, современная российская научно-техническая интеллигенция должна быть понята, прежде всего, как специфическое социокультурное образование в составе российской интеллигенции — как особая социокультурная группа, состоящая из высокообразованных и культурных людей с определенными духовно-нравственными качествами, занятых в своей профессиональной деятельности научным или техническим творчеством для выработки и реализации научных идей, разработки технических средств и технологий (в т. ч. и информационных), а также обеспечивающих безопасное для человека, общества и природы функционирование техники и технологии и осуществляющих подготовку новых научно-технических кадров.
Заключение
Таким образом, проведенный
анализ позволил сформулировать вывод
о многоаспектном подходе к определению
понятия «научно-техническая интеллигенция
как социально-педагогическая группа».
Дефиниции рассматриваемого понятия можно
объединить в три группы: исторические,
философско-культурологические и социологические.
Учитывая цели и задачи исследования,
социологический подход рассматривается
нами как определяющий при проведении
эмпирических исследований научно-технической
интеллигенции. Однако проведенный анализ
позволил зафиксировать достаточную подвижность
границ понятия «научно-техническая интеллигенция»
и в рамках социологии. Кроме того, совокупность
подходов к определению понятия «научно-техническая
интеллигенция», выделению ее сущностных
признаков обусловила неоднозначное понимание
ее деятельности. Для более полного осмысления
особенностей научно-технической интеллигенции
и характера ее труда, на наш взгляд, необходимо
использовать историко-
Список используемой литературы
1.Бабосов Е. М., Русецкая В. И. Научная интеллигенция и ее роль в ускорении технического прогресса. // Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция. / Л. А. Агеева, Т. И. Адуло, E. M. Бабосов и др. Мн.: Наука и техника, 1988. С. 104–105; Соколова Г. Н., Агеева Л. А. Инженерно-техническая интеллигенция и ускорение НТП // Там же. С. 89.
2. Профессиональные группы интеллигенции / Отв. ред. В. А. Мансуров. М., 2003.
3.Никитина И. В. Интеллигенция как социокультурный феномен и духовный потенциал российского общества. Интеллигенция и власть // Материалы III Всероссийского симпозиума «Человек культуры: интеллигенция и власть». Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. С. 66–67
4.Никитина И. В.
5. Соскин В. Л.К оценке исторического опыта формирования советской интеллигенции // Интеллигенция в советском обществе: Межвуз. сб. науч. тр. Кемерово, 1993. С. 35.
6. Сверчкова Л. П.Субъект духовного производства: методологический анализ: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. Л., 1989. С. 3