Социологи, научное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:17, реферат

Описание работы

После распада СССР в 1991 г. в России произошли радикальные перемены в социально-экономической, политической и культурной сферах. Для высшей школы они имели как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, произошла деидеологизация науки, ликвидация партийного контроля над образованием, появились новые перспективные специальности, открылись альтернативные государственным образовательные учреждения, усилилась интеграция образования и науки в мировое образовательное сообщество.

Содержание работы

Введение -------------------------------------------------------------------------- 3

Понятия «интеллигенция», «научно-педагогическая
интеллигенция», «студенчество»--------------------------------------------- 4

3. Формирование научно-педагогической интеллигенции в современной России----------------------------------------------------------------------------------- 9

4.Теоретико-методологические подходы к изучению понятия
Интеллигенция------------------------------------------------------------------------- 14

5. Заключение-------------------------------------------------------------------------- 19

6. Список используемой литературы---------------------------------------------- 20

Файлы: 1 файл

Социология 1.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

В рамках философско-культурологического подхода ряд исследователей, разделяя научную и техническую интеллигенцию, научную интеллигенцию рассматривает, с одной стороны, как субъект, познающий на основе критериев научности окружающую действительность и придерживающийся научного этоса, а, с другой — как субъект культуры, способствующий созданию и трансляции ценностей, знаний, норм и обладающий позитивными нравственно-этическими качествами.

Особенностью социологического анализа понятия «научно-техническая интеллигенция» является ее определение с точки зрения изменений в социальной структуре и социальной стратификации. Социологический подход предполагает выявление положения научно-технической интеллигенции в социальной структуре; рассмотрение ее специфики в системе таких понятий как «научный работник», «специалист в области техники и технологии», «инженерная профессия», «техническая элита», «научная профессия», «научная элита», «научное сообщество»; анализ ее эмпирической идентификации (объективной и субъективной).

В рамках получившего распространение  социокультурного подхода следует  выделить исследование А. В. Золотухиной, в котором была предпринята серьезная попытка раскрыть внутреннюю структуру современной российской научно-технической интеллигенции, ее функции и особенности воспроизводства в высшей технической школе России в контексте гуманизации и гуманитаризации инженерно-технического образования. В частности, автор выделяет научно-техническую интеллигенцию из общей массы занятых в научно-технической сфере по следующим критериям: формальному (наличие диплома о высшем техническом образовании); социально-профессиональному (умственный труд в сфере науки и техники); креативному (наличие творческих способностей, осуществление научно-технического творчества) и. гуманистическому (наличие гуманистических ценностей, гуманитарной культуры) .

Мы солидаризируемся с  Н. А. Золотухиной, убежденной, что именно научно-техническая интеллигенция, — какой она должна быть, — могла бы выступать связующим звеном между наукой, техникой и культурой, обеспечивая не противоречащий социально-культурному, духовному развитию человека и общества прогресс науки, техники и технологии, соответствие их развития условиям функционирования современной культуры — ее ценностям, идеалам и традициям. Тем самым научно-техническая интеллигенция могла бы способствовать преодолению технократического, дегуманизированного мышления в научно-технической сфере российского общества, устранению противоречия между технической и гуманитарной культурой, предотвращению угрозы экологической, антропологической и техногенной катастроф (угрозы разрушения природной среды и человеческой личности в результате внедрения различных научно-технических достижений, аварий технического характера).

С точки зрения сторонников социокультурного похода, современная российская научно-техническая интеллигенция должна быть понята, прежде всего, как специфическое социокультурное образование в составе российской интеллигенции — как особая социокультурная группа, состоящая из высокообразованных и культурных людей с определенными духовно-нравственными качествами, занятых в своей профессиональной деятельности научным или техническим творчеством для выработки и реализации научных идей, разработки технических средств и технологий (в т. ч. и информационных), а также обеспечивающих безопасное для человека, общества и природы функционирование техники и технологии и осуществляющих подготовку новых научно-технических кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проведенный  анализ позволил сформулировать вывод  о многоаспектном подходе к определению  понятия «научно-техническая интеллигенция как социально-педагогическая группа». Дефиниции рассматриваемого понятия можно объединить в три группы: исторические, философско-культурологические и социологические. Учитывая цели и задачи исследования, социологический подход рассматривается нами как определяющий при проведении эмпирических исследований научно-технической интеллигенции. Однако проведенный анализ позволил зафиксировать достаточную подвижность границ понятия «научно-техническая интеллигенция» и в рамках социологии. Кроме того, совокупность подходов к определению понятия «научно-техническая интеллигенция», выделению ее сущностных признаков обусловила неоднозначное понимание ее деятельности. Для более полного осмысления особенностей научно-технической интеллигенции и характера ее труда, на наш взгляд, необходимо использовать историко-социологический подход: историческое рассмотрение всех трех ее составных элементов, поскольку современный подход к профессиям инженера, ученого и преподавателя высшей технической школы находится в неразрывной связи с историей их формирования и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1.Бабосов Е. М., Русецкая В. И. Научная интеллигенция и ее роль в ускорении технического прогресса. // Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция. / Л. А. Агеева, Т. И. Адуло, E. M. Бабосов и др. Мн.: Наука и техника, 1988. С. 104–105; Соколова Г. Н., Агеева Л. А. Инженерно-техническая интеллигенция и ускорение НТП // Там же. С. 89.

2. Профессиональные группы  интеллигенции / Отв. ред. В. А. Мансуров. М., 2003.

3.Никитина И. В. Интеллигенция как социокультурный феномен и духовный потенциал российского общества. Интеллигенция и власть // Материалы III Всероссийского симпозиума «Человек культуры: интеллигенция и власть». Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. С. 66–67

4.Никитина И. В. Интеллигенция  как социокультурный феномен  и духовный потенциал российского  общества. Интеллигенция и власть // Материалы III Всероссийского симпозиума  «Человек культуры: интеллигенция  и власть». Бийск: НИЦ БПГУ  им. В. М. Шукшина, 2002. С. 66–67.

5. Соскин В. Л.К оценке исторического опыта формирования советской интеллигенции // Интеллигенция в советском обществе: Межвуз. сб. науч. тр. Кемерово, 1993. С. 35.

6. Сверчкова Л. П.Субъект духовного производства: методологический анализ: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. Л., 1989. С. 3

 


Информация о работе Социологи, научное общество