Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:17, реферат
После распада СССР в 1991 г. в России произошли радикальные перемены в социально-экономической, политической и культурной сферах. Для высшей школы они имели как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, произошла деидеологизация науки, ликвидация партийного контроля над образованием, появились новые перспективные специальности, открылись альтернативные государственным образовательные учреждения, усилилась интеграция образования и науки в мировое образовательное сообщество.
Введение -------------------------------------------------------------------------- 3
Понятия «интеллигенция», «научно-педагогическая
интеллигенция», «студенчество»--------------------------------------------- 4
3. Формирование научно-педагогической интеллигенции в современной России----------------------------------------------------------------------------------- 9
4.Теоретико-методологические подходы к изучению понятия
Интеллигенция------------------------------------------------------------------------- 14
5. Заключение-------------------------------------------------------------------------- 19
6. Список используемой литературы---------------------------------------------- 20
Русская интеллигенция как культурный слой возникает в итоге социокультурной ломки, связанной с петровскими реформами и процессами вестернизации страны. Но, светская по форме, европейская по происхождению, основанная изначально на рационализме и интеллектуализме, прагматическая и индивидуалистическая по системе ценностей культура Просвещения русской культурой не дублировалась, а модифицировалась. Результатом этого и стало возникновение русской интеллигенции как слоя, для которого служение культуре, науке, искусству, народу заменило служение Богу. Отказ от соображений карьеры и личной выгоды, стремление к общественной пользе, идеал бескорыстия, презрение к мещанству и поиск новых путей духовного восхождения к истине как смысл жизни сделал русскую интеллигенцию антиподом «вестернизированной элиты». Русская интеллигенция осознавала себя не в качестве агентов рынка, а искала дорогу в храм науки и искусства, видела свою роль в борьбе за социальный прогресс через оппозицию «денежной и властной элите».
После Октябрьской революции
1917 г. большевики, придя к власти,
увидели в интеллигенции, которую
прежде называли «генеральным штабом
революции», лишь попутчика, который
не заслуживает доверия, так как
не имеет «классовых признаков» и
по этой причине отражает интересы
различных классов —
Процесс формирования советской
интеллигенции шел двумя
Вместе с тем, советская
интеллигенция, которую знали и
к которой принадлежали доныне действующие
поколения, отличалась определенными
качествами, от сущности интеллигенции
неотделимыми. Трагичность советской
эпохи в сочетании с
Советская историография
с ее гипертрофированным интересом
к проблеме партийности, классовости
и социальной ответственности в
творческой сфере формирует
Особенности функционирования
российской интеллигенции в постсоветский
период определяются ее местом в социальной
структуре общества, ее социальной
ролью в трансформационных
Массив изученной литературы позволяет утверждать, что в сфере интеллигентоведения еще есть «белые пятна». Можно согласиться с мнением В. И. Сальникова, который считает, что современные научные работы, посвященные проблеме интеллигенции отличает:
─ отсутствие единства в восприятии интеллигенции, унаследованное от идейно-политических споров представителей различных идеологических лагерей пореформенной эпохи (60-е гг. XIX — начало XX вв.);
─ отсутствие четкого понимания грани, отделяющей интеллигенцию как социокультурный феномен от интеллигенции как исторического феномена, вследствие чего характеристики, даваемые интеллигенции в определенный исторический период, нередко воспринимались как ее сущностные характеристики;
─ несогласованность понятий «интеллигенция», «интеллектуалы», «образованный слой».
Исследование, в частности, показало, что одна из дискуссионных проблем в интеллигентоведении — проблема раскрытия сущности понятия «интеллигенция», которая еще далека от разрешения. Так, исследователь Стародубцева выделяет четыре подхода к раскрытию понятия интеллигенция:
1. Интеллигенция рассматривается как социально-профессиональная группа, характеризующаяся по таким критериям как работа на профессиональной основе, связанная со сложным умственным трудом в сфере материального и духовного производства, наличие высшего или среднего специального образования. Данное определение интеллигенции, практически ничем не отличается от термина «специалисты» и соотносимо с понятиями «лица умственного труда».
2. Интеллигенция трактуется как социальная общность, члены которой обладают определенными духовно-нравственными личностными качествами, обостренным социальным и нравственным чувством, гражданской позицией. Данная точка зрения аккумулирует в себе представление об особом социальном предназначении интеллигенции как носителе передовых общественных идеалов и высоких моральных принципов. Она призвана выражать духовные заботы и надежды людей, социальные и идейные ценности, является концентрацией народной совести и морали. Рассматривая интеллигенцию как определенный тип людей с особым мировосприятием, основанных на гуманистических идеалах и ценностях, ряд исследователей соотносит понятия интеллигенции и «интеллигентности», «элиты».
3. Третья точка зрения представляет социокультурный подход, в рамках которого интеллигенция выступает как совокупность лиц, занимающихся сложным интеллектуальным трудом и обладающих общепринятыми духовно-нравственными качествами. В контексте этого подхода исследователи, дополняя социологическую трактовку культурно-личностными признаками, признают, что интеллигенция во всех обществах является сложным и противоречивым по социальным взглядам и политической ориентации социально-духовным образованием.
4. Отождествление интеллигенции с интеллектуалами. В конце ХХ века изменились социальные функции многих социальных групп и на смену интеллигенции, по мнению исследователей, должен прийти средний класс, основу которого образуют «белые воротнички».
Теоретико-методологические подходы к изучению понятия интеллигенция
В исторических, социологических,
культурологических, философских и
др. исследованиях сложились в
настоящее время следующие
Анализ перечисленных
выше подходов к изучению интеллигенции
позволяет, на наш взгляд, сформулировать
вывод о необходимости
Одним из таких «проблемных
полей», на наш взгляд, является исследование
процессов формирования современной
научно-технической
Исследование позволило выявить несколько подходов к изучению интересующей нас проблемы.
Сущность исторического подхода состоит в том, что исследуемый объект рассматривается с позиции его становления и развития в контексте конкретной исторической ситуации. При этом анализ истории возникновения и развития научно-технической интеллигенции является способом реконструкции прошлого, его более глубокого понимания. В этом случае изучение интеллигенции осуществляется, главным образом, в рамках историко-социологического подхода.
Представляется, что понятие
«научно-техническая
Научно-техническая
Анализ научной литературы
по теме исследования показал, что в
послереволюционные годы и вплоть до
середины 30-х годов интеллигенция
отождествлялась со служащими и
специалистами. Объектом исследования
выступала интеллигенция в
На более высокий
Новый этап в изучении проблемы
формирования научно-технической