Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:26, курсовая работа
Цели работы: раскрыть тему; дать теоретическую характеристику социологическим исследованиям; научиться применять теоретические сведения на практике, проведя для этого исследование на конкретном предприятии.
Объект исследования - прикладные социологические исследования.
Предмет исследования - методология социологических исследований, определяющая принципиальные основы разработки частных социологических теорий.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проведения социологического исследования в сфере труда на предприятии. 5
1. Понятие, цели и задачи социологических исследований в сфере труда на предприятии 5
2. Основные виды социологических исследований 9
3. Методы проведения социологических исследований 15
Глава 2. Проведение социологического исследования по организации труда работников на ФГУП «Почта России». 24
1. Анализ организации по основным экономическим показателям 24
2. Этапы проведения социологического исследования организации труда работников предприятия 27
3. Методика социологического исследования предприятия 28
4. Анализ результатов исследования на предприятии 30
Глава 3. Основные направления совершенствования организации труда работников ФГУП «Почта России. 37
Заключение 42
Список литературы 44
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проведения социологического исследования в сфере труда на предприятии. 5
1. Понятие, цели и задачи социологических исследований в сфере труда на предприятии 5
2. Основные виды социологических исследований 9
3. Методы проведения социологических исследований 15
Глава 2. Проведение социологического исследования по организации труда работников на ФГУП «Почта России». 24
1. Анализ организации по основным экономическим показателям 24
2. Этапы проведения социологического исследования организации труда работников предприятия 27
3. Методика социологического исследования предприятия 28
4. Анализ результатов исследования на предприятии 30
Глава 3. Основные направления совершенствования организации труда работников ФГУП «Почта России. 37
Заключение 42
Список литературы 44
Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся на предприятии обстановку, морально-психологический климат, общий стиль управления, моральные ценности коллектива, уровень организационной культуры, взаимоотношения руководителей и подчиненных, качество мотивационных механизмов и многое другое.
Их результаты являются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны и достигнуты успехи, и имеющиеся недостатки.
Более того, социологические исследования можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей и служб управления персоналом: они не только выявляют разного рода проблемы, высвечивая их изнутри, но и показывают действенные средства по их разрешению.
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В данной курсовой работе будет рассматриваться прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому необходимо исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.
Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:
— установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;
— вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной, проблемы и т. д.;
— вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);
— выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;
— проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.
Успешность осуществления социологического исследования в сфере труда на предприятии во многом зависит от установления атмосферы взаимопонимания с заказчиком, одинакового понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Последние должны быть представлены заказчику во взаимосогласованные им и исполнителем сроки. Информация, полученная социологами в процессе осуществления исследования - это собственность заказчика, который волен поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить или запретить публикацию, внедрить в практику. Но всегда результаты, полученные в ходе социологических исследований будут полезны руководителю организации, ведь с помощью них он получит оценку состояния социальной среды на предприятие, которые помогут ему в его последующей деятельности. Поэтому эту тему можно назвать актуальной.
Цели работы: раскрыть тему; дать теоретическую характеристику социологическим исследованиям; научиться применять теоретические сведения на практике, проведя для этого исследование на конкретном предприятии.
Объект исследования - прикладные социологические исследования.
Предмет исследования - методология социологических исследований, определяющая принципиальные основы разработки частных социологических теорий.
Под социологическим исследованием
понимается анализ социальных явлений
и процессов при помощи специальных
методов, что позволяет
Социологические исследования проводят, когда надо получить информацию о реальном состоянии социальных явлений и процессов; обосновать проекты и управленческие решения; для прогнозирования социальных ситуаций; при изучении имеющихся противоречий для того, чтобы дать рекомендации для устранения недостатков.
Конкретные социологические исследования являются важной составной частью процесса социологического познания. Под ними понимается система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем.
Своеобразие прикладной социологии заключается в ее гораздо большей интегрированности в экономическую и политическую системы общества по сравнению с общей социологической теорией. Ее результаты влияют на принимаемые заказчиком социальные и управленческие решения. Для крупного предприятия это может быть выбор экономической стратегии, комплекс мероприятий, связанный с совершенствованием трудовой деятельности и повышением ее производительности и эффективности, решение о путях и географических регионах распространения того или иного вида продукции, принимаемое на основе результатов маркетинговых исследований и т.п.
Чтобы понять, что представляют
собой социологические
Социология труда является частью науки социологии, одной из сфер ее исследования. Социология – это наука об обществе, рассматривающая его как систему социальных общностей, групп, устанавливающая закономерности их развития, происходящих внутри них процессов и отношений. В свою очередь, социология труда изучает структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда.
Социально-трудовые отношения – отношения между социальными группами (общностями) и отдельными индивидами в процессе трудовой деятельности. Взаимодействие – универсальное свойство общностей и явлений. Если оно базируется на общности целей и интересов, то принимает форму сотрудничества, при различии, противоречии в интересах превращается в конфликтные взаимоотношения, соперничество. Любая организация, предприятие состоит из людей. Они являются центральным фактором любой модели управления и, нередко, наиболее уязвимым ее звеном. Именно люди принимают верные или ошибочные решения, выпускают высококачественную иррациональных побуждений в трудовой мотивации, значение игровых моментов в работе, специфика трудовых установок, совместной деятельности, обусловленная этническими и историческими особенностями людей и прочее. [11, с. 102]
На сегодняшний день понимание
роли социальных процессов и отношений
в сфере труда как важнейшего
фактора повышения его
Социальные процессы в
сфере труда – это процессы
формирования, функционирования, развития
(или деградации) социальных групп
и отдельных работников. Среди
них можно выделить несколько. Во-первых,
в качестве базового социального процесса
социологи рассматривают сам процесс
труда. Действительно, значительную часть
своей жизни человек проводит на работе.
Здесь он сталкивается со всем многообразием
социально-трудовых отношений. Трудовая
деятельность во многом определяет статус
человека в организации и обществе, его
материальный достаток, уровень развития
его способностей, а значит, и его запросы,
интересы, отношение к труду, даже способ
проведения досуга, планы на будущее. Во-вторых,
это социально-интегративные процессы
– это процессы объединения людей в социальную
группу, формирования чувства причастности,
общности новых работников в организации.
В-третьих, можно выделить ценностно-ориентационные
процессы – это процессы формирования
позитивной трудовой мотивации работников,
их заинтересованности в достижении целей
совместной деятельности. И, наконец, изменяюще-поддерживающие
процессы, которые связаны с различными
видами трудовых перемещений работников:
движением между рабочими местами, сменой
места работы, профессионально-
Таким образом, предметом
социология труда являются социально-трудовые
отношения и социальные процессы
в сфере труда. Основная цель проводимых
социологических исследований –
повышение эффективности
Задачи, решаемые в ходе социологических исследований в сфере труда на предприятии, сложны и разнообразны, как сложны социальная структура предприятия, протекающие в ней социальные процессы. Во многом они будут определяться спецификой, содержанием и условиями деятельности. Однако можно выделить ряд наиболее общих задач:
1. Совершенствование системы управления организацией, повышение обоснованности принятия управленческих решений, изучение социальных процессов, влияющих на эффективность управления.
2. Повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутри-коллективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фирмы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров.
3. Развитие системы адаптации
новых работников на
4. Повышение трудовой
активности работников на
5. Изучение содержания, условий
труда и разработка мер по
их совершенствованию,
6. Повышение качества
трудовой жизни, в том числе
за счет лучшего
Многие из указанных задач актуальны для современной России. Важнейшими являются вопросы формирования новой трудовой мотивации, защиты трудовых прав работников, согласования экономических интересов “работодатель - наемный работник”, обеспечения нормальных условий и охраны труда, должного уровня социальных гарантий, создания системы социального партнерства. [12, с. 154]
Информация о работе Социологические исследования в сфере труда на предприятии