Социологические исследования в сфере труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: раскрыть тему; дать теоретическую характеристику социологическим исследованиям; научиться применять теоретические сведения на практике, проведя для этого исследование на конкретном предприятии.
Объект исследования - прикладные социологические исследования.
Предмет исследования - методология социологических исследований, определяющая принципиальные основы разработки частных социологических теорий.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проведения социологического исследования в сфере труда на предприятии. 5
1. Понятие, цели и задачи социологических исследований в сфере труда на предприятии 5
2. Основные виды социологических исследований 9
3. Методы проведения социологических исследований 15
Глава 2. Проведение социологического исследования по организации труда работников на ФГУП «Почта России». 24
1. Анализ организации по основным экономическим показателям 24
2. Этапы проведения социологического исследования организации труда работников предприятия 27
3. Методика социологического исследования предприятия 28
4. Анализ результатов исследования на предприятии 30
Глава 3. Основные направления совершенствования организации труда работников ФГУП «Почта России. 37
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.20 Кб (Скачать файл)

 

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают  три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком  предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется  для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения  и корректировки гипотез и  задач, инструментария и границ обследуемой  совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления  трудностей, которые могут встретиться  в дальнейшем.

Под первичной социологической  информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке  и обобщению.

Выполняя вспомогательные  задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как  экспресс-опрос, цель которого состоит  в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя  в данный момент.

С помощью оперативных  опросов определяют отношение людей  к актуальным событиям и фактам (так  называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности  только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают  для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний. [13, с. 223]

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов  сбора первичной социологической  информации, дающий возможность сделать  это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного  исследования, может быть осуществлен  анализ специальной литературы, а  также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и  особенности объекта исследования.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить  относительно целостное представление  об изучаемом явлении, его структурных  элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться  в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов  управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию  элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может  быть, например, коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень  образования, семейное положение и т.д. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов  повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое  исследование ставит своей целью  наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать  структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет  особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного  исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется  наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда  и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием  труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его  производительности. [15, с. 323]

Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде»  какой-либо один фактор, определяющий черты производственной жизни, практически  невозможно, постольку почти в  каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного  времени, тщательно разработанной  программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической  информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В  нем, дополняя друг друга, могут применяться  различные формы опроса, анализа  документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем  изменения в той или иной степени  обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения»  тех факторов, которые придают  объекту новые черты и свойства.

Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных  знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации  и стимулирования труда и т.п. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет  избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной  обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

В зависимости от того, рассматривается  предмет в статике или в  динамике, могут быть выделены еще  два вида социологического исследования - точечное и повторное. [16, с. 540]

Точечное (разовое) исследование дает информацию о состоянии и  количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в  определенном смысле может быть названа  статической, поскольку отражает как  бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие  данные могут быть получены лишь в  результате нескольких исследований, проведенных последовательно через  определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе  и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой  средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление  динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых  целей повторный сбор информации может проходить в два, три  этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация  видов социологического исследования.

Качество социологической  информации в значительной степени  повысится, если предусмотреть проведение пробного исследования. Оно является способом проверки обоснованности выдвигаемых  гипотез и задач, а также методического  уровня и отработанности инструментария сбора первичной социологической информации. Пробное исследование помогает оценить правильность построения соответствующей модели выборки и внести в нее в случае надобности определенные коррективы, уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать расходы и сроки всех исследовательских процедур.

Образно говоря, пробное  исследование можно рассматривать  как генеральную репетицию главного исследования, позволяющую сделать  первые выводы о том, насколько успешно  прошел этап подготовки к нему и  каких результатов можно ожидать.

Сказанное вместе с тем  не означает, что сам социолог в  конкретном случае ничем не связан в выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической и  научной целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления, которое предстоит  изучить.

Перед окончательным выбором  вида социологического исследования нелишним будет реалистично оценить и  свои возможности, особенно глубину  знаний методики, техники и организации, а также практические навыки.

 

 

 

 

  1. Методы проведения социологических исследований

 

Методологией называют систему  основных принципов любого научного исследования. Это собирательный  термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная  методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к  изучению предмета. Социологическая  методология определяет принципиальные основы разработки частных социологических  теорий.

В узком смысле слова в  социологии термином "методология" обозначается совокупность исследовательских  процедур, техники и методов, включая  приемы сбора и обработки социологической  информации.

При этом следует учитывать, что любая теоретическая система  знаний ценится, прежде всего, потому, что она не только описывает и  объясняет объективную реальность, но и одновременно является инструментом поиска нового научного знания.

Социолог в своей работе использует многие приемы, заимствованные из других социальных наук и особенно экономики, истории, психологии, этнографии и др. Он должен владеть приемами статистического анализа, информационными  технологиями, иметь представление  о соответствующих разделах математики.

Любое более или менее  основательное социологическое  исследование имеет четыре основных этапа:

первый - подготовка исследования;

второй - сбор первичной информации;

третий - обработка информации;

четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

Конечно, можно самостоятельно сочинить анкету и провести небольшой  опрос, чем часто пользуются работники  средств массовой информации. Но, как правило, такая информация будет поверхностной, не представляющей научного интереса.

В любом серьезном и  самостоятельном исследовании все  начинается с программы. Это стратегический план проведения исследования. Тщательно  разработанная программа - гарантия успеха всего исследования.

В идеальном варианте программа  теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы:

методологическая часть, в которой формулируются проблемы, дается указание объекта или предмета исследования, определение цели и  задач, интерпретация основных понятий, формулировка гипотез исследования;

организационно-методическая (процедурная) часть предусматривает  разработку инструментария, приемов  и методов сбора информации, выбор  изучаемой совокупности, способы  и схемы обработки информации, сроки ее анализа.

Исходным пунктом любого основательного социологического исследования является сложившаяся в обществе, регионе, производственном коллективе, городе или другой сфере общественной жизни проблемная ситуация. Она может  проявляться в социальной дезорганизации, противоречии, конфликте интересов  социальных групп, общностей, институтов. Причем часто конкретными людьми социальная проблема может и не осознаваться, так как провоцирующие ее противоречия еще не достигли соответствующего уровня. Будучи и осознаваемой, она не обязательно становится предметом социологического исследования. Для этого необходимы заинтересованность, стремление к практическим преобразованиям и финансовые ресурсы. Только в этом случае социологи получают социальный заказ на исследование, разработку социального проекта, практических рекомендаций.

          На первом этапе формулируются  проблемные ситуации, узлы противоречий, которые надо разрешить. Разумеется, сначала идет изучение всех причинно-следственных связей. Следует различать практическую и научную проблему. Отличие заключается в том, что практическая проблема не требует новых знаний, а пути ее разрешения известны. Ставя перед собой проблему, надо соизмерять свои возможности. Кроме того, необходимо избегать в программе мнимых проблем. Например, текучесть кадров. Она достаточно хорошо изучена и описана в литературе. Другое дело, что в каждом коллективе есть своя специфика. Уловить ее можно с помощью небольшого разведывательного исследования.

Информация о работе Социологические исследования в сфере труда на предприятии