Социологические исследования в сфере труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: раскрыть тему; дать теоретическую характеристику социологическим исследованиям; научиться применять теоретические сведения на практике, проведя для этого исследование на конкретном предприятии.
Объект исследования - прикладные социологические исследования.
Предмет исследования - методология социологических исследований, определяющая принципиальные основы разработки частных социологических теорий.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проведения социологического исследования в сфере труда на предприятии. 5
1. Понятие, цели и задачи социологических исследований в сфере труда на предприятии 5
2. Основные виды социологических исследований 9
3. Методы проведения социологических исследований 15
Глава 2. Проведение социологического исследования по организации труда работников на ФГУП «Почта России». 24
1. Анализ организации по основным экономическим показателям 24
2. Этапы проведения социологического исследования организации труда работников предприятия 27
3. Методика социологического исследования предприятия 28
4. Анализ результатов исследования на предприятии 30
Глава 3. Основные направления совершенствования организации труда работников ФГУП «Почта России. 37
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.20 Кб (Скачать файл)

     Формулировка  проблемы влечет за собой выбор  конкретного объекта исследования. Им могут быть социальный процесс  или область социальной жизни,  социальные взаимоотношения, содержащие  конфликт, противоречие. Иными словами,  все то, что явно или неявно  содержит социальное противоречие  и порождает проблемную ситуацию  социального характера. Объект  социологического исследования - это  то, на что направлен процесс  социологического анализа.

     Помимо объекта  выделяется также предмет исследования  или те наиболее значимые с  практической или теоретической  точки зрения свойства, стороны,  особенности объекта, которые  предстоит исследовать.

     В программе  обозначаются цель, задачи исследования. Они вытекают из сформулированной  проблемной ситуации. Чаще всего  цели и задачи исследования  формулируются заказчиком. Конечно,  цели могут быть основными  и частными. Частные задачи вытекают  из основных и являются средствами  решения главных задач исследования. [3, с. 128]

     Очень важно  различать программные, основные, задачи исследования и те, которые  будут возникать в процессе  его развертывания. По сути, каждая  стадия развертывания программы  и анализа полученных данных  предваряется постановкой конкретных  задач.

     Предусмотреть  всю их последовательность невозможно, и в этом нет необходимости.

     Основные задачи  исследования отвечают его целевой  установке, дополнительные ставятся  для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез и  т. п.

     Вся процедура  социологического исследования  подчиняется, прежде всего, поиску  ответа на центральный вопрос, основную задачу исследования. Все  остальное при нехватке средств,  дефиците времени безжалостно  отсекается.

При разработке программы  социологического исследования важно  выделить ключевые понятия, выражающие узловые моменты, точки изучаемой  проблемы. К примеру, изучение текучести  кадров обязательно потребует использования  такого понятия, как адаптация людей  к новому месту работы, жительства. В свою очередь, адаптация может  быть социальной, производственной, психологической  и т. п.

     Работа начинается  с анализа соответствующей литературы  по теме исследования, выявления  сущности понятий. Затем предполагается  проверить измеряемость тех признаков, которые мы выделяем. Например, какими показателями можно измерить процесс адаптации, отношение к учебе, труду, качество жизни и т. п.

     Следующая  важнейшая часть работы над  программой - выдвижение рабочих  гипотез исследования. Гипотеза - главный  методологический инструмент, организующий  весь процесс исследования. Гипотезы - это достаточно обоснованные  предположения о структуре изучаемых  объектов, характере их социальных  связей, возможных подходах к  решению социальных проблем.

    Первоначально  социолог на основе анализа  литературы, бесед с экспертами, знакомства с другими исследованиями, своего знания жизни или пилотажного  исследования мысленно выдвигает  возможные причинно-следственные  связи. Гипотезы - это научные  предположения, истинность которых  и надо проверить в ходе  исследования. Гипотеза должна быть  научной, непротиворечивой и проверяемой в ходе исследования. Отрицательный результат в науке - тоже результат.

Есть некоторые общие  правила, которым должна удовлетворять  гипотеза:

Гипотеза не должна содержать  понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

Гипотеза не должна противоречить  ранее установленным научным  фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: "Чем разнообразней труд, тем  больше удовлетворенность работника". Однако при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и  монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет.

Гипотеза должна быть простой  и не обрастать лесом возможных  допущений и ограничений.

Гипотеза должна быть принципиально  проверяема при данном уровне теоретических  знаний, методической оснащенности и  практических возможностях исследователя.

Перечисленные выше требования делают гипотезу хорошей при условии, что ее содержание не тривиально и  не сводится к суждениям здравого смысла.

     Вся организация  социологического исследования  состоит из непрерывной постановки  и проверки разнообразных предположений:  центральной гипотезы всего исследования, следствий из нее, вторичных  гипотез, выдвигаемых в случае  обнаружения ошибочных суждений, постановки частных задач методического  характера. [2, с. 212]

     Описательные  гипотезы - относительно простые,  дают картину объекта исследования, например: студенты сельскохозяйственной  академии в основном выходцы  из села, но сколько их? Объяснительные  гипотезы, например: девушки более прилежно относятся к учебе, хотя меньше озабочены профессиональной карьерой, их отношение к учебе зависит от курса.

     Прогнозные  гипотезы дают представление  о возможных тенденциях, например: переход к рынку и судьба  высшей школы, некоторых специальностей, отношение к учебе.

При разработке программы  социологического исследования к ней  предъявляются некоторые требования.

Первое и главное требование - программа исследования должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез не ясно, как обрабатывать социологическую информацию. Попытки  сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал собран не полностью, выборка  не удовлетворяет задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. Наконец, приходят к выводу, что все надо было делать по-другому.

     Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, программа является единым для всего научного коллектива документом, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов.

     Третье требование - логическая последовательность  всех элементов программы. Нельзя  начать с выбора принципиального  плана, не видя цели и задачи  исследования. Бессмысленно пытаться  сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.

     Четвертое  требование - гибкость программы.  Отдельные положения ее могут  уточняться по мере обнаружения  ошибок. Нередко программа разрабатывается  в два этапа. Вначале набрасывается  макет программы с указанием  цели, задач исследования, примерной  формулировкой гипотез, затем  проводится небольшое пилотажное  исследование, после чего разрабатывается  окончательная программа. [4, с. 98]

     Сама программа  является серьезной частью научной  работы и может быть опубликована  как самостоятельная научная  работа. Публикация программы подобна  передаче лицензии на производство  научного знания.

     Рабочий план  исследования - органическая часть  программы. В нем поэтапно намечаются  сроки проведения работы, если  нужно фиксируются исполнители,  составляется смета расходов, обосновывается  численность сотрудников. Здесь  определяются сроки представления  предварительных и итоговых результатов  исследования. При организации прикладного  исследования важно четко уяснить,  что ожидает заказчик от планируемого  исследования и что с точки  зрения социологов может быть  реализовано точно, что предположительно  или вовсе не удастся. Если  цель, задачи и возможные результаты  не будут согласованы с заказчиком, то могут быть проблемы при  подведении итогов. [1, с. 114]

При проведении социологических  исследований наиболее часто планируются  основные методы сбора информации - анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос и т. д. Они входят в методическую часть программы.

Анализ документов позволяет  извлечь необходимую информацию, оценить ее надежность, достоверность, значимость для цели исследования, перевести информацию, содержащуюся в документе, на "язык" (в термины) исследования, зафиксировать ее в  виде определенных признаков, попытаться найти способ квантификации (количественного  измерения) этих признаков, дать с ее помощью характеристику исследуемых  процессов и явлений.

Существуют два основных метода анализа документов: традиционный и формализованный.

Цель традиционного метода — осмыслить и интерпретировать содержащуюся в документе информацию: что это за документ, о чем он, кто его автор; с какой целью, на каком общественном фоне он создавался; каковы его достоверность и надежность; каково его фактическое содержание; каково его оценочное содержание; какие выводы можно сделать относительно автора и содержания документа; достаточно ли информации, содержащейся в нем, требуются ли привлечение дополнительных материалов. [11, с. 201]

Формализованный метод анализа  документов применяется при наличии  объемного и систематизированного письменного материала. Его суть — выделить поддающиеся подсчету признаки документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания.

Он может использоваться, чтобы понять основную мысль автора, выяснить общественный резонанс событий  или эффект воздействия сообщений, установить причины, породивщие те или иные сообщения.

Метод наблюдения состоит  в непосредственном восприятии и  регистрации происходящих событий  исследователем. Он используется в  основном для получения описательной информации и не раскрывает причин происходящего. Программа наблюдения включает все основные элементы программы  социологического исследования. Кроме  того, в ней предварительно проводится классификация фактов, составляющих наблюдаемую ситуацию. Метод наблюдения имеет ряд недостатков: наблюдатель может субъективно истолковать происходящее; на него могут оказать влияние имеющиеся знания и сложивщиеся оценки; факт наблюдения может изменить поведение наблюдаемого объекта.

Эксперимент — один из наиболее сложных методов сбора информации в прикладной социологии. Под экспериментом  понимается получение информации о  социальном объекте при воздействии  на него заданных и контролируемых факторов, выявление на основе этого  изменений в состоянии объекта, причинно-следственных связей.

Опрос — это получение  ответа на заранее подготовленные вопросы. Особенность этого метода — наличие  непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического контакта между исследователем и  опрашиваемым (респондентом); использование  в качестве источника информации суждений опрашиваемых; возможность  получить сведения о мнениях, оценках, внутренних побуждениях людей. Разновидностями  опроса являются анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрия. Приоритетность опроса: слабая обеспеченность изучаемого предмета исследования статистической документальной информацией; низкая доступность  исследуемых явлений непосредственному  наблюдению.[15, с. 105]

Заключительный этап эмпирического  социологического исследования предполагает получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

 

 

Глава 2. Проведение социологического исследования по организации  труда работников на ФГУП «Почта России».

    1. Анализ организации по основным экономическим показателям

 

В качестве исследуемого объекта  было выбрано Федеральное государственное  унитарное предприятие «Почта России».

Российская федеральная  почтовая сеть предоставляет услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все  города и сельские населенные пункты.

Федеральное государственное  унитарное предприятие "Почта  России" создано распоряжением  Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная  регистрация предприятия, принят Устав.

Информация о работе Социологические исследования в сфере труда на предприятии