Социологический аспект социальной работы с мигрантами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является исследование проблем миграции и направление их решения, а также аспекты социальной работы с мигрантами.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социологический аспект социальной работы с мигрантами;
2. Ознакомиться со спецификой технологий социальной работы с мигрантами

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ………………………6
1.1 Понятие миграции……………………………………………………..6
1.2 Социологический аспект социальной работы с мигрантами……….9
1.3 Правовые аспекты социальной работы с мигрантами……………..11
ГЛАВА II ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………....14
Социальные последствия миграционных процессов……………...14
Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами…….16
Роль государства и общественных организаций…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Миграция и сопутствующая  ей в той или иной мере маргинализация (особенно при вынужденной и экстренной миграции) обостряет проблемы со здоровьем, создает тяжелые стрессовые состояния, подталкивает к бездомности, безработице, бедности, безысходности и даже к суицидальным состояниям. Все это – острые проявления последствий «поражения» в социальных и гражданских правах, которые часто сопровождают миграцию.

В мире значительные массы  людей перемещаются административно  в рамках создания инфраструктур: около 4 млн. человек ежегодно по причине  строительства примерно 300 новых  гидроэнергетических и ирригационных плотин большого размера; примерно 1 млн. человек в силу городского развития строительства транспортной инфраструктуры.

Последствия экологических  бедствий, распад СССР, конфликты в  Северной Осетии и Чечне привели  в 1994–1996 гг. к образованию потоков миграции в 2,5 млн.-среднем 2,5–3 млн. человек (около 0,4 млн. из Закавказья, 2,3 из Средней Азии и Казахстана, 0,6-0,8 млн. из Северного Кавказа, 0,15 млн. из стран Балтии)5.

Внутренняя социально-экономическая миграция (межрегиональная и сельско-городская) по всем ее видам в России достигает 11 млн. человек. Особенно много «возвратной» миграции, т.е. возвращение в места первоначального проживания, и, прежде всего в старообжитые районы страны из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири в связи со свертыванием производства и жилищного строительства, ростом безработицы, дороговизны жизни и падением уровня благосостояния. Если не принимать меры к реинтеграции такого потока, то может усилиться социальная напряженность, социальная поляризация.

Анализ социологических аспектов такого положения показывает, что немалое позитивное значение в решении конкретных проблем может иметь усиление внимания к социальной работе6.

 

1.3 Правовые  аспекты социальной работы с  мигрантами

 

Правовой аспект реинтеграции мигрантов затрагивает объективные и субъективные моменты. Первые – это обеспечение правовой нормативной базы финансирования, материального снабжения, организации, подготовки штатов социальных работников, а также обеспечения жизнедеятельности мигрантов, создания необходимой инфраструктуры. Вторые – это поддержание правового достоинства человека, попадающего в трудные маргинализирующие, дезинтегрирующие обстоятельства и пытающегося реинтегрироваться в новом сообществе.

Некоторые из соответствующих  правовых нормативных актов, прежде всего, это два Закона Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной миграционной программе» и соответствующая  программа.

Федеральный закон «О переселении граждан из районов  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностей», постановления  Правительства РФ «О реализации Федеральной  миграционной программы», «Об утверждении  Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», «О мерах по развитию социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий».

Перечисленные выше правовые нормативные акты – свидетельство  усилий по реализации некоторого объема социальных прав человека, обозначенных во Всеобщей Декларации прав человека, в Международном акте об экономических, социальных и культурных правах, документах Всемирной конференции и правам человека, Конференции ООН о статусе беженца.

Правовое достоинство  человека – это его права и  на достойный рядок, и на достойные  условия жизни. Вынужденная миграция ставит человека в униженное положение, подвергает в состояние нужды и бесправия. Это необходимо учитывать при проведении социальной работы. 
Социальному работнику часто приходится выступать и как юрисконсульту мигрантов. Это очень серьезная и ответственная часть социальной работы.

Вступление России в  Совет Европы «повышает планку»  требований к последовательному  осуществлению социальных прав.

  В Совете Европы очень сильны позиции сторонников доктрины не только универсальности прав, но и их неразделимости. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права образуют единое целое, т.е. человек может быть свободен только тогда, когда он защищен и от репрессий, и от нищеты.

          В отношении мигрантов, особенно для вынужденных переселенцев и беженцев, такие формулы неделимости прав и базового значения, социальных прав как нельзя более актуальны. Для них важна не только и не столько свобода передвижения и выбора места жительства, сколько государственно-правовая защищенность, расселение в случае вынужденного перемещения, реинтеграция и адаптация, для чего необходима реализация права на социальное обслуживание, трудоустройство, образование детей, медицинскую, психологическую,  правовую  помощь7.

Таким образом, подводя  итоги первой главы можно сделать  вывод, что, рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать её по таким основаниям как, во-первых, по направлениям перемещения людей и, во-вторых, по причинам, которые вынудили их к перемещению. По первому основанию можно выделить такие категории  мигрантов как эмигранты (выезжающие из страны) и иммигранты (въезжающие в страну).

 В этих случаях возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так как человек, сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённую поддержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников или друзей, у которых можно найти пристанище и т.п.). Безусловно, проблемы возникают и здесь, но, одновременно, имеется и определённая основа для их скорейшего решения. По второму основанию выделяются беженцы и вынужденные переселенцы. Это наиболее тяжёлые категории мигрантов с точки зрения обременённости различными сопутствующими проблемами. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства и общества, в которое они попадают. Для того чтобы такая помощь была организована как можно более эффективно, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Согласно Конвенции ООН о статусе беженцев, беженцы – это мигранты, которые были вынуждены покинуть свою страну из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по каким-либо причинам (расовым, религиозным, политическим, за принадлежность к какой-либо группе или организации). Иначе говоря, согласно  основополагающему международно-правовому акту, направленному на защиту прав мигрантов, беженец – это иностранец, прибывший в чужую страну. Такая же категория мигрантов, но уже внутри страны считается перемещёнными лицами или вынужденными переселенцами. Эти категории мигрантов нуждаются в том, чтобы необходимые им социальная поддержка и помощь были оказаны как можно быстрее. Поэтому, социальная работа с мигрантами – это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи. Основным способом решения социальных проблем мигрантов и регулирования миграционных потоков на территории Российской федерации является миграционная политика, представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

                   2.1 Социальные последствия миграционных процессов

 

Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий размах, переселение в  столь значительных масштабах в  сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране.

Как внутренние, так и  внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и  центральные регионы европейской  части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.

Анализ миграционных процессов  в России за последнее десятилетие  показывает, что проблемы с внешней  незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится до 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов)8.

Преступные группировки  из нелегальных мигрантов создают  в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками. 
За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%.

В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов  за рубежом и межгосударственного  сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления во внешнеэкономической деятельности и кредитно–финансовой сфере9.

Много острых проблем  создает интенсивный приток в  Россию нелегальных иностранных  рабочих. По экспертным оценкам, они  составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику.

Интенсивный отток населения  в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов  страны приводит к сокращению его  численности на этих территориях, богатых  сырьевыми ресурсами. В результате   оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов РФ.

Массовая миграция иностранных  граждан и лиц без гражданства  из государств Закавказья, Центральной  и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных  специалистов, молодежи с высоким  уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны. Основные потоки интеллектуальной миграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время  на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития страны10.

Повышенного внимания требуют  уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в России характеризуются активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.

 

       2.2 Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами

 

Сегодня проблема беженцев и вынужденных переселенцев, на первый взгляд, теряет свою актуальность. Статистика свидетельствует о значительном, более чем в три раза, спаде  этого потока. Число беженцев и вынужденных переселенцев достигло максимума (1191,9 тысяч) к 1998 году,

к началу 2004 года опустилось до 360,8 тысяч11.

Безусловно, во многом это  процесс объективный, так как  большинство конфликтов на постсоветском  пространстве либо урегулированы, либо заморожены. Но, кроме того, в последнее время изменилось отношение государства к этой проблеме. Теперь соответствующий статус предоставляется в крайне редких случаях.

Например, в 2003 году его получили лишь 4,7 тысячи человек. Многих, не явившихся  на перерегистрацию, просто сняли с учета, независимо от того, выполнило ли государство свои обязательства перед ними. Власть явно спешит закрыть данную проблему. Конечно, может быть, и сами люди не обращаются за получением статуса, не видя в нем большой необходимости. 
После распада Союза в Россию из стран СНГ и Балтии прибыло около 11 миллионов мигрантов, из них 1 миллион 300 тысяч человек получили за период с 1992 году официальный статус, предусматривающий некоторые льготы. Но лишь 500 тысяч человек успели реально воспользоваться этими льготами12.

Информация о работе Социологический аспект социальной работы с мигрантами