Социологический аспект социальной работы с мигрантами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является исследование проблем миграции и направление их решения, а также аспекты социальной работы с мигрантами.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социологический аспект социальной работы с мигрантами;
2. Ознакомиться со спецификой технологий социальной работы с мигрантами

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ………………………6
1.1 Понятие миграции……………………………………………………..6
1.2 Социологический аспект социальной работы с мигрантами……….9
1.3 Правовые аспекты социальной работы с мигрантами……………..11
ГЛАВА II ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………....14
Социальные последствия миграционных процессов……………...14
Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами…….16
Роль государства и общественных организаций…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Из множества трудностей, с которыми сталкиваются переселенцы, наибольшие связаны с получением гражданства Российской  Федерации, в основном это объясняется несовершенством  миграционного законодательства и  всевозможными бюрократическими препонами.

 Не облегчают положение и принятые поправки к Закону "О гражданстве Российской Федерации". К тому же эти поправки коснулись лишь небольшой части переселенцев. Большинству из них в гражданстве отказывают. Ситуация совершенно нелепая: около 30 процентов мигрантов, живущих в России более 5 лет, до сих пор не имеют гражданства. При этом, как сказал начальник Департамента социального развития аппарата правительства Е. Гонтмахер, «вряд ли приходится надеяться на скорое решение проблемы из-за бюрократической консервативности и неповоротливости»13.

Часто без регистрации  вынужденным переселенцам не предоставляют  гражданство, а без гражданства  не регистрируют, отказывают и в  ссудах на жилье.

Наиболее свежим примером нарушения прав мигрантов может  служить ситуация, которая сложилась с обменом паспортов. Для многих соотечественников, уже прибывших или прибывающих в Россию, чисто техническая процедура превратилась в дополнительную повинность, в ходе которой необходимо еще раз доказывать свое право на гражданство Российской Федерации.

Проблема жилья. Те переселенцы, которые имели на прежнем месте  жительства собственный дом либо большую комфортабельную квартиру (а это, как правило, не очень молодые  люди), вряд ли когда-либо смогут восстановить прежние жилищные условия. Рассчитывать на помощь государства не приходится.

Проблема трудоустройства. Большинству удается ее как-то решить, особенно тем мигрантам, кто живет  в крупных городах. Правда, чаще устраиваются на работу не по специальности. Специфика  переселенческой ситуации состоит  в том, что мигранты, не имеющие регистрации и гражданства, вынуждены работать только неофициально. Им гораздо труднее найти работу, чем коренному населению, они - аутсайдеры на рынке труда, ведь у местных жителей гораздо больше информации о наличии рабочих мест, шире контакты, в большей степени развиты возможности протежирования. Нередко отношения мигрантов с работодателями основываются не на трудовом законодательстве, а на абсолютном диктате последних. Мигранты, не получившие гражданства РФ, не могут рассчитывать и на пособие по безработице14.

Распространенная форма  трудоустройства мигрантов - работа за жилье. Но жилье, которое предоставляют  человеку на таких условиях, привязывает  его к месту, люди оказываются  в положении заложников. Большинство  из моих интервьюеров, работающих за жилье, - люди с высшим образованием. Как правило, зарплата у них очень низкая, к тому же ее часто задерживают. Работа либо связана с охраной, уборкой, обслуживанием, либо это занятость в совхозе. Должности - вахтеры, электрики, дворники, сельскохозяйственные рабочие. Нередко людей обманывают, вовремя не выплачивают зарплату. Пользуясь тем, что человек "повязан" жильем, не прописывают, боятся, что мигрант после прописки сразу уволится. Поэтому предприятия тянут как можно дольше с  предоставлением прописки.

Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что может вызвать определенные социальные осложнения (падение уровня жизни, увеличение безработицы, криминализацию, возрастание конфликтности, угрозы эпидемий, прерывание обучения значительного числа детей и др.).

В проекте Федеральной  программы действий в области  прав человека отмечены «явно недостаточное, не соответствующее масштабу проблемы финансирование, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие опыта». Кроме того, отмечаются примеры негативного отношения к «пришельцам» со стороны постоянно проживающего на данной территории населения, которое порой поощряется местными органами власти. Для ослабления социальной напряженности названный выше проект предусматривает необходимую материальную поддержку социальных прав мигрантов, коммуникативную и информационную поддержку (учреждение массовой газеты, освещение проблемы миграции населения), а также реализацию социальных программ юридической подготовки и переквалификации (с особым упором на права человека) для различных категорий служащих, в частности для социальных работников. Предусматривается также совершенствование законодательной базы и осуществление поэтапных шагов по расширению органов социальной защиты и социального обслуживания, специализации социальных работников для работы с мигрантами. Работа в этом направлении уже ведется, но она все еще недостаточна. Тем не менее, в некоторых регионах разрабатываются свои дополнительные программы по работе с мигрантами, чем смягчается  и  общая  неблагоприятная обстановка.

Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний становится работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами. Наиболее сложные условия работы в центрах временного размещения вынужденных мигрантов. Для социальных работников в таких условиях наиболее важно снять или смягчить негативные последствия насилия с помощью индивидуальной и групповой психотерапии, технологий устранения конфликтности развития способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости.

Более благоприятные условия  для реинтеграции мигрантов создаются  в местах компактного проживания переселенцев. По России предусмотрено более 100 таких мест, наиболее крупное из них в г. Борисоглебске Воронежской области для нуждающихся мигрантов Таджикистана. Иногда в новом месте сохраняется сплоченный коллектив вынужденных переселенцев. Например, в Орловскую область, в тургеневские места, переехала сначала группа духоборов из Грузии, создав свою общину (колхоз), а затем группа молокан. В таких новых биотических условиях социальные работники могут опереться на общности переселенцев, практикуя методики «группы самостоятельного опыта», «развития через группу психосоциальной компетенции»15.

Для значительного же числа мигрантов при поддержке Федеральной миграционной программы производится или подготавливается некомпактное расселение. Здесь проблемы реинтеграции могут быть осложнены в зависимости от различных параметров среды и характеристик самого мигранта. Но еще более сложны условия реинтеграции для значительного пока еще количества вынужденных мигрантов, которые не попадают в поле государственной защиты в силу недостатка организации, значительного наплыва беженцев, нарушений прав.

В работе с мигрантами приходится рассматривать предпосылки  и характер солидарности, складывающейся на новом месте, а также общую  атмосферу в регионе и обществе, располагающую или не располагающую  к солидарности, в том числе и мигрантов. Социальный работник учитывает при этом весь комплекс ценностей и механизмов социальной интеграции на старом месте, причин переселения, механизмов дезинтеграции, а также особенности ценностей и механизмов реинтеграции на новом месте.  Сочетаются индивидуальная, семейная, групповая, общественная социальная работа и социальное административное планирование. Помимо индивидуальной и групповой работы с мигрантами чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации в формировании своеобразной идеологии. Это идеология единства соотечественников, абсолютной ценности каждого человека, связей переселенцев с Россией как с исторической родиной, идеология терпимости и единой судьбы.

В этом плане важны специальная пропаганда прав человека, разъяснение прав вынужденных переселенцев. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы:

Психологических, психоаналитических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультационно-правовых. В групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев), общностей земляческого характера для представительства  интересов  переселенцев16.

Социальный работник здесь, так или иначе, влияет на восстановление биотических условий, их отражение  в виде актуализации естественно-антропологических  прав мигранта. С этим связана и  необходимость сотрудничества с миграционными службами в вопросах идеологии, трудоустройства. Все это работает на реинтеграцию переселенцев и их общностей в новых условиях. Видимо, целесообразно для социального работника участие в вопросах профессиональной ориентации, а также вместе с социологами – в профессиональной адаптации мигрантов. Специализация социального работника на вопросах миграции обязательно включает в себя названные направления.

При этом социальный работник непосредственно или опосредованно опирается на помощь некоторых специализированных государственных и общественных центров. Среди них Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, ведущий просветительскую работу; Российский центр помощи беженцам, помогающий создавать рабочие места, предприятия; Международная организация по миграции, оказывающая экспертную и консультативную помощь, организующая семинары, помогающая инструментами и машинами, начавшая в Тамбове и Новгороде осуществлять пилотные проекты расселения вынужденных мигрантов; ЭКО-центр «Среда обитания», разрабатывающий проекты расселения и строительства жилья для вынужденных мигрантов  с их участием17.

В данный момент на переднем плане оказались экстренные виды миграции. Это налагает отпечаток  на характер социальной работы и отношение к ней. В будущем, однако, социальные работники смогут уделять внимание не только экстренной миграции, но и остальным ее видам, участвовать в разработке и реализации научно-обоснованной политики переселения и реинтеграции.

Социальная работа с  мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям: 
1. Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях.

Эта деятельность может  и должна включать в себя такие элементы как трудоустройство мигрантов с учётом имеющейся у них квалификации и потребностей рынка труда в месте их нового пребывания, создание новых рабочих мест, которые могут быть предложены мигрантам, развитие системы самозанятости  и организация системы профессиональной подготовки и переподготовки  мигрантов. 
2. Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами 
ущерба.

Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённого ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.

3. Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением. Как показывает опыт нашей страны и многих стран мира, это одно из самых сложных и болезненных направлений работы по социальной поддержке мигрантов18.

 Резкий наплыв мигрантов в регион создаёт для живущих в нём людей серьёзные проблемы, связанные с напряжением, которое испытывает инфраструктура, с обострением конкуренции на рынке труда, с возникновением  социокультурных конфликтов и т.п. Однако, если эти проблемы своевременно не решаются, то ситуация в регионе пребывания мигрантов существенно обостряется. Вместе с тем, реализация данного направления деятельности предполагает, что значительные усилия по преодолению негативной реакции со стороны местного населения должны предпринимать и сами мигранты, принимая те правила, традиции и образ жизни, которые характерны  для  него. 
4. Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т.п19.

5. Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае 
речь идёт о профессиональной деятельности таких специалистов как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты. Эта работа должна быть направлена на преодоление негативных психических и психологических последствий причин, побудивших человека оставить прежнее место жительства, создание условий и возможностей для последующей, активной и полноценной жизни. 
6. Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в 
новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание  необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п.  
Реализуя на практике эти и другие возможные направления деятельности 
по социальной защите и социальной поддержке мигрантов, социальные работники и сотрудники миграционных служб должны учитывать их демографические, этнические, социокультурные и т.п. характеристики.

 

                    2.3 Роль государства и общественных организаций

 

Мигранты, прибывающие  в Россию, в первую очередь обращаются за помощью в миграционные службы. Россия предпринимает определенные усилия по приему и обустройству переселенцев. Эти усилия наращивались во время существования Федеральной миграционной службы России, но в дальнейшем, когда начались ее непрерывные реорганизации, вся ее деятельность постепенно сошла на нет.

В отличие от миграционной службы, которая не всегда внимательна  к переселенцам, общественные переселенческие  организации, как правило, оказывают  действенную помощь. Конечно, они  не имеют возможности купить мигранту жилье, предоставить весомую материальную помощь, но их консультация, а иногда и просто доброжелательное отношение, совет часто помогают. В переселенческих организациях переселенцы отмечают "сердечное отношение и внимание" к своим проблемам. Здесь консультируют вынужденных переселенцев по вопросам оформления гражданства, помогают людям сориентироваться на новом месте жительства, оказывают помощь в трудоустройстве, создании рабочих мест, регистрации, строят компактные поселения.

Вместе с тем, отсутствие необходимой финансовой поддержки  со стороны государства вынуждает эти организации работать на общественных началах, делает невозможным привлечение необходимого числа квалифицированных юристов. Большинство юристов - волонтеры, работающие безвозмездно, на одном лишь энтузиазме20.

Информация о работе Социологический аспект социальной работы с мигрантами