Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:38, курсовая работа
Цель и основные задачи исследования. Целью работы является исследование проблем миграции и направление их решения, а также аспекты социальной работы с мигрантами.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социологический аспект социальной работы с мигрантами;
2. Ознакомиться со спецификой технологий социальной работы с мигрантами
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ………………………6
1.1 Понятие миграции……………………………………………………..6
1.2 Социологический аспект социальной работы с мигрантами……….9
1.3 Правовые аспекты социальной работы с мигрантами……………..11
ГЛАВА II ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………....14
Социальные последствия миграционных процессов……………...14
Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами…….16
Роль государства и общественных организаций…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...31
Можно отметить роль Центра миграционных исследований (ЦМИ). ЦМИ зарегистрирован в форме региональной общественной организации в январе 2004 г. Центр постоянно ведет исследования, организует конференции и семинары, выпускает публикации по разным аспектам миграции в постсоветских странах и регионах России. По инициативе Центра создан Независимый исследовательский Совет по миграции стран СНГ и Балтии.
Исследовательская деятельность ЦМИ в основном сосредоточена на регионах России, в отличие от Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, в фокусе внимания которого находились постсоветские страны.
Изменение названия Центра
было связано с тем, что проблемы
вынужденной миграции на постсоветском
пространстве теперь не столь актуальны. Кроме того, Центр заметно
вырос в научном и организационном плане
и ведет исследования по широкому спектру
миграционных проблем, а не только по вынужденной
миграции. Новое название Центра соответствует
специфике его исследовательской деятельности
больше, чем прежнее.
Направления деятельности:
-Организация и проведение исследований
в области миграции;
-проведение научных дискуссий (в форме
семинаров, конференций, круглых столов)
по актуальным проблемам миграции с широким
привлечением лиц, принимающих решения,
СМИ, преподавателей ВУЗов, исследователей,
представителей международных и общественных
организаций;
-инициирование работы Независимого исследовательского
Совета по миграции стран СНГ и Балтии;
-публикация результатов исследований.
Таким образом, помощь государства была бы необходима
при организации собственных производств,
которые готовы создавать и создают общественные
переселенческие организации по месту
жительства переселенцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исследования проблем переселенцев свидетельствуют о невероятных трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в России, причем вне зависимости от места и региона нынешнего проживания.
Большинство приехавших – люди энергичные, активные, образованные. Они почти не надеются на помощь государства и властных структур, готовы работать, строить жилье, воспитывать детей, но ситуация с оформлением своего полноправного проживания в России (регистрацией и гражданством) создает им сложности при устройстве на работу, учебу, покупке жилья, обращении в медицинские заведения и просто в обыденной жизни. Эти препятствия по большей части носят искусственный, волюнтаристский характер. Процессы регистрации и получения гражданства не отрегулированы и создают широкий простор для произвола чиновников. Охота за "нелегалами поневоле" стала доходным промыслом российской полиции.
Распространено мнение, что наибольшие сложности в обустройстве переселенцев обусловлены необходимостью больших материальных затрат, связанных с предоставлением жилья, созданием рабочих мест и т.п. Между тем, мигранты давно уже не ждут от государства никакой помощи. Напротив, как показывает опыт, самые сложные проблемы возникают "на пустом месте", вне всякой связи с вопросом финансирования. Государство чинит препятствия переселенцам всегда, даже в случаях, когда решение вопроса зависит лишь от нехитрой бюрократической процедуры. К примеру, ситуация с получением прописки, гражданства не требует специальных затрат, но даже этих прав государство не хочет предоставлять мигрантам.
Наши бывшие сограждане, переселившиеся в Россию, страдают от чрезмерного "внимания" со стороны государства. Вместо того чтобы просто легализовать положение приехавших людей, дать им возможность самостоятельно найти работу, государство мешает им нормально устроить свою жизнь.
Задача государства - разработать правильную миграционную политику по приему и обустройству вынужденных переселенцев, которая будет направлена на максимальное благоприятствование их адаптации в России. К сожалению, наше государство не смогло в полной мере использовать резерв трудовых ресурсов, поступавший из стран ближнего зарубежья на протяжении более 10 лет.
Основными задачами государственной миграционной политики являются:
-защита прав и интересов мигрантов;
-развитие системы иммиграционного контроля;
-соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;
-регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
-создание условий для приема и размещения
мигрантов, стимулирующих их активное
участие в процессе адаптации к существующему
социально-экономическому
Исходя из поставленных
задач государственная
-стимулирование рационального территориального
распределения потоков вынужденных мигрантов;
-недопустимость дискриминации мигрантов
по признаку расы,
-вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной
группе или по политическим убеждениям;
-личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемом при государственной поддержке;
-квотирование ежегодного приема беженцев
и предоставления временного убежища;
-запрещение высылки или принудительного
возвращения беженцев в страны, откуда
они прибыли, кроме случаев, предусмотренных
законодательными актами или международными
договорами Российской Федерации.
Среди беженцев высок риск психической и социальной дезадаптации, колебания настроения от возбуждения и агрессивности до депрессии и апатии, увеличивается количество конфликтов внутри семей, разрушаются жизненные привычки, интересы, появляется дефицит активности.
Одна из форм работы: создание сети групп само- и взаимопомощи - это чуть ли не единственная высокоэффективная психологическая помощь.
Под группами самопомощи понимаются добровольные спонтанно возникающие или организованные специалистами группы людей, объединенные сходством переживаемых проблем. Отличие этих групп в том, что они более открыты, отсутствует регламентация, плановость тренингов (например, анонимные алкоголики, ветераны Афганистана).
Цели групповой работы:
-отреагировать и обсудить прошлый травматический
опыт, будущее;
-минимизировать негативное самовосприятие;
-выработать средства преодоления кризисной ситуации;
-формировать групповую сплоченность.
-оказать комплексную поддержку с условием принятия определенных правил.
Таким образом, проблема миграции – одна из самых актуальных для жителей нашей страны. Она связана с большими затратами, потерями, с множеством неудобств, с серьезной психологической перестройкой. Но у человека, решившегося на переезд, есть приоритетная цель, ради достижения которой он готов мириться с недостатками миграционного периода своей жизни.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: недостаточно пока методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии. Российские специалисты оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объектами, как безработные, беженцы, бомжи. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения; разработка новых технологий; ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов семьи, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 30.06.2003).
2. Закон РФ «О вынужденных переселенцах»
от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 07.08.2000, с изм. от
24.12.2002).
3. Указ Президента РФ
«О совершенствовании
в области миграционной политики» от 23.02.2002 № 232
4. Указ Президента РФ «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 № 1668 (ред. от 13.06.1996)
5. «Концепция регулирования
миграционных процессов в РФ».
Одобрена распоряжением
6. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник. М.: Инфра – М, 2003
7. Буква Закона. Миграция и гражданство. 2003, № 3.
8. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. и др. Теория и методология социальной работы. М., 1994.
9. Егоров А. Великое переселение продолжается. Миграция и гражданство. 2003, № 3
10. Законодательство о
миграции: плюсы и минусы. Закон.
2002, № 11.
11. Зарубежные социальные программы института
социальной работы.
Российский журнал социальной работы. 1998, № 1.
12. Какая миграционная политика нужна России? Российская Федерация сегодня.2001, № 11.
13. Костаков В. Миграции: беда или благо? 2000, № 2.
14.Леннеер-Аксельсон Б.,
Тюлефорс И. Психосоциальная
/ Пер. со швед. М., 1994.
15. Курбатов В.И. Социальная работа. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
16. Миграционный режим: нарушения и санкции. Миграция и гражданство. 2003, № 2.
17. Миграционный поток и русло закона. Закон. 2002, № 11.
18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной
работы. – М.; Владос, 2008.
19. Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва
О.А. Теория социальной работы. Учебное
пособие. – М., 2008.
20. Лавриненко Н.Я. Технологии социальной работы/ Л.Я. Лавриненко// Образование и общество. – 2007.
21. Назарова Е.А. Особенности
современных процессов
22. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. ‒ Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
23. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. М., 1994.
24. Практикум социального работника. / Козлов А.А., Иванова Т.Б. Ростов- на-Дону, 2001.
25. Российское гражданство: закон суров, но… Миграция и гражданство. 2003, № 3.
26. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2002.
27. Панов А.М., Холостова Е.И. Российская энциклопедия социальной работы: В 2т. – М., 2006.
28. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.; Под ред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
29. Витковская Г.С. Вынуждена миграция: проблемы и перспективы. 2003.
30. «Технология социальной работы» И.Г. Зайнышев учебное пособие для ВУЗов: «Гуманитарный издательский центр Владос» «Московский государственный социальный университет»/ Москва, 2002.
Интернет - источники
1. http://migrocenter.ru/
2. http://www.migrant.ru/
1Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. М., 2007.
2 http://migrocenter.ru/
3 Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции. Социологические исследования. 2000.
4 Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
5 По данным из газеты «Ваше право. Миграция», 2009.
6 Павленок П.Д. Технология социальной работы с различными группами населения 2010.
7 Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие 2009.
8 http://www.migrant.ru/
9 Юдина Н.М. Социология миграции 2006.
10Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2008.
11Панов А.М., Холостова Е.И. Российская энциклопедия социальной работы – М., 2006.
12 Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. М., 2004.
13 ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003).
14 Миграционный поток и русло закона №11, 2002.
15 Миграционный режим: нарушения и санкции. Миграция и гражданство №2, 2003.
16 Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. и др. Теория и методология социальной работы. М., 2004.
17 Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению- М., 2001.
18 Рыбаковский Л.Л. – Миграция населения. 2007.
19 Хабриева Т.Я. – Миграционное право России,2008.
20 Глущенко Г.И. – Миграция и развитие, 2009.
Информация о работе Социологический аспект социальной работы с мигрантами