Социологический аспект социальной работы с мигрантами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является исследование проблем миграции и направление их решения, а также аспекты социальной работы с мигрантами.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социологический аспект социальной работы с мигрантами;
2. Ознакомиться со спецификой технологий социальной работы с мигрантами

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ………………………6
1.1 Понятие миграции……………………………………………………..6
1.2 Социологический аспект социальной работы с мигрантами……….9
1.3 Правовые аспекты социальной работы с мигрантами……………..11
ГЛАВА II ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………....14
Социальные последствия миграционных процессов……………...14
Проблемы и перспективы социальной работы с мигрантами…….16
Роль государства и общественных организаций…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Можно отметить роль Центра миграционных исследований (ЦМИ). ЦМИ зарегистрирован в форме региональной общественной организации в январе 2004 г. Центр постоянно ведет исследования, организует конференции и семинары, выпускает публикации по разным аспектам миграции в постсоветских странах и регионах России. По инициативе Центра создан Независимый исследовательский Совет по миграции стран СНГ и Балтии.

Исследовательская деятельность ЦМИ в основном сосредоточена  на регионах России, в отличие от Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, в фокусе внимания которого находились постсоветские страны.

Изменение названия Центра было связано с тем, что проблемы вынужденной миграции на постсоветском  пространстве теперь не столь актуальны. Кроме того, Центр заметно вырос в научном и организационном плане и ведет исследования по широкому спектру миграционных проблем, а не только по вынужденной миграции. Новое название Центра соответствует специфике его исследовательской деятельности больше, чем прежнее.  
 Направления  деятельности:

-Организация и проведение исследований в области миграции; 
-проведение научных дискуссий (в форме семинаров, конференций, круглых столов) по актуальным проблемам миграции с широким привлечением лиц, принимающих решения, СМИ, преподавателей ВУЗов, исследователей, представителей международных и общественных организаций; 
-инициирование работы Независимого исследовательского Совета по миграции стран СНГ и  Балтии; 
-публикация результатов исследований.

Таким образом, помощь государства была бы необходима при организации собственных производств, которые готовы создавать и создают общественные переселенческие организации по месту жительства переселенцев. 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Таким образом, исследования проблем переселенцев свидетельствуют о невероятных трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в России, причем вне зависимости от места и региона нынешнего проживания.

Большинство приехавших – люди энергичные, активные, образованные. Они почти не надеются на помощь государства и властных структур, готовы работать, строить жилье, воспитывать детей, но ситуация с оформлением своего полноправного проживания в России (регистрацией и гражданством) создает им сложности при устройстве на работу, учебу, покупке жилья, обращении в медицинские заведения и просто в обыденной жизни. Эти препятствия по большей части носят искусственный, волюнтаристский характер. Процессы регистрации и получения гражданства не отрегулированы и создают широкий простор для произвола чиновников. Охота за "нелегалами поневоле" стала доходным промыслом российской полиции.

Распространено мнение, что наибольшие сложности в обустройстве переселенцев обусловлены необходимостью больших материальных затрат, связанных  с предоставлением жилья, созданием  рабочих мест и т.п. Между тем, мигранты давно уже не ждут от государства никакой помощи. Напротив, как показывает опыт, самые сложные проблемы возникают "на пустом месте", вне всякой связи с вопросом финансирования. Государство чинит препятствия переселенцам всегда, даже в случаях, когда решение вопроса зависит лишь от нехитрой бюрократической процедуры. К примеру, ситуация с получением прописки, гражданства не требует специальных затрат, но даже этих прав государство не хочет предоставлять  мигрантам.

Наши бывшие сограждане, переселившиеся в Россию, страдают от чрезмерного "внимания" со стороны государства. Вместо того чтобы просто легализовать положение приехавших людей, дать им возможность самостоятельно найти работу, государство мешает им нормально устроить свою  жизнь.

Задача государства - разработать  правильную миграционную политику по приему и обустройству вынужденных переселенцев, которая будет направлена на максимальное благоприятствование их адаптации в России. К сожалению, наше государство не смогло в полной мере использовать резерв трудовых ресурсов, поступавший из стран ближнего зарубежья на протяжении более 10 лет.

Основными задачами государственной миграционной политики являются:

-защита прав и интересов мигрантов;

-развитие системы иммиграционного контроля;

-соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;

-регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

-создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Исходя из поставленных задач государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами: 
-стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных  мигрантов; 
-недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы,

-вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной

группе или по политическим убеждениям;

-личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемом при государственной поддержке;

-квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища; 
-запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации.

Среди беженцев высок риск психической и социальной дезадаптации, колебания настроения от возбуждения и агрессивности до депрессии и апатии, увеличивается количество конфликтов внутри семей, разрушаются жизненные привычки, интересы, появляется дефицит активности.

Одна из форм работы: создание сети групп само- и взаимопомощи - это чуть ли не единственная высокоэффективная психологическая помощь.

Под группами самопомощи понимаются добровольные спонтанно  возникающие или организованные специалистами группы людей, объединенные сходством переживаемых проблем. Отличие этих групп в том, что они более открыты, отсутствует регламентация, плановость тренингов (например, анонимные алкоголики, ветераны Афганистана).

Цели  групповой  работы:

-отреагировать и обсудить прошлый травматический опыт, будущее; 
-минимизировать негативное самовосприятие;

-выработать средства преодоления кризисной ситуации;

-формировать групповую сплоченность.

-оказать комплексную поддержку с условием принятия определенных правил.

Таким образом, проблема миграции – одна из самых актуальных для жителей нашей страны. Она связана с большими затратами, потерями, с множеством неудобств, с серьезной психологической перестройкой. Но у человека, решившегося на переезд, есть приоритетная цель, ради достижения которой он готов мириться с недостатками миграционного периода своей жизни.

Подводя итоги, можно  сделать следующий вывод: недостаточно пока методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии. Российские специалисты оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объектами, как безработные, беженцы, бомжи. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения; разработка новых технологий; ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов семьи, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 30.06.2003).  
2. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 07.08.2000, с изм. от 24.12.2002).

3. Указ Президента РФ  «О совершенствовании государственного  управления

в области миграционной политики» от 23.02.2002 № 232

4. Указ Президента РФ  «О федеральной миграционной  программе» от 09.08.1994 № 1668 (ред. от 13.06.1996)

5. «Концепция регулирования  миграционных процессов в РФ».  Одобрена распоряжением Правительства  РФ от 01.03.2003 № 256-1.

6. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник. М.: Инфра – М, 2003

7. Буква Закона. Миграция и гражданство. 2003, № 3.

8. Григорьев С.И., Гуслякова  Л.Г. и др. Теория и методология  социальной работы. М., 1994.

9. Егоров А. Великое  переселение продолжается. Миграция и гражданство. 2003, № 3

10. Законодательство о  миграции: плюсы и минусы. Закон. 2002, № 11. 
11. Зарубежные социальные программы института социальной работы.

Российский журнал социальной работы. 1998, № 1.

12. Какая миграционная  политика нужна России? Российская  Федерация сегодня.2001, № 11.

13. Костаков В. Миграции: беда или благо? 2000, № 2.

14.Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь  населению

/ Пер. со швед. М., 1994.

15. Курбатов В.И. Социальная работа. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

16. Миграционный режим:  нарушения и санкции. Миграция и гражданство. 2003, № 2.

17. Миграционный поток  и русло закона. Закон. 2002, № 11.

18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.; Владос, 2008. 
19. Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. – М., 2008.

20. Лавриненко Н.Я. Технологии социальной работы/ Л.Я.  Лавриненко// Образование и общество. – 2007.

21. Назарова Е.А. Особенности  современных процессов миграции. Социологические исследования. 2000, № 7.

22. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. ‒ Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

23. Некрасов А.Я. Международный  опыт социальной работы. М., 1994.

24. Практикум социального  работника. / Козлов А.А., Иванова  Т.Б. Ростов- на-Дону, 2001.

25. Российское гражданство:  закон суров, но… Миграция  и гражданство. 2003, № 3.

26. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2002.

27. Панов А.М., Холостова  Е.И. Российская энциклопедия  социальной работы: В 2т. – М., 2006.

28. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.; Под ред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

29. Витковская Г.С. Вынуждена миграция: проблемы и перспективы. 2003.

30. «Технология социальной работы» И.Г. Зайнышев учебное пособие для ВУЗов: «Гуманитарный издательский центр Владос» «Московский государственный социальный университет»/ Москва, 2002.

Интернет - источники

1. http://migrocenter.ru/

2. http://www.migrant.ru/

1Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. М., 2007.

2 http://migrocenter.ru/

3 Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции. Социологические исследования. 2000.

4 Чернецкая А.А.  Технология социальной работы: Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

5 По данным из газеты «Ваше право. Миграция», 2009.

6 Павленок П.Д. Технология социальной работы с различными группами населения 2010.

7 Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие 2009.

8 http://www.migrant.ru/

9 Юдина Н.М. Социология миграции 2006.

10Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2008.

11Панов А.М., Холостова Е.И. Российская энциклопедия социальной работы – М., 2006.

12 Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. М., 2004.

13 ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003).

14 Миграционный поток и русло закона №11, 2002.

15 Миграционный режим: нарушения и санкции. Миграция и гражданство №2, 2003.

16 Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. и др. Теория и методология социальной работы. М., 2004.

17 Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению- М., 2001.

18 Рыбаковский Л.Л. – Миграция населения. 2007.

19 Хабриева Т.Я. – Миграционное право России,2008.

20 Глущенко Г.И. – Миграция и развитие, 2009.




Информация о работе Социологический аспект социальной работы с мигрантами