Социология религии в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:00, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить на основе теоретического исследования работ М.Вебера и Э.Дюркгейма особенности понимания религии в западной классической социологии, произвести сравнительный анализ социологических взглядов данных ученых по вопросам религии, оценить их вклад в развитие социологии религии.
Основные задачи:
- изучить социологические взгляды по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма;
- рассмотреть основные труды М. Вебера и Э. Дюркгейма по социологии религии;
- сравнить их научные подходы по изучению религии, оценить их сходства и различия;
- выявить вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...….3-6
Глава 1. Религия в социологии Макса Вебера
1.1 Макс Вебер и его научные подходы к изучению религии...………….......7-12
1.2 Понятие «идеальный тип» у Вебера. Сравнение мировых религий ………………………….………………………………………………………...13-17
Глава 2. Религия в социологии Эмиля Дюркгейма
2.1 Сущность и роль религии с точки зрения Э.Дюркгейма ………………18-21
2.2 «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма…………….22-24
Глава 3. Сравнительный анализ социологических взглядов по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма
3.1 Сходство и различие по вопросам религии в подходах М. Вебера и Э. Дюркгейма ……………………………………………………………………...25-30
3.2 Вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии……31-33
Заключение……………………………………………………………………...34-37
Список использованной литературы………………………………………….38-39

Файлы: 1 файл

Макс Вебер как основоположник социологии религии.нормdoc.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

                      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный  университет»

Факультет управления и социологии

Направление «Социология»

Кафедра социологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему:

«Социология религии  в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма»

по дисциплине: История социологии

 

 

 

 

                                                             

 

 

                                            Выполнила студентка

2 курса, 28 группы

                                         Бойкова П.М.,

                                                                                 Научный руководитель:

Тупик Е.С.

 

 

 

 

Тверь, 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...….3-6

Глава 1. Религия в социологии Макса Вебера

1.1 Макс Вебер и его научные подходы к изучению религии...………….......7-12

1.2 Понятие «идеальный тип» у Вебера. Сравнение мировых религий ………………………….………………………………………………………...13-17

Глава 2. Религия в социологии Эмиля Дюркгейма

2.1 Сущность и роль религии с точки зрения Э.Дюркгейма    ………………18-21

2.2 «Элементарные  формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма…………….22-24

Глава 3. Сравнительный анализ социологических взглядов по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма

3.1 Сходство  и различие по вопросам религии в подходах М. Вебера и Э. Дюркгейма ……………………………………………………………………...25-30

3.2 Вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии……31-33

Заключение……………………………………………………………………...34-37

Список использованной литературы………………………………………….38-39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

      «Социология религии – специальная  социологическая теория, изучающая  генезис, социальные функции,  место и роль религии в обществе, её структуру. Религия рассматривается в качестве социальной подсистемы в общем контексте, исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, институтов с другими группами, обществами и институтами. Социологический анализ религии предполагает выявление социальных, гносеологических, психологических корней религии».1

      Социология религии появилась  в 19 веке, как одна из социологических дисциплин она использует уже  выработанные методы для анализа отдельных социальных феноменов, поэтому социолог изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека. Он выявляет,  как образуются религиозные группы и институты, по каким причинам они сохраняются или исчезают, религиозные верования для социологии интересны и важны не сами по себе, а в контексте их влияния на общество. «Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур и процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. Из истории социологии видно, что такие крупнейшие ученые, как Э. Дюркгейм, М. Вебер и др., выступили в своих работах одновременно и как основоположники социологии в целом, и как родоначальники и классики социологии религии».2

     Если  говорить о степени изученности темы, то она недостаточно широко изучена из основоположников социологии религии с работами Вебера и Дюркгейма перекликаются труды Г. Зиммеля: « К социологии религии » (1898), «Противоположности жизни и религии» (1904), «Религия» (1906). 3 Б. Малиновский пытался вывести природу «священного»4 и изучал жизнь аборигенов Австралии. К примитивным религиям в своих исследованиях обращались также В. Шмидт, А. Ланг и др.

     В данной курсовой работе мы обращаемся именно к научным трудам М. Вебера и Э.Дюркгейма, так как их работы сохранили наибольшую актуальность в современном мире, и социологи до сих пор ведут полемику вокруг их творческого наследия.

     Трудно  найти фактор, который играл бы  более важную роль в духовной жизни человека, чем религия. История не знает народа, полностью лишённого веры, ведь даже атеистов нельзя назвать абсолютно  неверующими, так как идеологические мифы, которые принимаются ими на веру, являются ничем иным, как перелицованной религией.

      Многие учёные, говоря о пропасти, в которую катится мир, подчёркивают, что лишь религия может вернуть здоровье нашему обществу. Религиозная тема была и остаётся актуальной в современном мире, ей  посвящено немало серьёзных трудов. В современной науке классики социологии: М. Вебер и  Э. Дюркгейм неоднократно обращались к данной теме. М. Вебер выделял созидательную функцию религии, функцию стимулятора социальных изменений. В своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», он показал влияние религии на процесс социальных изменений в разных странах. Он убедительно сформулировал идею о том, что протестантизм сыграл видную роль в формировании всей современной западной цивилизации, дал мощный стимул её развитию. С точки зрения Вебера католицизм, кальвинизм являлись ступенями процесса рационализации религией социальной деятельности, ведущей к «расколдованию мира».5

    Дюркгейм считал, что религия как социальный институт укоренена в природе человека и в «природе вещей» и олицетворяет коллективную и безличную силу общества. Исследуя тотемизм как наиболее примитивную форму религии, он надеялся понять сущность и функции религии в сложных современных обществах, которые считал простой комбинацией «одного и того же первичного общества».6 Он  выделял интегрирующую и стабилизирующую функции религии, считая, что она способствует сохранению общества и его стабильности, помогает людям осознавать себя моральной  общностью, скреплённой одними ценностями и целями.  По Э. Дюркгейму, важнейшей задачей религии является «позитивное поддержание нормального течения жизни».

     Вебер  и Дюркгейм интересовались религией  как явлением преимущественно  социальным, культурным и духовным. Среди тем, рассмотренных ими был вопрос о примитивных религиях (Э. Дюркгейм), о отношении между экономической жизнью и религией (М. Вебер), вопрос будущего религии.7

   Объект работы – Подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к изучению религии  как социального феномена.

    Предмет работы - особенности понимания религии и её социальной роли  М. Вебером и  Э. Дюркгеймом, а также их вклад в развитие социологии религии.

    Цель данной работы – изучить на основе теоретического исследования работ М.Вебера и Э.Дюркгейма особенности понимания религии в западной классической социологии, произвести сравнительный анализ социологических взглядов данных ученых по вопросам религии, оценить их вклад в развитие социологии религии.

     Основные задачи:

- изучить социологические взгляды по вопросам  религии М. Вебера и Э. Дюркгейма;

- рассмотреть основные труды М. Вебера и Э. Дюркгейма по социологии религии;

- сравнить их  научные  подходы по изучению религии, оценить их сходства и различия;

- выявить вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие  социологии религии;

     В курсовой работе подлежат разработке следующие темы и вопросы: определение религии и её будущего в современном мире, социальные функции религии ; процесс «расколдования» мира, сравнение мировых религий, понятие «идеальный тип», влияние протестантской этики на развитие капитализма  у

М. Вебера; понятие социального факта, социологизм как базовая теоретико-методологическая концепция, «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма  и т.д.

     Структура данной работы состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении мы сформулируем основные задачи и цель работы, определим  её объект и предмет, опишем структуру. В первой главе содержится два параграфа. В первом мы рассмотрим научные подходы М. Вебера к изучению религии, а во втором раскроем смысл понятия  идеальный тип и рассмотрим сравнение мировых религий у Вебера. Вторая глава состоит также из двух параграфов. В первом мы выявим понимание сущности и роли религии с точки зрения Э. Дюркгейма, а во втором рассмотрим его работу « Элементарные формы религиозной жизни ». Последняя глава будет содержать сравнительный анализ социологических взглядов М. Вебера и Э. Дюркгейма по вопросам религии в первом параграфе, а также рассматривать их вклад в социологию религии во втором. В заключении мы сделаем краткие выводы по всей работе и подведем итоги нашего анализа научного творчества М. Вебера и Э. Дюркгейма по социологии религии.

Глава 1 Религия в социологии Макса Вебера

1.1 Макс Вебер и его научные подходы к изучению религии

     Макс (Карл Эмиль Максимилиан) Вебер, немецкий экономист, социолог, историк, основоположник религии в целом, родоначальник социологии религии (21.04.1864–14.06.1920)  отличался широтой научных интересов и  энциклопедической образованностью, в современной науке он рассматривается как один из классиков социологии и как разработчик концепции социологического познания (понимающей социологии). Также он является создателем типологии социального действия, включающей  целерациональное, ценностно - рациональное, аффективное и традиционное действия, которые позволяют описывать разнообразные формы поведения человека.8

         Социологию религии  Вебер  разрабатывал главным образом  как социологию экономического  поведения людей. « Главная  идея социальной философии Вебера  – идея экономической рациональности, нашедшая своё последовательное выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) и т.д., обеспечивающими возможность максимально рационализировать поведение в хозяйственной сфере, позволяя добиться предельной экономической эффективности.»9

     Отношения в капиталистическом обществе и  хозяйственную деятельность Вебер рассматривал в тесной связи с религией, он выявлял «влияние религиозного на социальную и экономическую жизнь».10 Такой подход  интересен для изучения в силу его необычности, оригинальности, глубокого влияния на последующее развитие социальной мысли и  вследствие сохранения его актуальности в современном мире.

     «В более полном и точном виде определить, что такое религия, можно только поняв её происхождение».11 Но Вебер не ставил в качестве центрального вопрос о происхождении религии и её сущности, а изучал существующие структурные формы, состав и тип религии.  Свои работы он посвящал в основном выявлению тех форм религиозности, которые характерны для высокоразвитых обществ. «… Макс Вебер концентрирует своё внимание на великих религиях, а не на примитивных её формах. Само название его работ указывает на объект исследования, а именно на связь между экономическим поведением и религиозными традициями».12

     По мнению  Вебера,  социолог может ответить  на вопрос «что же такое  религия?» только лишь после  изучения этого феномена: «Определение  того, что "есть" религия, не  может быть дано в начале исследования такого типа, каким является наше, - оно  может только его завершать».13 Не снимая проблему определения религии, Вебер указывает на то, что социологическое определение религии должно, во-первых, основываться на эмпирических данных, и  во-вторых, быть исследованием "совместной деятельности определённого типа, понимание которой возможно только исходя из субъективных переживаний, представлений, целей отдельного человека — из "смысла" деятельности, так как внешний её характер чрезвычайно многообразен".14 Социолог должен прийти к определению религии, опираясь на эмпирические данные, разработать понятия и теоретические обобщения, наблюдая социальное поведение людей, которое можно назвать религиозным.

     Даже после  беспрецедентного по своим масштабам и  глубине исследования мировых религий Вебер не дал другого, отличного от исходного определения религии как социального феномена, возможно, он и  не стремился дать такое определение или  осознавал внутренние противоречия, не поддающиеся однозначному разрешению в этом вопросе. Если вернуться к определению религии, то Вебер как социолог указывает не на структурный, а на функциональный признак религии как уникального социально-исторического явления. «Религия — этап на пути человека к свободе, шаг к рационализации мира, его «расколдованию». Анализ религии оказывается прежде всего анализом поведения человека, направленным на соизмерение проявлений и нём магии и религии».15

       В социологии религии Макса Вебера  выделяют два этапа, которые различаются по предмету и  направленности исследовательского интереса. В

период работы над «Протестантской  этикой и духом капитализма» (1904) его интерес был направлен  на определение роли, которую сыграло  изменение религиозной этики  в становлении капитализма, на связь между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Эта тема взаимосвязи религии и экономики сохранила своё значение в последующих работах. Основным методом анализа у Вебера был метод сравнения, а основанием для сравнения степень рационализации экономической деятельности, допускаемой той или иной религиозной этикой.

      «Макс Вебер, как никто другой из социологов, показал значение великих религиозных движений как для дифференциации основных типов обществ, так и для создания важного стимула к определённым видам изменений, что особенно наглядно проявилось в случае аскетического протестантизма, внёсшего решающий вклад в развитие общества современного индустриального типа».16 Речь идёт о посвящённой этой проблематике работе Вебера, написанной в 1904 г. и опубликованной в 1905 г., — «Протестантская этика и дух капитализма».

     В своей работе  Вебер установил связь между религией и экономикой и  показал, «каким образом религиозные движения через институализацию берущих в них начало ценностей могут выступать в качестве стимула социальных изменений».17 Он пытался доказать, что именно религиозные убеждения и религиозная этика являлись основными стимулами развития капиталистической экономики. И сегодня западная социология проявляет большой интерес к этой стороне творчества Вебера в поисках реанимации «духа капитализма».

     По мнению  Вебера «дух капитализма» нашёл  своё религиозное выражение в  «духе протестантизма» и породил  современное западное общество  «с его рациональностью в виде  капиталистической экономики и правовой системы, связанной с развитием бюрократии».18 Обнаружение и анализ связи между моральной и религиозной ответственностью  характерны для всей социологии религии Вебера.

Информация о работе Социология религии в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма