Социология религии в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:00, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить на основе теоретического исследования работ М.Вебера и Э.Дюркгейма особенности понимания религии в западной классической социологии, произвести сравнительный анализ социологических взглядов данных ученых по вопросам религии, оценить их вклад в развитие социологии религии.
Основные задачи:
- изучить социологические взгляды по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма;
- рассмотреть основные труды М. Вебера и Э. Дюркгейма по социологии религии;
- сравнить их научные подходы по изучению религии, оценить их сходства и различия;
- выявить вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...….3-6
Глава 1. Религия в социологии Макса Вебера
1.1 Макс Вебер и его научные подходы к изучению религии...………….......7-12
1.2 Понятие «идеальный тип» у Вебера. Сравнение мировых религий ………………………….………………………………………………………...13-17
Глава 2. Религия в социологии Эмиля Дюркгейма
2.1 Сущность и роль религии с точки зрения Э.Дюркгейма ………………18-21
2.2 «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма…………….22-24
Глава 3. Сравнительный анализ социологических взглядов по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма
3.1 Сходство и различие по вопросам религии в подходах М. Вебера и Э. Дюркгейма ……………………………………………………………………...25-30
3.2 Вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии……31-33
Заключение……………………………………………………………………...34-37
Список использованной литературы………………………………………….38-39

Файлы: 1 файл

Макс Вебер как основоположник социологии религии.нормdoc.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

     В  отличие от Дюркгейма, Макс  Вебер обращает своё внимание  на великие религии, а не  на примитивные её формы. Само название его работ указывает  на

связь между экономическим поведением и религиозными традициями. В этом случае перспектива исследований более широка и приводит к значимой попытке сравнительного изучения религий. «Вебер начинает с того, что задаёт себе в «Протестантской этике и духе капитализма» вопрос, который предопределяет все его дальнейшие исследования: «Каким образом религиозные верования определяют появление экономического мировоззрения…Мы взяли в качестве примера отношение духа современной экономической жизни и рациональной этики аскетического протестантства».51

Вебер так отвечает на свой вопрос: в области экономики Запад смог рационализировать поведение, сочетающее религиозный аскетизм и желание организовать мир и во имя Бога, и вне зависимости от каких-либо этико-религиозных соображений.

     Далее  он провёл широкое исследование  влияния религиозных факторов  на экономику и задался вопросом  о мировоззрениях, послуживших препятствием  для развития экономики таких  стран, как, например Китай  и Индия. Он анализировал религиозные акты, исходя из субъективного опыта индивидуумов, противореча Дюркгейму, который ставил задачу исследования религиозного феномена с точки зрения коллективной, как социальной вещи. Для Вебера характерно органичное соединение конкретно-эмпирического и абстрактно-теоретического уровней социологического исследования с помощью сравнительно-исторического анализа. Он проверял свои гипотезы о роли религии в экономическом развитии, исследуя параллельно с протестантизмом другие религии: иудаизм, ислам, индуизм, буддизм, конфуцианство.52

     Дюркгейм  строил свои аргументы при  рассмотрении небольшого числа  фактов, а выводы распространял  на религию в целом. Вебер  же предпринял беспрецедентное по масштабу исследование, охватив практически весь мир, и

на этой основе сформулировал утверждение о  том, что религиозные традиции оказали  влияние на различие путей развития Запада и Востока. Таким образом  он стремился обнаружить в истории  связанные с религией корни Новой  истории и современной западной культуры.

     В  19 и 20 в. упадок религии представлялся  многим  как триумф человеческого  разума и результат просвещающего  действия науки. Вебер же видит  в нём симптом духовного упадка  общества, вызванного  гипертрофированной  «рациональностью».53 Он считал, что религия развивается под знаком эффективности в том виде,  в каком она понимается человеком. Интеллектуализация приводит к утрате религией её магической сущности, но в то же время делает её универсальной. Вебер пессимистически относится к возможности религиозного обновления. Дюркгейм же, соглашаясь с Вебером, что традиционные религии не представляют больше интереса для его современников, в становящейся всё более светской Франции констатировал «моральную посредственность» эпохи. Но в то же время он прогнозировал наступление времени «творческого кипения» и возникновения новых идеалов.54Дюркгейм не утверждал, что религия перестанет существовать, а предполагал, что в ней заключено нечто вечное, лежащее в основе всех преходящих символов, в которых выражается религиозное сознание в разные исторические эпохи. Он видел в религии присущий человеку способ восприятия общества и рассматривал её как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен.

     Несмотря на разницу во взглядах и контраст методологического номинализма Вебера с «вещизмом» и коллективизмом Дюркгейма, их труды оказались в полном смысле основополагающими в области социологии религии. Её дальнейшее развитие шло по пути намеченных её родоначальниками подходов: религия и стабильность общества (Эмиль Дюркгейм), религия и социальное изменение (Макс  Вебер).

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3.2 Вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии

     М. Вебер - основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший её принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимального рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла своё дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский ренессанс».    

     Ценности, по Веберу, выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны, относительны. Они в концепции Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют основу его методологии социальных наук и используются как инструмент понимания явлений человеческого общества, поведения его членов. Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в реальных условиях и рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.  
        Основой веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).55

     Вебер  рассматривал религию как фактор  социального изменения. Он исходил  из того, что все общественные  институты, структуры, формы поведения основываются и регулируются смыслом, который в них вкладывает человек. Главной функцией религии является функция смыслополагания, рационализации человеческой деятельности, поэтому религия обладает огромным потенциалом  влияния на человеческую деятельность.

     В  работе «Протестантская этика  и дух капитализма» Вебер исследовал  вклад христианства в историю  Запада, доказывая, что протестантизм  способствовал пробуждению духа  предпринимательства. Он пытался доказать, что именно религиозные убеждения и религиозная этика являлись основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечивали формирование таких черт личности как трудолюбие, бережливость, честность и т.д. И сегодня западная социология проявляет большой интерес к этой стороне творчества Вебера в поисках реанимации «духа капитализма».

     Также  Вебер, сравнивая мировые религии, сформулировал утверждение о том, что великие религиозные традиции оказали влияние на различие путей Запада и Востока, провёл анализ процесса «расколдования» мира, когда элементы магии уступают место «целерациональным» средствам, проанализировал деятельность религиозных сообществ в общесоциологических категориях. Он ввёл различение бюрократических форм организации и типов господства, которые позднее успешно применялись в исследовании разных аспектов религии. Вебер разработал понятийный аппарат социологии религии, которым она пользуется и в наше время.56

     Социология  Вебера, оказавшая решающее воздействие  на западную социологию середины  и второй половины 20 в. до сих пор служит источником полемики по основным вопросам социологического знания.57

     Что касается Дюркгейма, то он первый учёный, давший узкую трактовку социологической науки. Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии, что создало возможность для выделения её предмета. Он пытался объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.

     По Дюркгейму, предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека. Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. Значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий. Он искал ключ не только к пониманию религии как сферы жизни людей, но и  к пониманию социальной природы человека, т. е. того, что делает нас людьми.

     В  «Элементарных формах религиозной жизни» на примере общества австралийских аборигенов он объясняет способ, при помощи которого религия в примитивном обществе обеспечивает социальную солидарность, также он полагал, что в более развитом обществе религия обеспечивает чувством защищённости, опоры, отказ от неё ведёт к аномии (самоубийству). Главное, что внёс в социологию религии Дюркгейм, это понимание религии как интегрирующей силы общества и систематически разработанная попытка определения содержания и функций религии.58

     Учение Дюркгейма об обществе легло в основу многих современных социологических теорий и, прежде всего, структурно-функционального анализа. Из анализа тотемизма он выводит социологическую теорию познания, поскольку религия для него - не только правила морали и правила собственно религиозных действий, но и олицетворение коллективной и безличной силы самого общества. Цель теории Дюркгейма заключается в доказательстве реальности объекта веры: люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества.

Заключение

     Подводя итоги, следует отметить, что роль религии на протяжении всего периода исторического развития человечества трудно переоценить, в ней не всё однозначно, но человек, воспринимая лучшее, что окружает его в жизни, должен и из религии брать только лучшее. В значительной степени работа социолога сводится к решению проблемы – определить, что такое религия и что ею не является, выделить из многообразия человеческого поведения то, что может считаться религиозным. Но для этого необходимо иметь критерии такого различения, то есть представлять, что есть религия.59

     Социолог  изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека, выявляет,  как образуются религиозные группы и институты, по каким причинам они сохраняются или исчезают, религиозные верования для социологии интересны в контексте их влияния на общество. «Религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур и процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д.»60 Классики социологии религии Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм интересовались религией как социальным, культурным и духовным феноменом.

     В  первой главе мы рассмотрели  научные труды и подходы к изучению религии немецкого социолога, одного из основоположников социологии религии М. Вебера. Он считал, что религия способна действовать как фактор социальной динамики, хотя и признавал, что иногда она выступает помехой социального развития. Вебер исходил из того, что все общественные институты и формы поведения регулируются тем смыслом, который в них вкладывают люди. Главная функция религии – функция смыслополагающая, функция рационализации человеческой деятельности, поэтому религия обладает мощным стимулом воздействия на общество. Вебер рассматривал религию как фактор социальных изменений. В значительной степени вся его концепция социального развития основана на понятиях харизмы и пророчества.

     М.  Вебер прогнозировал упадок религии,  гибель «священного», он видел угрозу в господстве технологии и бюрократии в современном мире, развитие в этом направлении он называл «расколдованием» мира. Анализ этого процесса, благодаря которому устраняются элементы магии и мир предстаёт как материя, подчинённая человеку, был одним из важнейших направлений исследований Вебера. Он сравнивал мировые религии и выяснял, какую степень рационализации допускает та или иная религиозная этика. На эту тему Вебер выпустил ряд статей с 1916 по 1919 г. под общим названием «Хозяйственная этика мировых религий».

     Другая  важнейшая тема его исследований  – влияние религиозного на  социальную и  экономическую  деятельность. В труде «Протестантская  этика и дух капитализма» он  попытался ответить на вопрос, «каким образом религиозные верования определяют появление экономического мировоззрения?»61

     Вебер  не стремился дать точное определение  религии, считая невозможным определить, что «есть» религия в начале  предпринимаемого исследования. Во  многом был не согласен с  ним Эмиль Дюркгейм, французский социолог и классик социологии религии, для которого вопрос об определении религии был одним из главных.  Научные подходы и труды Дюркгейма, а также сходство и различие его взглядов с Вебером  мы рассмотрели во второй  и третьей главах.

     Дюркгейм  пытался открыть некую общую  структуру для всех религий,  для достижения этой цели он, в отличие от Вебера, обратился  к примитивным, простейшим формам  религии. В «Элементарных формах  религиозной жизни» Дюркгейм  разработал три основные темы: общая теория общества, где религии как интегрирующей силе принадлежит главное место; специальная теория, объясняющая появление религиозных представлений; теория, объясняющая религию австралийских аборигенов.

     Исходя  из того, что религия встречается  во всех известных обществах и представляет собой универсальный феномен, Дюркгейм предполагал, что она выполняет некую необходимую для существования общества функцию. «Дюркгейм отмечал, что в религии есть нечто вечное. Это «вечное», конечно, не те или иные конкретные символические формы, в которых выражалось религиозное сознание на протяжении истории. Дюркгейм имел в виду, что в религии воплощен социальный опыт, опыт восприятия людьми общества как той материнской почвы, с которой неразрывно связано всё  их существование. Религия - не иллюзия и не ложное объяснение мира, вытесняемое истинным - научным. Исторически она связана с развитием науки и культуры. Её нельзя приравнять к идеологии, хотя идеологический момент в религии присутствует. Она способна пробуждать в людях социальную энергию, нечто такое, что выходит за рамки индивидуальных побуждений и интересов.»62

     Религия,  как и другие социальные институты,  укоренена в самой «природе  вещей» и природе человека. Религия  по природе своей коллективна  и основывается на разделении мира на две сферы - сакральную и профанную. Она должна исследоваться как объективный факт, поскольку представляет собой универсальный феномен, имеющий определенную социальную основу.63

     Для  Дюркгейма вопрос о будущем  религии не так пессимистичен, как у Вебера,  он прогнозирует  появление  новых идеалов, новых обликов религии и подступ к решению этого вопроса видит в выяснении отношения религии к обществам, существующим в современном мире.

Информация о работе Социология религии в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма