Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:00, реферат
Цель данной работы – изучить на основе теоретического исследования работ М.Вебера и Э.Дюркгейма особенности понимания религии в западной классической социологии, произвести сравнительный анализ социологических взглядов данных ученых по вопросам религии, оценить их вклад в развитие социологии религии.
Основные задачи:
- изучить социологические взгляды по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма;
- рассмотреть основные труды М. Вебера и Э. Дюркгейма по социологии религии;
- сравнить их научные подходы по изучению религии, оценить их сходства и различия;
- выявить вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии;
Введение………………………………………………………………………...….3-6
Глава 1. Религия в социологии Макса Вебера
1.1 Макс Вебер и его научные подходы к изучению религии...………….......7-12
1.2 Понятие «идеальный тип» у Вебера. Сравнение мировых религий ………………………….………………………………………………………...13-17
Глава 2. Религия в социологии Эмиля Дюркгейма
2.1 Сущность и роль религии с точки зрения Э.Дюркгейма ………………18-21
2.2 «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма…………….22-24
Глава 3. Сравнительный анализ социологических взглядов по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма
3.1 Сходство и различие по вопросам религии в подходах М. Вебера и Э. Дюркгейма ……………………………………………………………………...25-30
3.2 Вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии……31-33
Заключение……………………………………………………………………...34-37
Список использованной литературы………………………………………….38-39
В отличие от Дюркгейма, Макс Вебер обращает своё внимание на великие религии, а не на примитивные её формы. Само название его работ указывает на
связь между экономическим поведением и религиозными традициями. В этом случае перспектива исследований более широка и приводит к значимой попытке сравнительного изучения религий. «Вебер начинает с того, что задаёт себе в «Протестантской этике и духе капитализма» вопрос, который предопределяет все его дальнейшие исследования: «Каким образом религиозные верования определяют появление экономического мировоззрения…Мы взяли в качестве примера отношение духа современной экономической жизни и рациональной этики аскетического протестантства».51
Вебер так отвечает на свой вопрос: в области экономики Запад смог рационализировать поведение, сочетающее религиозный аскетизм и желание организовать мир и во имя Бога, и вне зависимости от каких-либо этико-религиозных соображений.
Далее
он провёл широкое
Дюркгейм строил свои аргументы при рассмотрении небольшого числа фактов, а выводы распространял на религию в целом. Вебер же предпринял беспрецедентное по масштабу исследование, охватив практически весь мир, и
на этой основе сформулировал утверждение о том, что религиозные традиции оказали влияние на различие путей развития Запада и Востока. Таким образом он стремился обнаружить в истории связанные с религией корни Новой истории и современной западной культуры.
В
19 и 20 в. упадок религии
Несмотря на разницу во взглядах и контраст методологического номинализма Вебера с «вещизмом» и коллективизмом Дюркгейма, их труды оказались в полном смысле основополагающими в области социологии религии. Её дальнейшее развитие шло по пути намеченных её родоначальниками подходов: религия и стабильность общества (Эмиль Дюркгейм), религия и социальное изменение (Макс Вебер).
3.2 Вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии
М. Вебер - основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший её принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимального рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла своё дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский ренессанс».
Ценности, по Веберу, выражают
общие установки своего времени и, стало
быть, историчны, относительны. Они в концепции
Вебера своеобразно преломляются в категориях
идеального типа, которые составляют основу
его методологии социальных наук и используются
как инструмент понимания явлений человеческого
общества, поведения его членов. Согласно
Веберу, идеальный тип как методологическое
средство позволяет сконструировать явление
или человеческое действие, как если бы
оно имело место в реальных условиях и
рассмотреть это явление или действие
независимо от локальных условий.
Основой веберовской
«понимающей» социологии является идея
рациональности, нашедшей свое конкретное
и последовательное выражение в современном
ему капиталистическом обществе с его
рациональным хозяйствованием (рационализации
труда, денежного обращения и т.д.), рациональной
политической властью (рациональный тип
господства и рациональная бюрократия),
рациональной религией (протестантизм).55
Вебер
рассматривал религию как
В
работе «Протестантская этика
и дух капитализма» Вебер
Также Вебер, сравнивая мировые религии, сформулировал утверждение о том, что великие религиозные традиции оказали влияние на различие путей Запада и Востока, провёл анализ процесса «расколдования» мира, когда элементы магии уступают место «целерациональным» средствам, проанализировал деятельность религиозных сообществ в общесоциологических категориях. Он ввёл различение бюрократических форм организации и типов господства, которые позднее успешно применялись в исследовании разных аспектов религии. Вебер разработал понятийный аппарат социологии религии, которым она пользуется и в наше время.56
Социология
Вебера, оказавшая решающее
Что касается Дюркгейма, то он первый учёный, давший узкую трактовку социологической науки. Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии, что создало возможность для выделения её предмета. Он пытался объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.
По Дюркгейму, предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека. Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. Значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий. Он искал ключ не только к пониманию религии как сферы жизни людей, но и к пониманию социальной природы человека, т. е. того, что делает нас людьми.
В
«Элементарных формах религиозн
Учение Дюркгейма об обществе легло в основу многих современных социологических теорий и, прежде всего, структурно-функционального анализа. Из анализа тотемизма он выводит социологическую теорию познания, поскольку религия для него - не только правила морали и правила собственно религиозных действий, но и олицетворение коллективной и безличной силы самого общества. Цель теории Дюркгейма заключается в доказательстве реальности объекта веры: люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что роль религии на протяжении всего периода исторического развития человечества трудно переоценить, в ней не всё однозначно, но человек, воспринимая лучшее, что окружает его в жизни, должен и из религии брать только лучшее. В значительной степени работа социолога сводится к решению проблемы – определить, что такое религия и что ею не является, выделить из многообразия человеческого поведения то, что может считаться религиозным. Но для этого необходимо иметь критерии такого различения, то есть представлять, что есть религия.59
Социолог изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека, выявляет, как образуются религиозные группы и институты, по каким причинам они сохраняются или исчезают, религиозные верования для социологии интересны в контексте их влияния на общество. «Религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур и процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д.»60 Классики социологии религии Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм интересовались религией как социальным, культурным и духовным феноменом.
В первой главе мы рассмотрели научные труды и подходы к изучению религии немецкого социолога, одного из основоположников социологии религии М. Вебера. Он считал, что религия способна действовать как фактор социальной динамики, хотя и признавал, что иногда она выступает помехой социального развития. Вебер исходил из того, что все общественные институты и формы поведения регулируются тем смыслом, который в них вкладывают люди. Главная функция религии – функция смыслополагающая, функция рационализации человеческой деятельности, поэтому религия обладает мощным стимулом воздействия на общество. Вебер рассматривал религию как фактор социальных изменений. В значительной степени вся его концепция социального развития основана на понятиях харизмы и пророчества.
М.
Вебер прогнозировал упадок
Другая
важнейшая тема его
Вебер
не стремился дать точное
Дюркгейм
пытался открыть некую общую
структуру для всех религий,
для достижения этой цели он,
в отличие от Вебера, обратился
к примитивным, простейшим
Исходя из того, что религия встречается во всех известных обществах и представляет собой универсальный феномен, Дюркгейм предполагал, что она выполняет некую необходимую для существования общества функцию. «Дюркгейм отмечал, что в религии есть нечто вечное. Это «вечное», конечно, не те или иные конкретные символические формы, в которых выражалось религиозное сознание на протяжении истории. Дюркгейм имел в виду, что в религии воплощен социальный опыт, опыт восприятия людьми общества как той материнской почвы, с которой неразрывно связано всё их существование. Религия - не иллюзия и не ложное объяснение мира, вытесняемое истинным - научным. Исторически она связана с развитием науки и культуры. Её нельзя приравнять к идеологии, хотя идеологический момент в религии присутствует. Она способна пробуждать в людях социальную энергию, нечто такое, что выходит за рамки индивидуальных побуждений и интересов.»62
Религия,
как и другие социальные
Для Дюркгейма вопрос о будущем религии не так пессимистичен, как у Вебера, он прогнозирует появление новых идеалов, новых обликов религии и подступ к решению этого вопроса видит в выяснении отношения религии к обществам, существующим в современном мире.
Информация о работе Социология религии в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма