Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:00, реферат
Цель данной работы – изучить на основе теоретического исследования работ М.Вебера и Э.Дюркгейма особенности понимания религии в западной классической социологии, произвести сравнительный анализ социологических взглядов данных ученых по вопросам религии, оценить их вклад в развитие социологии религии.
Основные задачи:
- изучить социологические взгляды по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма;
- рассмотреть основные труды М. Вебера и Э. Дюркгейма по социологии религии;
- сравнить их научные подходы по изучению религии, оценить их сходства и различия;
- выявить вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии;
Введение………………………………………………………………………...….3-6
Глава 1. Религия в социологии Макса Вебера
1.1 Макс Вебер и его научные подходы к изучению религии...………….......7-12
1.2 Понятие «идеальный тип» у Вебера. Сравнение мировых религий ………………………….………………………………………………………...13-17
Глава 2. Религия в социологии Эмиля Дюркгейма
2.1 Сущность и роль религии с точки зрения Э.Дюркгейма ………………18-21
2.2 «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма…………….22-24
Глава 3. Сравнительный анализ социологических взглядов по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма
3.1 Сходство и различие по вопросам религии в подходах М. Вебера и Э. Дюркгейма ……………………………………………………………………...25-30
3.2 Вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии……31-33
Заключение……………………………………………………………………...34-37
Список использованной литературы………………………………………….38-39
Базовой
теоретико-методологической
Дюркгейма,
как и Вебера, «по праву можно
считать одним из
Согласно Дюркгейму, религия укоренена в «природе вещей» и человеческой природе и олицетворяет коллективную и безличную силу общества. Разделение мира на две сферы: сакральную и профанную лежит в основе религии и отличает её от других социальных институтов. Однако она должна исследоваться как объективный факт, так как является универсальным феноменом, имеющим социальную основу.
«Религия – это способ идентификации, осознания себя той или иной социальной группой как единым целым».35 Дюркгейм считал, что люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме своего общества. Реальность, которую описывает религия в символических формах, является социальной реальностью. Главной же социальной функцией религии является «создание и воссоздание сплочённости и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие».36
Все религии отвечают на вопрос, в каких условиях живёт человек. Социологический подход к изучению религии предполагает истинность всех религиозных систем и отсутствие принципиальной разницы между религиозными и гражданскими культами, так как любой объект может стать священным, если символизирует общество. Основой религии является практическая деятельность, которая выражается в коллективных обрядах.
Опираясь
на антропологические
Дюркгейм сочетал эволюционистский и структурный подходы к изучению социальных явлений. Первый проявился в типологии обществ, в понимании сложных обществ как комбинаций из простых, в объяснении социальных институтов посредством их «элементарных форм».
Во втором Дюркгейм соединил присущий биоорганической школе взгляд на общество как на единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей, с идеей специфичности социальной реальности и разработал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Под социальной функцией он понимал соответствие того или иного явления определённой потребности социальной системы и требовал отличать функции от сознательно формулируемых целей.38
Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие социологии религии, он считал, что религия выполняет интегрирующую и стабилизирующую функции, то есть она способствует сохранению общества и его стабильности. Как один из основоположников функционализма он сравнил религию в этом качестве с клеем, то есть она помогает людям осознавать себя моральной общностью, скреплённой одними ценностями и целями. По Дюркгейму, важнейшей задачей религии является «позитивное поддержание нормального течения жизни»39.
В
своих исследованиях Э.
2.2 Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма
У Дюркгейма были свои взгляды на религию, он считал, что нашёл им эмпирическое доказательство в австралийском тотемизме и утверждал, что обнаружил наиболее древние формы религии среди аборигенов Австралии.41
Последний
и самый значительный по
Одна из древнейших форм религии – тотемизм, о сущности тотемизма в науке не сложилось единого мнения, некоторые учёные не считают его религией. Э. Дюркгейм в одной из значимых своих работ «Элементарные формы религиозной жизни» исследовал простейшую, по его мнению, форму религии – тотемизм австралийских аборигенов. Он считал, что поскольку в тотемизме нет влияния со стороны других религий, он полностью соответствует самой простой форме социальной организации, и религиозные верования способствуют упорядоченности примитивного общества. Также в этой работе Дюркгейм показал контраст между периодом тяжёлого труда в одиночной борьбе за существование в племени и периодом коллективных торжеств, когда всё племя объединяется. Скучное существование сменяется состоянием подъёма, «когда люди как бы одержимы какой-то могучей силой, которая приподнимает их над действительностью, заставляя думать и чувствовать иначе, чем в обычное время»42. Так создаётся впечатление о двух противоположных мирах. Первобытный тотем представлялся символом, с помощью которого определялась групповая принадлежность первобытного человека.
В «Элементарных формах религиозной жизни» Дюркгейм занимался разработкой трёх взаимосвязанных тем разного уровня: общей теорией общества, в котором религии принадлежит главная роль как интегрирующему человеческую жизнь социальному фактору; теории, объясняющей появление религиозных верований и теории, объясняющей саму религию австралийских аборигенов. В своём труде Дюркгейм проанализировал их тотемические культы, социальные функции, истоки религии и социальное происхождение форм мышления и категорий сознания. Отвергнув мифологическую и др. теории происхождения религии, он представил её как совокупность верований и действий, касающихся священных предметов, противопоставленных светским объектам. «Религия, по Дюркгейму – это система символов, представляющих в той или иной форме общество, группу и другие социальные образования, которые являются реальными и подлинными адресатами всех религиозных культов»43 Чрезвычайно плодотворной для социологии оказалась попытка определения содержания и функций религии в обществе, его главный вывод о религии как о факторе социальной интеграции. «Элементарные формы религиозной жизни» сохранили свою актуальность как труд, отражающий мечту о простом объяснении сложных явлений и желание заключить религию в «рамки рассудка».44
Глава 3 Сравнительный анализ социологических взглядов по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма
3.1 Сходства и различия
по вопросам религии в подходах М. Вебера
и Э.
Социологию религии отличает
эволюционный подход и
Основатель
«французской социологической
Понимающая социология Макса Вебера опирается на идеи неокантианцев и представителей «философии жизни», согласно которым методы гуманитарных наук должны принципиально отличаться от естественно - научных методов. Её можно охарактеризовать как антипозитивистскую. В центре внимания Вебера – смыслы социальных действий, которые он как социолог пытается понять. Социальное действие определяется им как такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
М. Вебер считает, что понятия социологии – это идеальные типы, не существующие в реальности теоретические конструкции, идеализации определённых аспектов реальности, позволяющие сравнивать с ними реальные объекты. Вебер выделяет четыре идеальных типа социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное и три идеальных типа господства (власти): харизматическое, традиционное и легальное. Смыслы лежат в основе социального взаимодействия, взаимодействие – в основе социальных отношений, поэтому типизация смыслов поведения позволяет описать определённые общественные образования, построить их теорию.47
Дюркгейм и Вебер жили примерно в одно время, они интересовались религией как социальным, культурным и духовным явлением. Среди тем, рассмотренных ими был вопрос о примитивных религиях (Э. Дюркгейм) и о влиянии религиозного на экономическую жизнь (М. Вебер). Они оба рассматривали проблему будущего религии и пытались дать определение религии. Но Вебер не ставил перед собой цели дать определение в начале исследования, а для Дюркгейма это было обязательным условием. И Вебер и Дюркгейм считали, что социология религии должна основываться на «методологическом атеизме», то есть искать решение проблем и объяснять изучаемые явления так, «как если бы бога не было». Э. Дюркгейм сформулировал такой подход следующим образом: социальные феномены должны получить объяснение в социальных категориях.48
На протяжении столетия, до 30-х годов 20 века предпочтение в социологии религии отдавалось изучению древних обществ. « Речь шла о том, чтобы наметить вехи эволюции религиозного феномена, рассматривая его как совокупность легко поддающихся наблюдению обычаев и поведения, и по возможности вывести отсюда некие законы. Работы Дюркгейма и его школы типичны для этого течения».49
Иной
подход к религиозному
В
основе метода Дюркгейма лежит
отказ во имя науки от религиоз
Информация о работе Социология религии в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма