Социология религии в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:00, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить на основе теоретического исследования работ М.Вебера и Э.Дюркгейма особенности понимания религии в западной классической социологии, произвести сравнительный анализ социологических взглядов данных ученых по вопросам религии, оценить их вклад в развитие социологии религии.
Основные задачи:
- изучить социологические взгляды по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма;
- рассмотреть основные труды М. Вебера и Э. Дюркгейма по социологии религии;
- сравнить их научные подходы по изучению религии, оценить их сходства и различия;
- выявить вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...….3-6
Глава 1. Религия в социологии Макса Вебера
1.1 Макс Вебер и его научные подходы к изучению религии...………….......7-12
1.2 Понятие «идеальный тип» у Вебера. Сравнение мировых религий ………………………….………………………………………………………...13-17
Глава 2. Религия в социологии Эмиля Дюркгейма
2.1 Сущность и роль религии с точки зрения Э.Дюркгейма ………………18-21
2.2 «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма…………….22-24
Глава 3. Сравнительный анализ социологических взглядов по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма
3.1 Сходство и различие по вопросам религии в подходах М. Вебера и Э. Дюркгейма ……………………………………………………………………...25-30
3.2 Вклад М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие социологии религии……31-33
Заключение……………………………………………………………………...34-37
Список использованной литературы………………………………………….38-39

Файлы: 1 файл

Макс Вебер как основоположник социологии религии.нормdoc.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

     Базовой  теоретико-методологической концепцией, развиваемой Дюркгеймом и его  последователями был социологизм.  В теоретическом плане социологизм в противоположность индивидуалистическим  социологическим концепциям утверждал принцип специфичности и автономности социальной реальности. Общество, согласно Дюркгейму – самостоятельное бытие, наделённое чертами превосходства над индивидами.»33

     Дюркгейма,  как и Вебера, «по праву можно  считать одним из основоположников  социологии религии»34 Он стремился открыть общую для всех религий основную структуру, абстрагируясь от высших форм религии. Дюркгейм видел в религии институт, связанный с человеческим обществом, ему нужно было найти простые структуры, из которых строилась религия в её многообразии исторических вариантов.

     Согласно Дюркгейму,  религия укоренена в «природе  вещей» и человеческой природе  и олицетворяет коллективную  и безличную силу общества. Разделение мира на две сферы: сакральную и профанную лежит в основе религии и отличает её от других социальных институтов. Однако она должна исследоваться как объективный факт, так как является универсальным феноменом, имеющим социальную основу.

     «Религия – это способ идентификации, осознания себя той или иной социальной группой как единым целым».35 Дюркгейм считал, что люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме своего общества. Реальность, которую описывает религия в символических формах, является социальной реальностью. Главной же социальной функцией религии является «создание и воссоздание сплочённости и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие».36

     Все религии  отвечают на вопрос, в каких  условиях живёт человек. Социологический подход к изучению религии предполагает истинность всех религиозных систем и отсутствие принципиальной разницы между религиозными и гражданскими культами, так как любой объект может стать священным, если символизирует общество. Основой религии является практическая деятельность, которая выражается в коллективных обрядах.

     Опираясь  на антропологические исследования, Дюркгейм предстаёт как учёный  и основатель коллективной морали. Он  считал, что христианство исчерпало  себя, «древние боги стареют и умирают, а другие ещё не родились», и предвещал новый период «творческого кипения, когда возникнут новые идеалы, новые определения, которые некоторое время будут руководить человечеством»37.

     Дюркгейм сочетал  эволюционистский и структурный подходы к изучению социальных явлений. Первый проявился в типологии обществ, в понимании сложных обществ  как комбинаций из простых, в объяснении социальных институтов посредством их «элементарных форм».

     Во втором Дюркгейм соединил присущий биоорганической школе взгляд на общество как на единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей, с идеей специфичности социальной реальности и разработал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Под социальной функцией он понимал соответствие того или иного явления определённой потребности социальной системы  и требовал отличать функции от сознательно формулируемых целей.38

     Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие социологии религии, он считал, что религия выполняет интегрирующую и стабилизирующую функции, то есть она способствует сохранению общества и его стабильности. Как один из основоположников функционализма он сравнил религию в этом качестве с клеем, то есть  она помогает людям осознавать себя моральной общностью, скреплённой одними ценностями и целями.  По Дюркгейму, важнейшей задачей религии является «позитивное поддержание нормального течения жизни»39.

     В  своих исследованиях Э. Дюркгейм  стремился сочетать эмпирические  и теоретические подходы. Основной его вклад в социологию состоит в трактовке общества как ценностно-нормативной системы. Его работы оказали огромное влияние на развитие теоретической социологии и на другие социальные и гуманитарные науки. Его научные труды по-прежнему актуальны и востребованы в современном мире.40

 

           2.2 Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма

     У Дюркгейма были свои взгляды на религию, он считал, что нашёл им эмпирическое доказательство в австралийском тотемизме и утверждал, что обнаружил наиболее древние формы религии среди аборигенов Австралии.41

     Последний  и самый значительный по объему  труд Дюркгейма – «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии». Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Обращение к этим «элементарным» формам позволяет исследовать религию в «чистом виде». Дюркгейм поставил перед собой цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии. Но по существу цель эта была гораздо более широкой. Во-первых, вследствие широкой трактовки религиозных явлений эта работа превращалась в исследование социальных аспектов идеологии, ритуала, сакрализации и некоторых других явлений, выходящих за рамки собственно религии в традиционном понимании. Во-вторых, этот труд содержал в себе попытку построения социологии познания посредством выведения основных категорий мышления из первобытных социальных отношений.

     Одна  из древнейших форм религии  – тотемизм, о сущности тотемизма  в науке не сложилось единого  мнения, некоторые  учёные не  считают его религией. Э. Дюркгейм  в одной из значимых своих  работ «Элементарные формы религиозной жизни» исследовал простейшую, по его мнению, форму религии – тотемизм австралийских аборигенов. Он считал, что поскольку в тотемизме нет влияния со стороны других религий, он полностью соответствует самой простой форме социальной организации, и религиозные верования способствуют упорядоченности примитивного общества. Также в этой работе Дюркгейм показал контраст между периодом тяжёлого труда в одиночной борьбе за существование в племени  и периодом коллективных торжеств, когда всё племя объединяется. Скучное существование сменяется состоянием подъёма, «когда люди как бы одержимы какой-то могучей силой, которая приподнимает их над действительностью, заставляя думать и чувствовать иначе, чем в обычное время»42. Так создаётся впечатление о двух противоположных мирах. Первобытный тотем представлялся символом, с помощью которого определялась групповая принадлежность первобытного человека. 

     В «Элементарных формах религиозной жизни» Дюркгейм занимался разработкой трёх взаимосвязанных тем разного уровня: общей теорией общества, в котором религии принадлежит главная роль как интегрирующему человеческую жизнь социальному фактору; теории, объясняющей появление религиозных верований и теории, объясняющей саму религию австралийских аборигенов. В своём труде Дюркгейм проанализировал их тотемические культы, социальные функции, истоки религии и социальное происхождение форм мышления и категорий сознания. Отвергнув мифологическую и др. теории происхождения религии, он представил её как совокупность верований и действий, касающихся священных предметов, противопоставленных светским объектам. «Религия, по Дюркгейму – это система символов, представляющих в той или иной форме общество, группу и другие социальные образования, которые являются реальными и подлинными адресатами всех религиозных культов»43 Чрезвычайно плодотворной для социологии оказалась попытка определения содержания и функций религии в обществе, его главный вывод о религии как о факторе социальной интеграции. «Элементарные формы религиозной жизни» сохранили свою актуальность как труд, отражающий мечту о простом объяснении сложных явлений и желание заключить религию в «рамки рассудка».44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Сравнительный анализ социологических взглядов по вопросам религии М. Вебера и Э. Дюркгейма

3.1 Сходства и различия по вопросам религии в подходах М. Вебера и Э.                                                                                                                                                                                                     

                                                   Дюркгейма

      Социологию религии отличает  эволюционный подход и невозможность  исследователей прийти к одному  мнению в определении «священного», составляющего самую суть религии. Различные школы ставили перед собой такую цель как установление религиозного феномена. Одни отдавали предпочтение древним обществам, как, например, Эмиль Дюркгейм, другие изучали влияние религиозного на экономическую жизнь, как это делал Макс Вебер.45

     Основатель  «французской социологической школы»  Эмиль Дюркгейм называл себя  рационалистом, а не позитивистом. Он не признавал закон трёх  стадий О. Конта, по-новому оценивал  роль разделения труда в развитии  общества, но его теорию можно  характеризовать как позитивистскую, поскольку методологически он ориентировался на образец естественных наук. Позитивизм Э. Дюркгейма принято называть «социологизмом»46, понятие о социальном факте как всяком способе действий, существующем независимо и способном оказывать на индивидов внешнее воздействие, лежит в основе его методологии. Основное методологическое правило Дюркгейма – необходимость рассматривать социальные факты как нечто объективное, нельзя заменять наблюдение фактов изучением соответствующих метафизических или обыденных понятий. Социальные факты объясняются другими социальными фактами, если они определены, то их можно исследовать статистически, например методом сопутствующих изменений. Если изменения одного факта соответствуют изменениям другого, то существует причинно-следственная связь. С точки зрения Э. Дюркгейма, одной конкретной причине соответствует только одно конкретное следствие, и у каждого определённого факта есть только одна причина.

     Понимающая  социология Макса Вебера опирается на идеи неокантианцев и представителей «философии жизни», согласно которым методы гуманитарных наук должны принципиально отличаться от естественно - научных методов. Её можно охарактеризовать как антипозитивистскую. В центре внимания Вебера – смыслы социальных действий, которые он как социолог пытается понять. Социальное действие  определяется им как такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

     М. Вебер считает, что понятия социологии – это идеальные типы, не существующие в реальности теоретические конструкции, идеализации определённых аспектов реальности, позволяющие сравнивать с ними реальные объекты. Вебер выделяет четыре идеальных типа социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное и три идеальных типа господства (власти): харизматическое, традиционное и легальное. Смыслы лежат в основе социального взаимодействия, взаимодействие – в основе социальных отношений, поэтому типизация смыслов поведения позволяет описать определённые общественные образования, построить их теорию.47

      Дюркгейм и Вебер жили примерно в одно время, они интересовались религией как социальным, культурным и духовным явлением. Среди тем, рассмотренных ими был вопрос о примитивных религиях (Э. Дюркгейм) и о влиянии религиозного на экономическую жизнь (М. Вебер). Они оба рассматривали проблему будущего религии и пытались дать определение религии. Но Вебер не ставил перед собой цели дать определение в начале исследования, а для Дюркгейма это было обязательным условием.  И Вебер и Дюркгейм считали, что социология религии должна основываться на «методологическом атеизме», то есть искать решение проблем и объяснять изучаемые явления так, «как если бы бога не было». Э. Дюркгейм сформулировал такой подход следующим образом: социальные феномены должны получить объяснение в социальных категориях.48

     На протяжении столетия, до 30-х годов 20 века предпочтение в социологии религии отдавалось изучению древних обществ. « Речь шла о том, чтобы наметить вехи эволюции религиозного феномена, рассматривая его как совокупность легко поддающихся наблюдению обычаев и поведения, и по возможности вывести отсюда некие законы. Работы Дюркгейма и его школы типичны для этого течения».49

     Иной  подход к религиозному феномену  был связан с процессом секуляризации  в промышленно развитых странах.  Ослабление религиозной веры  как раз и породило потребность  исследования влияния религии на поведение людей и социальных групп, что наблюдается в трудах Макса Вебера. Тогда, когда марксисты и позитивисты пытались анализировать религию как явление прошлого, он старался показать её влияние на экономику развивающегося промышленного общества. «Для Вебера религия есть идеал – тип, который он изучает извне, чтобы предложить классификацию его различных исторических проявлений, в том числе по отношению к экономике».50

     В  основе метода Дюркгейма лежит  отказ во имя науки от религиозной истины  в том виде, в каком она представлена в иудейско – христианском учении, а метод Вебера определяет суть религиозной истины.

Информация о работе Социология религии в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма