Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отрасль социологии, изучающая социологию семьи - социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Файлы: 1 файл

Социология семьи срсп.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

Социология семьи

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отрасль  социологии, изучающая социологию семьи - социальную систему воспроизводства  человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что социология семьи одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы .  Как социальный институт социология семьи обладает моральным и правовым узаконением,    общественной и государственной поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями детьми и другими родственниками. При анализе соц.семьи как социального института  обычно рассматриваются не конкретные образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в социологии семьи. В качестве малой социальной группы семьи функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность, члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. При анализе семьи как социальной группы основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любят или ненавидят, мстят друг другу, стремятся, иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.

Социология семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций семьи. Структура семьи - это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей  отношений ее членов. По структурным особенностям различаются структуры нуклеарные и расширенные. Нуклеарная - это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая структура считается важным и даже основным социальным объединением. Расширенная - такая семейная структура, которая помимо нуклеарной (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

 Структура семьи далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но  все-таки разных социальных явлений.

Семья - это групповое взаимодействие внутри малой социальной общности, члены которой связаны единством быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. А брак - это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности, вступивших в брачный союз  мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям. В реальной действительности брак функционирует как социально признанный союз полов между двумя или большим количеством индивидов. По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:

1) Моногамия - брак между  одним мужчиной и одной женщиной, наиболее распространенная форма  брака в современных развитых  обществах; 

2) Полигамия - брак между  одним и несколькими дружными  индивидами, выступающий в двух  основных разновидностях: полигиния  - брак между одним мужчиной  и несколькими женщинами; полиандрия - брак между одной женщиной  и несколькими мужчинами; 

3) Групповой брак - брак  между несколькими мужчинами  и несколькими женщинами. 

В зависимости от предпочитаемого  партнера брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного  строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определенной социальной группы, например, внутри племени).

 По мере развития  общества брак из преимущественно  экономического института все  больше превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении семьи, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате ослабления давления экономических и правовых уз в современной семье возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее устойчивости и прочности.

Функции социологии семьи  органично связаны, с одной стороны, с интересами общества, а с другой - с интересами, запросами и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы. Семья, функционирующая в качестве социального института, тесно связана с производством и распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ, трудоспособные члены семьи осуществляют функцию добывания средств к жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, т.е. экономическую функцию.

Успешное осуществление  семьи данной функции позволяет ей непосредственно включиться в экономическую структуру общественного производства, благотворно влиять на нее и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния семьи, как особого социального института. С ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим.

Совместное ведение хозяйства  повышает удовлетворенность обоих  супругов как бытовой устроенностью семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряженности и конфликтности, возникающей тогда, когда в семье хозяйничает один из супругов.

 Важнейшей функцией  семьи как социального института и малой социальной группы является репродуктивная функция, реализуемая в биологическом воспроизводстве населения и в удовлетворении естественной потребности в детях. Она включает в себя не только физическое (деторождение), но и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье: духовно-нравственная потребность в ребенке, стремление иметь его от любимого человека, иметь духовное родство с детьми.

 Весьма существенной функцией, осуществляемой семьей как социальной группой, является функция среды формирования прочных устойчивых эмоционально насыщенных взаимодействий трех родов: 1) супружества (между мужем и женой - любовь, эмоциональная поддержка, духовное общение, физиологическая совместимость и т.п.); 2) родительства (рождение и воспитание детей); 3) родства (взаимодействие с братьями, сестрами, дедушками, бабушками, внуками, дядями, тетями и др.).

 Важной функцией, свойственной семье, является осуществление первичного социального контроля. Ее содержание составляют моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений. Сюда входит формирование и поддержание моральных и правовых санкций при нарушении социальных норм членами семьи.

 Весьма существенное  значение имеет воспитательная функция семьи, осуществляющая социализацию молодого поколения и определяющая ответственность родителей за духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое, физическое воспитание детей, их личностную и гражданскую самореализацию.

 С ней тесно соприкасается  и взаимодействует функция духовного  общения, обеспечивающая развитие  членов семьи, их духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений и моральную ответственность друг перед другом.

 Семья выполняет в обществе и социально-статусную функцию, определяющую важную роль семьи в воспроизводстве социальной структуры общества. Ее содержание реализуется в предоставлении членам семьи определенного статуса и в удовлетворении их потребностей в социальном продвижении к более благоприятным и престижным статусам и ролям.

Досуговая функция  семьи имеет своей целью организацию рационального и благотворного для членов семьи проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов.

 С нею взаимопереплетается рекреативная функция, ориентированная на совместный отдых членов семьи, на восстановление их сил, израсходованных в процессе труда или обучения.

Существенную роль играет эмоциональная функция семьи, направленная на эмоциональную стабилизацию семейных отношений, получение индивидами психологической поддержки в семье, удовлетворению их потребности в любви и личном счастье.

Невозможно представить  семью без выполнения ею сексуальной функции , без которой невозможно осуществление репродуктивной и некоторых других функций. Сексуальная функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей мужа и жены и определенный контроль за способами реализации этих потребностей, направленность которых должна переходить от сексуальных ориентаций от "Я" к "Мы" - концепции.

 Семейные функции действуют не отдельно друг от друга, а образуют динамичную и целостную систему, которая развивается в течение всех жизненных циклов семьи, но развитие это протекает успешно и благотворно для всех только в том случае, если членов семьи связывают глубокие и сильные эмоциональные связи, прежде всего любовь. Любовь - это сложное, интенсивное, напряженное и относительно устойчивое интимное чувство индивида, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой, представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. "Любовь, - по утверждению С.Л. Франка, - есть всеобщее драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа, - это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе".

 Сейчас много говорят  о свободе любви, спорят о  том, что включает в себя  это понятие. Подчеркнем: свобода любви - это не "свобода перемены сексуальных партнеров или мужей и жен", а свобода при вступлении в брак от утилитарных соображений (богатство, влиятельные связи будущего супруга и т.п.) от влияния различных предрассудков (сословных, национальных, религиозных, субкультурных и др.), от вмешательства третьих лиц - родителей, друзей, сослуживцев и т.д., т.е. свобода заключать семейный союз по личной склонности, по личному выбору, по любви. Только свобода может обеспечить устойчивое и прочное супружеское счастье, чего так часто, к сожалению, не хватает многим современным семьям.

 Взаимопереплетение и  взаимоусиление функций семьи оказывает благотворное влияние на социальное самочувствие, психическое состояние и физическое здоровье человека. Установлено в частности (данные исследований, проведенных итальянскими социологами), что женатые мужчины умирают от болезней сердца на 34,6% реже, чем холостые, и на 105,6% реже, чем разведенные; от рака легких - на 14,3% реже холостых и на 132,1% - разведенных; от рака пищевода - реже холостых на 40,7%, разведенных - на 77,8%; от гипертонии реже холостых в 2 раза, реже разведенных - в 2,5 раза; от цирроза печени реже холостых в 3 раза и разведенных - в 7 раз.

Социология семьи изучает не только структуру и функции семьи, но и распределение властных отношений в ней, которые радикально изменялись на протяжении истории ее развития. В условиях раннего периода первобытнообщинного строя, в котором главная роль в сохранении устойчивости рода и в воспроизводстве детей и в наследовании имущества отводилось женщине, власть в семье принадлежала женщине, в первую очередь матери, а такая семья называется матриархальной. 

На более поздних стадиях  исторического развития, когда преобладающую  роль в хозяйственной деятельности, в обществе и в семье приобрели мужчины, а наследование имущества стало осуществляться по мужской линии, семейная система стала патриархальной. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип властных отношений в семье считается общепринятым и часто узаконенным в Германии, Японии, Бразилии. Иране, Таиланде и многих других странах.

 В последние два-три  десятилетия по мере увеличения  числа работающих женщин и  роста их экономической самостоятельности во многих индустриально развитых странах - США, Франции, Швеции, России, Беларуси и др. - влияние и власть в семье распределяется между мужем и женой почти в равной степени. Такая семейная система называется эгалитарной (от франц. эгалите - равенство).

 Рассмотренные три  типа отношений характеризуют  еще один важный аспект структурной динамики семьи - структуру власти и лидерства в семейной общности. Этот аспект органически взаимосвязан с другим - с ролевой структурой семьи, с распределением в ней ролей мужчин и женщин. Эта сторона семейной жизни обстоятельно исследована Е. Весельницкой, которая выявила и детально охарактеризовала несколько типичных семейных ролей и их значимость для семейного благополучия. Таковы, например, характерные для мужчины в семье роли "хозяина", "воина", "шкафа", "авантюриста", для женщины - "хозяйки", "подарка", "приза", "музы" и др.

 Структура семьи, выполняемые ею функции, распределение властных отношений в ней своим совокупным действием создают специфические особенности в межличностных отношениях ее членов, в их позициях во взаимодействии друг с другом, в их ценностных ориентациях и предпочтениях. Если названные факторы взаимодействуют друг с другом без глубоких расхождений и противоречий, то под их благотворным воздействием складываются и упрочиваются следующие структуральные особенности:

1. Положительная эмоциональная  направленность межличностных отношений членов семьи.

2. Сплоченность семейной  общности, единство ее целей, задач,  ценностных ориентаций, стандартов  поведения. 

3. Эмоционально насыщенные, согретые любовью и заботой  друг о друге непосредственные  внутрисемейные контакты между супругами, родителями детьми.

4. Важная для самоутверждения  личности уверенность в собственной  нужности и значимости для  других.

5. Потребность любить  близких людей, помогать, доверять  им, заботится о них, ответить  любовью на любовь и преданность. 

 Названные особенности  характерны, прежде всего, для так называемого супружеского брака, представляющего собой межличностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое правовыми и моральными нормами и поддерживаемое верностью по отношению к личностно-значимым ценностям - любовь, интимность, адаптационный синдром, автономия.

Информация о работе Социология семьи