Социология современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:33, реферат

Описание работы

Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов.
Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социальная мысль складывалась как из откровенно «идеализированных», так и «академических» школ (прогрессивного и консервативного направлений).
Начиная с XIX в. Преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество с другой.
Наиболее крупными представителями русофилов были Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев.

Содержание работы

История социологической мысли России XIX - начала XX веков - 3 -
Основные направления социологической мысли России и фамилии представителей. - 3 -
Характеристика взглядов представителей марксистского направления. - 4 -
Социологические взгляды П.А. Сорокина. - 6 -
Развитие социологической науки в 20 – 50-е гг. XX века. - 8 -
Культура современного российского общества - 9 -
характерные черты культуры русского народа. - 9 -
Массовая культура российского общества - 11 -
Основные субкультуры российского общества - 11 -
Социальная структура и стратификация современного российского общества - 12 -
Социальная структура общества - 12 -
Характеристика социальной стратификации современного российского общества и сравнение ее модели с моделью стратификации западного общества. - 12 -
Социальная мобильность. Ее виды. Характеристика социальной мобильности современного российского общества. - 15 -
Этническая структура российского общества - 17 -
Социальные институты современного российского общества - 18 -
Определение социального института. Главные институты современного общества. - 18 -
Характеристика института политики современного российского общества. - 18 -

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ КГТА им.docx

— 62.93 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ ФГБОУ  КГТА им. В.А. Дегтярева 
 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 

Домашняя  работа

По дисциплине: «Социология современного российского  общества» 
 
 
 

Исполнитель:                                                          ст. гр. Б-110 Жаркова Е.А.

Руководитель:                                                         Петухов Ю.А. 
 
 
 
 

Ковров

2011

Оглавление 

История социологической  мысли России XIX - начала XX веков - 3 -

Основные  направления социологической  мысли России и  фамилии представителей. - 3 -

Характеристика  взглядов представителей марксистского направления. - 4 -

Социологические взгляды П.А. Сорокина. - 6 -

Развитие  социологической  науки в 20 – 50-е  гг. XX века. - 8 -

Культура  современного российского  общества - 9 -

характерные черты культуры русского народа. - 9 -

Массовая  культура российского  общества - 11 -

Основные  субкультуры российского  общества - 11 -

Социальная  структура и стратификация  современного российского  общества - 12 -

Социальная  структура общества - 12 -

Характеристика  социальной стратификации  современного российского  общества и сравнение  ее модели с моделью  стратификации западного  общества. - 12 -

Социальная  мобильность. Ее виды. Характеристика социальной мобильности современного российского общества. - 15 -

Этническая  структура российского  общества - 17 -

Социальные институты современного российского общества - 18 -

Определение социального института. Главные институты современного общества. - 18 -

Характеристика  института политики современного российского  общества. - 18 - 
 
 
 
 
 
 
 
 

История социологической  мысли России XIX - начала XX веков

Основные направления социологической мысли России и фамилии представителей.

 

     Общечеловеческие  и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов.

     Во-первых, они уходят корнями в русскую  культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социальная мысль  складывалась как из откровенно «идеализированных», так и «академических» школ (прогрессивного и консервативного направлений).

     Начиная с XIX в.  Преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество с другой.

     Наиболее  крупными представителями русофилов  были Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев.

     Взгляды русофилов левого крыла сформулировал  Н. Я. Данилевский.  Он считал, что  именно в России произойдет взлет  культуры после падения ее на западе. Выразителем идей правого крыла  русофилов стал К. П. Победоносцев, который  решительно выступал против «разрушительных» сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, осуществляющей волю бога на земле, утверждал он, русское общество может достичь гармоничного единства желаний, эмоций, разума.

     В западничестве сложились 3 направления: теоретическое (30-х гг.), крупнейшей фигурой которого был П. Я. Чаадаев; гуманистическое (40-х гг.) во главе  с В.Г. Белинским; народническое (60-х  гг.), основанное А.И. Герценом (его наиболее яркими последователями стали Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев  и др.).

     Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть  европейской культуры. Выдающиеся деятели  русской социологии (М.М. Ковалевский, Л. И. Мечников, Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как  самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ.

     Николай Яковлевич Данилевский – создатель  первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. Взамен «произвольных»систем он предлагает «естественную» систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, тогда как временная  классификация (по степеням и фазам  изменения культуры) объявляется  второстепенной.

     Лев Ильич Мечников. Его главное произведение – «Цивилизация и великие исторические реки: Географическая теория развития современных обществ» он стремился  объяснить неравномерность общественного  развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса.

     Петр  Лаврович Лавров – первым ввел в  социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный  метод», «субъективная точка зрения». Социология представлялась Лаврову  наукой нормативной. По его мнению, индивид является единственной реальной движущей силой общества, а потому пренебрегать его интересами – значит проглядеть самые важные социальные явления.

     Николай Константинович Михайловский. «коренная и ничем неизгладимая разница между отношениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда как во втором – цель эта не существует. Различие это до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к двум великим областям человеческого ведения… Мы не можем общественные явления оценивать иначе, как субъективно… Высший контроль должен принадлежать тут субъективному методу».

     Михаил  Иванович Туган-Барановский. Придерживаясь  материалистического понимания  истории, проанализировал ее по трем направлениям: а) природа человеческих интересов, их роль в социальном развитии; б) соотношение экономической деятельности с другими аспектами социальной жизни; в) классы и классовая борьба. Он выделял 5 основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, альтруистические и религиозные. Согласно взглядам Туган-Барановского, классовая борьба не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономических интересов человека и общества.

Характеристика  взглядов представителей марксистского направления.

 

  Идейно-политическое течение части передовой российской буржуазии, пытавшейся использовать для обоснования развития капитализма в России отдельные положения экономического учения Маркса, возникло в 90-х гг. 19 в. В. И. Ленин охарактеризовал это течение как «отражение марксизма в буржуазной литературе». Главные представители легального марксизма П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев выступали в легальной прессе (отсюда название), издавали журнал «Новое слово», «Начало», «Жизнь». Наиболее ярким выражением идейной направленности легального марксизма в начальный период его существования явилась книга Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894). «Легальным марксистам» была чужда идея пролетарского социализма, но их вполне устраивало, что марксизм обосновывал прогрессивность капитализма по сравнению с феодализмом, доказывал закономерный характер смены феодализма капиталистической общественно-экономической формацией. Подвергая критике народников как защитников мелкого производства, Струве в то же время восхвалял капитализм, усматривая в нём высшую ступень развития общества, призывал «признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму», замалчивал его классовые противоречия. Он пытался «подправить» учение Маркса о государстве, подменить марксистскую теорию революционного ниспровержения капитализма либеральной теорией реформирования буржуазного общества. «Это были буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму». Отрицая социализм как науку, легальный марксист выступал против философских основ марксизма. Струве, Булгаков подменяли исторический материализм «экономическим материализмом», который сводили к прямой зависимости между прогрессом социальным и прогрессом экономическим. Лидеры легального марксизма как теоретики формировались под воздействием различных буржуазных школ и течений. Связь с ним ярко выявилась в 1899, когда Струве в своей итоговой статьей «Марксова теория социального развития» попытался придать ревизионизму «гносеологическое» обоснование, одновременно отстаивая свой приоритет в ревизии отдельных положений марксизма. Противоречивый в теоретическом отношении, легальный марксизм в то же время четко выражал стремление буржуазных теоретиков «... взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии... и отбросить «только» живую душу марксизма, «только» его революционность».

         Будучи противниками революционного  марксизма, Струве и его сторонники  в то же время выступали,  хотя и нерешительно, против самодержавия, за буржуазно-демократические свободы,  критиковали народничество. Поэтому  революционные марксисты пошли  на временный союз с «легальными  марксистами», который был использован  для совместной борьбы с общим  противником — народнической  идеологией — основным препятствием  на пути распространения марксизма  в России. В 1895 был издан сборник  статей «Материалы к характеристике  нашего хозяйственного развития»,  в котором приняли участие  социал-демократы и «легальные  марксисты». В сборнике была помещена  статья Ленина «Экономическое  содержание народничества и критика  его в книге г. Струве», в  основу которой положен его  реферат «Отражение марксизма  в буржуазной литературе», прочитанный  в кружке петербургских марксистов  в 1894. В статье Ленин вёл  борьбу и против народников  и против либерально-буржуазных  фальсификаторов марксизма, подверг  критике буржуазный объективизм  «легальных марксистов», открыто  защищавших капитализм, отстоял  и развил принцип партийности  марксистской философии. Доступ  революционных марксистов в легальные  журналы полностью оправдал временный  союз с легальными марксистами. «Благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)». Завершив разгром народничества, Ленин нанёс решительный удар легальным марксистам. В ряде статей он показал его эволюцию: начав как временные попутчики социал-демократов, «легальные марксисты» в период напряжённой борьбы революционных марксистов с «экономистами» окончательно перешли на позиции буржуазного либерализма. Критика Лениным легального марксизма явилась началом целой исторической полосы в борьбе революционных марксистов против международного ревизионизма. Ко времени выхода «Искры» (декабрь 1900) легальный марксизм как идейное течение перестал существовать. В дальнейшем бывшие лидеры легального марксизма (Струве, Туган-Барановский и др.) стали врагами большевизма, составив ядро буржуазной кадетской партии. После Октябрьской революции 1917 они входили в состав контрреволюционных белогвардейских «правительств», а в эмиграции вели активную антисоветскую деятельность.

Социологические взгляды П.А. Сорокина.

 
<

Информация о работе Социология современного российского общества