Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:33, реферат
Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов.
Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социальная мысль складывалась как из откровенно «идеализированных», так и «академических» школ (прогрессивного и консервативного направлений).
Начиная с XIX в. Преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество с другой.
Наиболее крупными представителями русофилов были Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев.
История социологической мысли России XIX - начала XX веков - 3 -
Основные направления социологической мысли России и фамилии представителей. - 3 -
Характеристика взглядов представителей марксистского направления. - 4 -
Социологические взгляды П.А. Сорокина. - 6 -
Развитие социологической науки в 20 – 50-е гг. XX века. - 8 -
Культура современного российского общества - 9 -
характерные черты культуры русского народа. - 9 -
Массовая культура российского общества - 11 -
Основные субкультуры российского общества - 11 -
Социальная структура и стратификация современного российского общества - 12 -
Социальная структура общества - 12 -
Характеристика социальной стратификации современного российского общества и сравнение ее модели с моделью стратификации западного общества. - 12 -
Социальная мобильность. Ее виды. Характеристика социальной мобильности современного российского общества. - 15 -
Этническая структура российского общества - 17 -
Социальные институты современного российского общества - 18 -
Определение социального института. Главные институты современного общества. - 18 -
Характеристика института политики современного российского общества. - 18 -
взаимоотношения
в нем. Для этого он использовал
свои методы.
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения сущего.
Теоретическая социология подразделяется
на:
1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального
явления, так и сложных
комбинацией простейших
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех
сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; “Задача генетической социологии - дать основные
исторические тенденции в
Социология практическая
точки зрения должного.
Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную
политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия” - писал
Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая,
опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы
человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их
сообразно поставленным
целям”.
В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: “Прежде чем перейти к
описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они
существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.” Он показывает, что
простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух
индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды,
их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные,
химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп
являются
1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
2) взаимодействие сходных и несходных лиц
3) взаимодействие
одностороннее и двухстороннее,
организованное и
сознательное и бессознательное
Затем Сорокин подробно
и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и
распада он делит
на три группы:
1. космические или физико-химические
2. биологические
3. социально-психические
Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и
бессознательный) установления организации группы и обычные приемы
поддержания и сохранения этой организации. “Общественная жизнь
представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и
исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает
существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между
частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства ведет к
исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её
другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,
а означают только, что форма, порядок и организация последнего
изменилась!”
Затем Сорокин рассматривает
подчеркивает, что “население расслаивается на ряд групп, что оно составлено
из множества коллективных единств”
а) по семейной принадлежности
б) по государственной
в) по расовой
д) по профессиональной
е) по имущественной
ж) по религиозной
з) по объемно-правовой
и) по партийной
Из сочетаний простых
группы. Сложные
группы бывают:
> а) типичные
и не типичные для данного
населения.
Из
типичных важны класс и
> б) внутренне
антагонистические и
населения
и ход истории определяются
не борьбой или согласованием
либо
одних групп, а взаимоотношениями
всех указанных простых и
социальных коллективов”. Для объяснения исторических процессов
“приходится
учитывать взаимоотношения и
поведение всех этих групп”.
Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов
поведения и механики общественных процессов. “Все силы, влияющие на
поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут
быть сведены
к трем основным разрядам:
1. разряду
космических (физико-
2. разряду сил биологических
3. разряду сил социально-психических
К разряду космических сил
П.А. Сорокин относит простые
такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие
как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года,
чередование дня
и ночи.
К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит
следующие:
1. потребность питания
2. потребность половая
3. потребность индивидуальной самозащиты
4. потребность групповой самозащиты
5. бессознательное подражание
6. потребность движения
7. другие
физиологические потребности (
Социально-психические факторы
К простым он
относит:
1. идеи
2. чувства-эмоции
1. волнения
людей
К сложным относятся:
1. материальная культура, окружающая человека
2. духовная атмосфера социальной среды
3. Общественно-политическая
организация групп, явления
и деньги, разделение труда и
т.д.
В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех
этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. “Человек, как и
все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что
“абсолютной свободы воли” нет... Зависимость от внешних (космических и
биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие
свободы... Зависимость нашего поведения от социально - психических
раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как “свобода
воли” и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов “на наше
поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение
нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему “я”. Вот почему
социально-психологические раздражители поведения кажутся нам
освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для
появлений теорий “свободной воли”. Единственный смысл, который может иметь
“свободная воля”, означает объективно уменьшение зависимости нашего
поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости
от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой
нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние
социально-психических сил растет, поэтому растет и наша “свобода”. Так
кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие “свободы
воли”. “Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую
организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж -
небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...-
это определяется
совокупностью воздействий
человека как
социально-психическую
Этот
период развития социологической мысли
в России характеризуется нарастанием
процесса институционализации, приобретением
социологической наукой статуса социального
института. В 1918-1919 гг. в Петроградском
и Ярославском университетах были созданы
кафедры социологии, введена ученая степень
по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический
институт. В 1920 г. в Петроградском университете
при факультете общественных наук было
создано социологическое отделение, во
главе которого стал Питирим Александрович
Сорокин (1889-1968), — крупный ученый и общественный
деятель, внесший существенный вклад в
развитие отечественной и мировой социологии.
Наряду
с разработкой теоретических
вопросов разворачивались эмпирические
социологические исследования. Центральное
место в них занимают исследования
по социальным и социально-психологическим
проблемам труда и быта рабочих,
крестьян. В этой области наиболее
плодотворно работали А. К. Гастев, С.
Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др.
В тот же период активно разрабатывались
социальные проблемы города, народонаселения
и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов,
В. Смулевич и др.), социальные проблемы
культуры (И. Загорский, Н. Трояновский,
Р. Елизаров).
В
1930-х гг.марксизм окончательно утвердился
в качестве идеологической основы общества,
социология была объявлена философской
наукой. Было провозглашено, что исторический
материализм — это и есть социология
марксизма и, следовательно, эмпирические
конкретно-социологические
Информация о работе Социология современного российского общества