Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:33, реферат
Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов.
Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социальная мысль складывалась как из откровенно «идеализированных», так и «академических» школ (прогрессивного и консервативного направлений).
Начиная с XIX в. Преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество с другой.
Наиболее крупными представителями русофилов были Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев.
История социологической мысли России XIX - начала XX веков - 3 -
Основные направления социологической мысли России и фамилии представителей. - 3 -
Характеристика взглядов представителей марксистского направления. - 4 -
Социологические взгляды П.А. Сорокина. - 6 -
Развитие социологической науки в 20 – 50-е гг. XX века. - 8 -
Культура современного российского общества - 9 -
характерные черты культуры русского народа. - 9 -
Массовая культура российского общества - 11 -
Основные субкультуры российского общества - 11 -
Социальная структура и стратификация современного российского общества - 12 -
Социальная структура общества - 12 -
Характеристика социальной стратификации современного российского общества и сравнение ее модели с моделью стратификации западного общества. - 12 -
Социальная мобильность. Ее виды. Характеристика социальной мобильности современного российского общества. - 15 -
Этническая структура российского общества - 17 -
Социальные институты современного российского общества - 18 -
Определение социального института. Главные институты современного общества. - 18 -
Характеристика института политики современного российского общества. - 18 -
Меняются
также принципы управления и организации
в сфере труда. Управление на частных,
акционированных, смешанных предприятиях
может быть эффективным только в
том случае, если руководители способны
будут совмещать и
Размежеванию
социальных сил общества способствует
и расслоение групп по доходам
и образу жизни. За исторически короткий
отрезок времени в обществе резко
поляризовались богатые и бедные
слои. Расслоение по доходам приводит
к тому, что динамика доходов 10% наиболее
состоятельных групп резко
В
то время как основная часть населения
теряет последние возможности
Наиболее
дестабилизирующим фактором для
стратификационных процессов
Динамика стратификации последних десятилетий свидетельствует о том, что в нынешних условиях имеются основания как для сохранения государственной собственности и механизмов перераспределения, так и для восстановления мелкой частной собственности, а также ассоциированной (групповой) собственности, для возрождения рыночных отношений. На базе изменившегося соотношения социальных сил и высокого образовательного уровня населения способно также укорениться плебисцитно-выборочные процедуры формирования государственных и местных органов управления; есть все основания надеяться на повышение роли законодательно правовой системы социального регулирования.
Западная
социология традиционно рассматривает
социальную структуру общества с
точки зрения теории стратификации
(страты - пласты).
Стратификация,
по их мнению, такая организация общества,
при которой одни индивиды, социальные
группы имеют больше, вторые - меньше, а
третьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить
этот конфликт, утверждают социологи,
практически невозможно. Он основывается
на двух несовместимых абсолютных истинах.
С одной
стороны, стратификация общества чревата
многими негативными последствиями, в
том числе и социальными конфликтами вплоть
до революций. Люди, которые находятся
на дне стратификационной системы, ущемлены
и физически, и морально. Можно представить
себе социальное самочувствие и настроение,
отношение к реальному обществу люмпена,
безработного, бездомного голодного человека.
С другой
стороны, стратификация заставляет людей,
социальные группы проявлять инициативу,
предприимчивость, обеспечивать прогресс
общества.
Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой и низкой. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Соединённые Штаты Америки, примером низкой — Индия. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта.
Социальная
мобильность — изменение индивидом или
группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного
социального слоя (класса, группы) в другой
(вертикальная мобильность) или в пределах
одного и того же социального слоя (горизонтальная
мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществ
Существует два
основных вида социальной мобильности
- межпоколенная и внутрипоколенн
Межпоколенная
мобильность предполагает, что дети
достигают наиболее высокой социальной
позиции либо опускаются на более низкую
позицию, чем их родители. Пример: сын рабочего
становится профессором.
Внутрипоколенная
мобильность имеет место там, где один
и тот же индивид на протяжении жизни несколько
раз меняет социальные позиции. Иначе
она называется социальной карьерой. Пример:
токарь становится инженером, а затем
начальником цеха, директором завода,
министром.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.
В зависимости
от направления перемещения
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Примером служит
перемещение одного трудового коллектива
в другой, из одного гражданства
в другое, из одной семьи (родительской)
в другую (свою собственную, вновь
образованную), из одной профессии
в другую. Подобные движения происходят
без заметного изменения
Разновидностью
горизонтальной мобильности служит
географическая мобильность. Она подразумевает
не изменение статуса или группы, а перемещение
из одного места в другое при сохранении
прежнего статуса. Примером выступает
международный и межрегиональный туризм,
переезд из города в деревню и обратно.
Если
к перемене места добавляется
перемена статуса, то географическая мобильность
превращается в миграцию.
Если
деревенский житель приехал в
город, чтобы навестить родственников,
то это географическая мобильность.
Если же он переселился в город
на постоянное место жительства и
нашел здесь работу, то это уже
миграция. Он поменял профессию.
Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:
Сложившаяся
к девяностым годам структура
российского общества стала результатом
сдвигов в структуре экономики страны.
Социальная мобильность в основном носила
нисходящий характер, так как уровень
доходов в стране резко упал, огромные
массы населения остались за чертой бедности.
В то же время среди отдельных групп населения,
в основном номенклатуры, наблюдалась
восходящая мобильность, в результате
которой формировались высшие слои политической
и экономической элиты.
В настоящее время наблюдается интенсивная восходящая мобильность среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом.
Большой
перспективой для развития социальной
защиты населения является разработка
демографических программ до 2030 года.
Находит свое подтверждение
и общая закономерность межпоколенной
мобильности – молодежь из группы
работников физического труда в
группу работников умственного труда.
Внутрипоколенная мобильность носит в основном характер карьерного роста, который теперь в меньшей степени зависит от факторов происхождения, как это было в более стабильном обществе советского периода. В целом женщины мобильнее мужчин, а молодые – мобильнее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще перепрыгивают через несколько ступеней, чем женщины, которые продвигаются постепенно.
Можно выделить
следующие факторы, определяющие, по
нашему мнению, направления социальной
мобильности населения в
формирование «социальных сетей» – информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).
Россия
- многонациональная страна, в ней
живут более ста народов. Большинство
из них - коренные народы и народности,
для которых Россия - основное или
даже единственное место обитания.
Кроме того, имеются представители
еще более шестидесяти народов,
чье основное место проживания находится
за пределами Российской Федерации.
Коренные
народы России составляют 93% населения,
из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения
- народы стран ближнего (5%, например,
украинцы, армяне и др.) и дальнего
(1%, например, немцы, корейцы и др.)
зарубежья.
Этнографы
объединяют коренные народы России в
несколько региональных групп, близких
не только географически, но и, до известной
степени, культурно-исторически. На долю
народов Поволжья и Урала - башкир,
калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар,
удмуртов и чувашей - приходится менее
8% населения страны (из них почти
4% татары - второй по численности народ
России). Традиционная религия татар
и башкир - ислам, калмыков - буддизм,
остальных - православие.
Народы
Северного Кавказа: абазины, адыгейцы,
балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы,
осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана
(аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы,
лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны
и цахуры) - составляют менее 3% населения
России. Кроме большинства осетин
- христиан, они традиционно исповедуют
ислам.
Народы
Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы,
хакасы, шорцы, якуты и почти три
десятка так называемых малочисленных
народов Севера - это 0,6% всего населения
страны. Буряты и тувинцы - буддисты,
остальные - православные, с сильными
пережитками язычества и просто
язычники.
Более
чем за сто лет (с 1897 г.) в России
(Российской империи - СССР) было проведено
9 переписей, причем во всех восьми советских
переписях ставился вопрос о том,
к какой национальности / народности
относит себя переписываемый, и сведения
о национальном/этническом составе
населения всегда публиковались. Очередная
перепись была намечена на 1999 г., но не
состоялась и перенесена на 2002 год.
Таким образом, достоверных сведений о национальном составе населения России спустя десять лет после последней переписи 1989 г. не существует. Однако, учитывая важность вопроса, можно попытаться оценить численность различных народов России с помощью расчетов, основанных на текущих статистических данных о движении населения.
Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
Информация о работе Социология современного российского общества