Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:33, реферат
Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов.
Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социальная мысль складывалась как из откровенно «идеализированных», так и «академических» школ (прогрессивного и консервативного направлений).
Начиная с XIX в. Преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество с другой.
Наиболее крупными представителями русофилов были Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев.
История социологической мысли России XIX - начала XX веков - 3 -
Основные направления социологической мысли России и фамилии представителей. - 3 -
Характеристика взглядов представителей марксистского направления. - 4 -
Социологические взгляды П.А. Сорокина. - 6 -
Развитие социологической науки в 20 – 50-е гг. XX века. - 8 -
Культура современного российского общества - 9 -
характерные черты культуры русского народа. - 9 -
Массовая культура российского общества - 11 -
Основные субкультуры российского общества - 11 -
Социальная структура и стратификация современного российского общества - 12 -
Социальная структура общества - 12 -
Характеристика социальной стратификации современного российского общества и сравнение ее модели с моделью стратификации западного общества. - 12 -
Социальная мобильность. Ее виды. Характеристика социальной мобильности современного российского общества. - 15 -
Этническая структура российского общества - 17 -
Социальные институты современного российского общества - 18 -
Определение социального института. Главные институты современного общества. - 18 -
Характеристика института политики современного российского общества. - 18 -
Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х гг., на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.
Ещё
В.О. Ключевский выявил связь природных
и климатических условий с
чертами национального
Культура России формировалась под влиянием как Запада (принятие христианства), так и Востока (в XIII-XV вв. - татаро-монгольское иго, затем - захват и освоение восточных территорий). А.О. Бороноев и П.И. Смирнов считают, что в основе национального русского характера лежит служебная, альтруистическая деятельность (альтердеятельность, Для-Другого-деятельность), причём в роли «Другого» может выступать и человек, и Бог, и природа, и страна (служение «Святой Руси» как Божьему замыслу). Тому способствовал целый ряд причин - пограничность положения России, необходимость обороняться как с запада, так и с востока, нужды во взаимопомощи. Это тормозило развитие рыночных отношений, но развило в сознании русского народа религиозность и аскетизм. Здесь и произошло размежевание с рационалистическим, более эгоцентрическим мировоззрением Запада.
Наиболее яркая особенность русского менталитета, отмечаемая философами - религиозность. В настоящее время около 60% россиян считают себя религиозными людьми, около трети населения говорят, что ходят в церковь по особым случаям, и особого значения этому не придают, и примерно каждый двадцатый человек считает себя убежденным атеистом. Самый высокий уровень религиозности отмечен у пенсионеров, а самый низкий у молодежи в возрасте от 25 до 34 лет.
Тяготение к изолированности, разработке сложных планов, способность к коллективизму, самопожертвованию - вот черты психологии русских. Дела социального целого ставятся выше собственного дела. Служение оказалось наиболее соответствующей русскому менталитету формой деятельности, да и вообще жизни. Для русского человека ценность индивидуальной жизни ничтожна по сравнению с общей ценностью (семья, община, Отечество).
Об отношении русских к труду существуют два прямо противоположных мнения. Одни наблюдатели считают русских ленивыми в силу многовековой житейской неустроенности, другие - настаивают на трудолюбии. Как ни странно, здесь нет противоречия. Русской ментальности не свойственна любовь к труду как таковому. Для русских важна цель труда - не на себя, но для высокой цели (ради спасения души, за послушание, на Родину). Вместе с тем русским свойственно стремление к самовыражению в творчестве. Сложная задача, интересная работа или проблема являются для русского хорошим стимулом к интенсивному, часто материально невыгодному труду. Составляющая русского менталитета - склонность к коллективной, артельной работе. Заработок делится обычно не по вкладу в результат, а «по справедливости».
В общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в некотором презрении к государству. В русском менталитете сочетаются разнообразные и даже противоположные друг другу свойства и способы поведения. Н.Бердяев выразительно подчеркнул эту особенность русского народа: «Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт”
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Существует несколько типов проведения досуговой деятельности: высокий и массовый. Массовый тип отличается легкостью восприятия, доступностью (посещение развлекательный заведений, таких, как клубы), а высокий это, например, посещение театра. Кино можно отнести к промежуточному типу, т.к. зависит от жанра.
На книжном рынке 90% всех книг составляют боевики, фантастика, криминальные и любовные романы, детективы и т.п. (если не считать учебники).
Главенствующее место в повседневной культурной деятельности сейчас занимают средства массовой коммуникации ( телевидение, интернет).
Субкультуры – части
культуры общества, порожденные некоторыми
социальными сообществами как своими
носителями. Субкультуры выделяются
своим нормативным строем, ценностями,
традициями.
Молодежные
субкультуры в современной
Как бы то ни было, молодежных течений сегодня достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики. Краткий обзор основных из этих течений представляет нам следующую картину.
На фоне распространения
в стране субкультур и псевдокультур
растет уровень преступности среди
российской молодежи: по статистике, каждый
пятый молодой человек в
Подростковые субкультуры
Неформалы
скинхеды ('бритоголовые').
'компьютерный андеграунд'
Люберы
Скины
Фаны
Экологисты
Байкеры vs. Мотоциклисты
Рейверы
Хип-хоп-культура
Диггеры
Толкинисты
Среди
российских подростковых сообществ группировка
хип-хоперов появилась давно и, видимо,
надолго.
Сейчас направление
поддерживается органами государственной
власти и становится все более популярным
и на сцене. Эта молодежная субкультура
противопоставляется криминальным подростковым
группировкам, т.к. 'битвы' здесь пропагандируются
исключительно с целью установить, кто
лучше владеет техникой того или другого
из танцевальных направлений.
Среди поклонников
этой субкультуры ценится ловкость, умение
двигаться и только потом уже - сила, необходимая
для акробатических движений. Особенно
наглядно это можно наблюдать в брейке,
или ломаном танце, который нашел много
поклонников среди наших подростков.
Появились
и все большей популярностью пользуются
хип-хоп-школы, а также проводимые фестивали,
конкурсы, в том числе и граффити.
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной
системе. Основными элементами социальной структуры общества являются
индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие
определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на
основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные,
этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное
деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на
различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным
критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь,
является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Социальная
стратификация в
России
Процессы расслоения в современном российском обществе вряд ли можно понять и объяснить во всем объеме, если не учитывать исторически действующих в нем механизмов слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникации, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость – все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса.
При анализе процессов расслоения необходимо учитывать и такой фактор как постоянное включение в границы российской государственности народов разных культур.
Новый этап стратификационных процессов начинается в 90-е годы, когда российское общество после распада СССР вступает в состояние поиска новых форм социальной организации и ценностных ориентаций жизнедеятельности. После длительного перерыва в стране начинает формироваться на правовой основе мощный негосударственный сектор занятости с различными типами собственности и субъектами экономической деятельности. В этот сектор переходит заметная часть работников из государственных предприятий.
На
этой основе начинает действовать процесс
структурных изменений в
Сами
по себе трудные процессы перераспределения
собственности и структурных
перемещений работников сопровождаются
к тому же несформированностью
Информация о работе Социология современного российского общества