Социология современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:33, реферат

Описание работы

Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов.
Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социальная мысль складывалась как из откровенно «идеализированных», так и «академических» школ (прогрессивного и консервативного направлений).
Начиная с XIX в. Преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество с другой.
Наиболее крупными представителями русофилов были Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев.

Содержание работы

История социологической мысли России XIX - начала XX веков - 3 -
Основные направления социологической мысли России и фамилии представителей. - 3 -
Характеристика взглядов представителей марксистского направления. - 4 -
Социологические взгляды П.А. Сорокина. - 6 -
Развитие социологической науки в 20 – 50-е гг. XX века. - 8 -
Культура современного российского общества - 9 -
характерные черты культуры русского народа. - 9 -
Массовая культура российского общества - 11 -
Основные субкультуры российского общества - 11 -
Социальная структура и стратификация современного российского общества - 12 -
Социальная структура общества - 12 -
Характеристика социальной стратификации современного российского общества и сравнение ее модели с моделью стратификации западного общества. - 12 -
Социальная мобильность. Ее виды. Характеристика социальной мобильности современного российского общества. - 15 -
Этническая структура российского общества - 17 -
Социальные институты современного российского общества - 18 -
Определение социального института. Главные институты современного общества. - 18 -
Характеристика института политики современного российского общества. - 18 -

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ КГТА им.docx

— 62.93 Кб (Скачать файл)

     Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х гг., на волне “хрущевской  оттепели”. В этот период были проведены  масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения  к труду. Большое распространение  получило социальное планирование, составление  планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических  исследований большим количеством  социологов-самоучек.

 
 Культура современного российского общества

характерные черты культуры русского народа.

 

     Ещё В.О. Ключевский выявил связь природных  и климатических условий с  чертами национального характера  того или иного народа. Русская  мысль изначально связана со стремлением  понять природу. Становление Руси началось на территории, покрытой лесами и степями. Лес служил надежным убежищем от врагов, но был опасен для людей, степь - сформировала мотив простора, но несла и угрозу войн, набегов. Отсюда - «неукорененность»  русского человека.

     Культура  России формировалась под влиянием как Запада (принятие христианства), так и Востока (в XIII-XV вв. - татаро-монгольское  иго, затем - захват и освоение восточных территорий). А.О. Бороноев и П.И. Смирнов считают, что в основе национального русского характера лежит служебная, альтруистическая деятельность (альтердеятельность, Для-Другого-деятельность), причём в роли «Другого» может выступать и человек, и Бог, и природа, и страна (служение «Святой Руси» как Божьему замыслу). Тому способствовал целый ряд причин - пограничность положения России, необходимость обороняться как с запада, так и с востока, нужды во взаимопомощи. Это тормозило развитие рыночных отношений, но развило в сознании русского народа религиозность и аскетизм. Здесь и произошло размежевание  с рационалистическим, более эгоцентрическим мировоззрением Запада.

     Наиболее  яркая особенность русского менталитета, отмечаемая философами - религиозность. В настоящее время около 60% россиян считают себя религиозными людьми, около трети населения говорят, что ходят в церковь по особым случаям, и особого значения этому не придают, и примерно каждый двадцатый человек считает себя убежденным атеистом. Самый высокий уровень религиозности отмечен у пенсионеров, а самый низкий у молодежи в возрасте от 25 до 34 лет.

     Тяготение к изолированности, разработке сложных  планов, способность к коллективизму, самопожертвованию - вот черты психологии русских. Дела социального целого ставятся выше собственного дела. Служение оказалось  наиболее соответствующей русскому менталитету формой деятельности, да и вообще жизни. Для русского человека ценность индивидуальной жизни ничтожна по сравнению с общей ценностью (семья, община, Отечество).

     Об  отношении русских к труду  существуют два прямо противоположных  мнения. Одни наблюдатели считают  русских ленивыми в силу многовековой житейской неустроенности, другие - настаивают на трудолюбии. Как ни странно, здесь нет противоречия. Русской  ментальности не свойственна любовь к труду как таковому. Для русских  важна цель труда - не на себя, но для  высокой цели (ради спасения души, за послушание, на Родину). Вместе с тем  русским свойственно стремление к самовыражению в творчестве. Сложная задача, интересная работа или проблема являются для русского хорошим стимулом к интенсивному, часто материально невыгодному  труду. Составляющая русского менталитета - склонность к коллективной, артельной работе. Заработок делится обычно не по вкладу в результат, а «по справедливости».

     В общественной жизни свободолюбие русских  выражается в склонности к анархии, в некотором презрении к государству. В русском менталитете сочетаются разнообразные и даже противоположные друг другу свойства и способы поведения. Н.Бердяев выразительно подчеркнул эту особенность русского народа: «Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт”

Массовая культура российского общества

 

     Массовая  культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время  ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и  стали доступны представителям всех социальных слоев.

     Массовая  культура, как правило, обладает меньшей  художественной ценностью, чем элитарная  или народная культура. Но у нее  самая широкая аудитория и  она является авторской. Существует несколько типов проведения досуговой деятельности: высокий и массовый. Массовый тип отличается легкостью восприятия, доступностью (посещение развлекательный заведений, таких, как клубы), а высокий это, например, посещение театра. Кино можно отнести к промежуточному типу, т.к. зависит от жанра.

     На  книжном рынке 90% всех книг составляют боевики, фантастика, криминальные и  любовные романы, детективы и т.п. (если не считать учебники).

     Главенствующее  место в повседневной культурной деятельности сейчас занимают средства массовой коммуникации ( телевидение, интернет).

Основные  субкультуры российского  общества

 

     Субкультуры – части  культуры общества, порожденные некоторыми социальными сообществами как своими носителями. Субкультуры выделяются своим нормативным строем, ценностями, традициями. 

     Молодежные  субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших  классов. Психологи утверждают, что  так подростки формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок. 

     Как бы то ни было, молодежных течений сегодня  достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики. Краткий обзор основных из этих течений  представляет нам следующую картину. 

На фоне распространения  в стране субкультур и псевдокультур  растет уровень преступности среди  российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И  это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок - наркоманы и токсикоманы. 
 
Подростковые субкультуры 
 
Неформалы  
скинхеды ('бритоголовые'). 
'компьютерный андеграунд'  
Люберы  
Скины 
Фаны 
Экологисты 
Байкеры vs. Мотоциклисты  
Рейверы 
Хип-хоп-культура

Диггеры 
Толкинисты

 
 
           Среди российских подростковых сообществ группировка хип-хоперов появилась давно и, видимо, надолго. 
 
         Сейчас направление поддерживается органами государственной власти и становится все более популярным и на сцене. Эта молодежная субкультура противопоставляется криминальным подростковым группировкам, т.к. 'битвы' здесь пропагандируются исключительно с целью установить, кто лучше владеет техникой того или другого из танцевальных направлений. 
 
          Среди поклонников этой субкультуры ценится ловкость, умение двигаться и только потом уже - сила, необходимая для акробатических движений. Особенно наглядно это можно наблюдать в брейке, или ломаном танце, который нашел много поклонников среди наших подростков.  
 
          Появились и все большей популярностью пользуются хип-хоп-школы, а также проводимые фестивали, конкурсы, в том числе и граффити. 

Социальная  структура и стратификация  современного российского  общества

Социальная структура общества

 

      Социальная  структура – это  устойчивая  связь  элементов  в  социальной

системе.  Основными  элементами  социальной  структуры   общества   являются

индивиды,   занимающие   определенные   позиции   (статус)   и   выполняющие

определенные  социальные  функции  (роли),  объединение  этих  индивидов  на

основе  их  статусных   признаков   в   группы,   социально-территориальные,

этнические  и иные общности и т.д. Социальная структура выражает  объективное

деление общества на  общности,  роли,  слои,  группы  и  т.д.,  указывая  на

различное положение людей  по  отношению  друг  к  другу  по  многочисленным

критериям.  Каждый  из  элементов  социальной  структуры,  в  свою  очередь,

является  сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Характеристика социальной стратификации современного российского общества и сравнение ее модели с моделью стратификации западного общества.

 

     Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. 

    Социальная  стратификация в  России 

    Процессы  расслоения в современном российском обществе вряд ли можно понять и  объяснить во всем объеме, если не учитывать  исторически действующих в нем  механизмов слоеобразования. Эти механизмы  в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и  низкое качество коммуникации, редко  расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость –  все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения  социальной энергии и культурного  ресурса.

    При анализе процессов расслоения необходимо учитывать и такой фактор как  постоянное включение в границы  российской государственности народов  разных культур.

    Новый этап стратификационных процессов  начинается в 90-е годы, когда российское общество после распада СССР вступает в состояние поиска новых форм социальной организации и ценностных ориентаций жизнедеятельности. После  длительного перерыва в стране начинает формироваться на правовой основе мощный негосударственный сектор занятости  с различными типами собственности  и субъектами экономической деятельности. В этот сектор переходит заметная часть работников из государственных  предприятий.

    На  этой основе начинает действовать процесс  структурных изменений в занятости, т.е. переход работников из тех отраслей и производств, которые не отвечают запросам времени и неэффективны с точки зрения удовлетворения потребительских  вопросов, но вновь нарождающиеся. Идет сокращение военнослужащих, а также  занятых в тяжелой промышленности, в машиностроении, в частности  на производствах военно-промышленного  комплекса; вместе с тем расширяется  численность занятых в сфере  посреднической деятельности, обслуживания, финансово-банковских операций.

    Сами  по себе трудные процессы перераспределения  собственности и структурных  перемещений работников сопровождаются к тому же несформированностью отечественных  технологий в этих областях, отсутствием  правовых демократических процедур, слабостью социальной инфраструктуры. Все это ведет к тому, что  перераспределение собственности  и изменение структуры занятости  идут с огромными издержками. Некоторые  слои и группы работников оказываются  в более привилегированном положении  приобретении государственной собственности, чем другие. Перераспределение работников между отраслями и сферами  занятости также сопровождается негативными тенденциями. Так, увеличивается  отток не только из социально неэффективных  производств, но их тех сфер деятельности, которые обществу необходимы, но не способны дать быстрый эффект после  переструктурирования. Например, за последние годы на одну треть сократились численность в сфере научного труда. При этом переход наиболее квалифицированных специалистов в коммерческие структуры зачастую сопровождается снижением квалификационного статуса и потерей профессионального мастерства за счет повышения уровня доходов и социального статуса. Аналогичные процессы наблюдаются в некоторых высокотехнологичных и  наукоемких производствах; большие кадровые потери несут конверсионные предприятия военно-промышленного комплекса. Таким образом те слои, которые в новых условиях могли бы выступить ядром формирования среднего класса размываются, их представители переходят либо в бедные слои, либо в структурные образования с другим статусным уровнем; и в том и в другом случае они теряют свою активную роль.

Информация о работе Социология современного российского общества