Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Цель курсового работы – изучение взаимодействия объекта и субъекта управление на примере программы социальной ипотеки. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить объект управления
2) описать субъект управления
3) проанализировать практическую реализацию программы и ее эффективность

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
1. Объект управления …………………………………………………….4
1.1 Общая характеристика ……………………………………………….4
1.2 Предполагаемые и реальные интересы, потребности, проблемы ....6
1.3 Способность к самоорганизации ……………………………………10
2. Субъект управления …………………………………………………...13
3. Практическая реализация программы и ее эффективность ………...23
3.1 Формы и методы работы с населением ……………………………..23
3.2 Контрольные механизмы …………………………………………….24
3.3 Эффективность деятельности органов государственной власти ….25
Заключение ……………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовой проект социология управления.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………..3

1. Объект управления …………………………………………………….4

1.1 Общая характеристика ……………………………………………….4

1.2 Предполагаемые и  реальные интересы, потребности,  проблемы ....6

1.3 Способность к самоорганизации ……………………………………10

2. Субъект управления  …………………………………………………...13

3. Практическая реализация  программы и ее эффективность ………...23

3.1 Формы и методы  работы с населением ……………………………..23

3.2 Контрольные механизмы …………………………………………….24

3.3 Эффективность деятельности  органов государственной власти ….25

Заключение ……………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Лишь для 9% семей доступно приобретение жилья. Средняя продолжительность  ожидания в очереди на улучшение  жилищных условий составляет 20 лет. Проблема решения квартирного вопроса сейчас стоит крайне остро. В стране принят приоритетный национальный проект «Доступное жилье». Именно в его рамках в Татарстане было принято решение о разработке и введения в действие программы социальной ипотеки.

Нам крайне интересен  вопрос нехватки жилья и мы решили рассмотреть данную проблему через призму предмета социология управления.

Объект курсовой работы – категории граждан, испытывающие нехватку жилой площади, приходящейся на одного человека.

Предмет исследования – взаимодействие объекта и субъекта управления на примере программы социальной ипотеки.

Цель курсового работы – изучение взаимодействия объекта и субъекта управление на примере программы социальной ипотеки. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. определить объект управления
  2. описать субъект управления
  3. проанализировать практическую реализацию программы и ее эффективность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Общая характеристика

Нам крайне интересен  вопрос нехватки жилья и мы решили рассмотреть данную проблему через  призму предмета социология управления.

Объект управления в данном случае – это граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Лишь для 9% семей доступно приобретение жилья. Средняя продолжительность ожидания в очереди на улучшение жилищных условий составляет 20 лет.

Среди граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, есть представители самых разных социальных слоев, профессий, различающиеся между  собой как в возрастном плане, так и материальном и семейном положении. Учитывая все это, мы решили разделить их по категориям и более четко определить субъект управления.

В рамках федеральной  целевой программы «Жилище», приоритетного  национального проекта «Доступное жилье гражданам России» и  татарстанского проекта «Социальная  ипотека» граждан, нуждающихся в  жилье можно разделить по категориям. Сразу стоит отметить, что все они нуждаются в помощи для решения жилищной проблемы и государство, с помощью различных мер, должно им в этом помочь.

По причине возникновения  проблемы выделяются две основные категории:

1. Ветхое и аварийное жилье. В рамках разрешения этого вопроса действуют федеральная российская и региональная республиканская программы «Ликвидации ветхого и аварийного жилья». Крайне интересен опыт Татарстана, когда с 1995 по 2004 годы в республике действовала программа Президента Татарстана. В ее рамках было построено и сдано для переселения татарстанцев из ветхих и аварийных домов около 50000 квартир. Следует отметить, что граждане, благодаря этому проекту имели возможность переехать из старых домов в новые, причем без всяких дополнительных затрат и выплат. Учитывались и нормативы по площади, которую имели право получить граждане, разумеется, если все они были прописаны в старой квартире.

2. Нехватка жилой площади,  приходящейся на одного человека. Практически все граждане России, так или иначе, где-то прописаны. Однако многие семьи живут в квартирах, площадь которых меньше положенной по социальным нормативам (18 кв. м на человека). Также люди проживают в общежитиях, снимают жилье. Особенно остро данная проблема встает перед молодыми семьями. Все эти категории нуждаются в улучшении жилищных условий.

По составу население  можно разделить на следующие  социальные группы:

1) ветераны и инвалиды

2) военные 

3) вынужденные переселенцы

4) участники ликвидации  радиационных аварий и катастроф

5) молодые семьи

6) категории, нуждающиеся  в неотложной помощи

7) работники бюджетных  организаций 

8) работники предприятий,  участвующих в программе социальной  ипотеки

Данная классификация  по категориям, которую мы приводим, характерна лишь для Татарстана, так как именно у нас в республике действует программа социальной ипотеки.

В своей работе мы будем  рассматривать решение жилищной проблемы с помощью республиканской  программы, а она не предусматривает  разрешения такого вопроса, как ликвидация ветхого и аварийного жилья.

Таким образом, в нашем  случае объект управления – это категории граждан, испытывающие нехватку жилой площади, приходящейся на одного человека. Сюда входят молодые семьи, категории, нуждающиеся в неотложной помощи, работники бюджетных организаций и работники предприятий, участвующих в программе социальной ипотеки.

1.2 Предполагаемые  и реальные интересы, потребности,  проблемы

По данным социологических  опросов жилищная проблема стоит  перед 61% семей. Для удовлетворения общей потребности населения в жилье жилищный фонд необходимо увеличить на 46,1%. Ограниченный платежеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен.

Фонд «Общественное мнение»  выяснил, что понимают жители России под «доступным жильем» и их мнение по этому поводу.

Результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» показали, что о существовании национального  проекта «Доступное жилье» знают  лишь 29% россиян.

Четверть населения  страны вообще ничего не знают об этом проекте, 45% опрошенных заявили, что  владеют лишь приблизительной информацией («что-то слышали»).

При этом среди респондентов с высшим образованием о проекте  знают 46%, среди лиц с относительно высоким доходом - 37%, среди молодежи - 34%.

32% аудитории понимают  под словосочетанием «доступное  жилье» «дешевое», «небольшое  по цене» жилье, «доступное  всем обычным людям». 13% связали  доступность жилья с ипотекой, определив доступное жилье как «жилье, которое возможно купить хотя бы в рассрочку». 12% опрошенных назвали доступным жилье, «на покупку которого есть деньги».

У 9% опрошенных респондентов слова «доступное жилье» ассоциируются  в первую очередь, с бесплатным жильем, полученным от государства или предприятия.  7% определили его как «доступное для людей с маленькими и средними доходами». 2% уверены, что доступным является жилье, «приобретенное у государства на льготных условиях». Еще 2% респондентов заявили, что это жилье, «какое было раньше» в соответствии с «коммунистическими или социалистическими принципами». И, наконец, 1% придерживается мнения, что «доступное жилье» это такое жилье, дающее возможность «жить в нормальных условиях».

41% опрошенных россиян  признались, что доступного в их понимании жилья сегодня не строится вообще, 39% считают, что оно строится, но «его слишком мало», 6% полагают, что доступного жилья строится много.

Для решения проблемы доступного жилья 18% предлагают повышать зарплаты, 17% - больше строить, 12% высказались за снижение цен на продаваемое жилье, 8% считают, что помогут более доступные кредиты, 4% высказались за изменение жилищной политики государства.

В целом, половина респондентов (51%) имеют необходимость в приобретении жилья - квартиры или дома - для себя или своих родственников; 47% опрошенных заявили, что такой необходимости у них нет.

Доля нуждающихся в  улучшении жилищных условий среди  респондентов в возрасте от 18 до 35 лет - 63% , среди опрошенных с относительно высокими доходами - 62%, среди лиц с высшим образованием - 57%.

Данные показывают, что  более ресурсные респонденты - с  образованием, доходами, в активном трудоспособном возрасте - чаще других задумываются об улучшении жилищных условий и, очевидно, более внимательно  отслеживают и появляющиеся возможности, и в целом ситуацию в этой сфере.

 Теперь необходимо  рассмотреть, что собирается делать  государство для решения жилищных  вопросов. Сами собой эти проблемы  не решатся. Для обеспечения  достойной жизни граждан от  государства необходимы колоссальные усилия и средства. Необходимо увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.

Национальный проект призван создать условия для  решения всех этих проблем. Однако это  не значит, что государство будет  самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и  регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.

Приоритетный национальный проект  «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на первом этапе реализации (2006–2007гг.) включает четыре направления  «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Основные мероприятия  по направлению «Повышение доступности жилья»:

1. Предоставление субсидий  молодым семьям на приобретение  жилья или оплату первоначального  взноса при получении ипотечного  кредита на приобретение жилья  или строительство индивидуального  жилья в размере 10% от средней  стоимости стандартного жилья за счет федерального бюджета и не менее 25% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, имеющих одного и более ребенка в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Дополнительно, субъекты, участвующие в подпрограмме, предоставляют участникам подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита (займа) или компенсацию затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (в 2006 году на это предусмотрено 2,1 млрд. рублей). 

2. Развитие системы  страхования ипотечных жилищных  кредитов с целью снижения первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов.

Вот каким образом  разъясняется термин «повышение доступности  жилья». По российской программе приоритетного  национального проекта снижение стоимости жилья не предусматривается, хотя темпы строительства новых домов должны увеличиться.

Если же брать программу  социальной ипотеки в Татарстане, то здесь повышение доступности  выглядит более реально. Так квартира площадью 43 квадратных метра, в которой  будет проживать семья из 2 человек, при первоначальном взносе в 200.000 рублей с рассрочкой на 10 лет обойдется по 6100 рублей в месяц, на 20 лет – 3500 рублей. Вполне приемлемые выплаты, учитывая среднюю зарплату в республике – около 11.0000 рублей. Кроме этого молодым семьям, участвующим отдельно от других категорий в этом проекте предусмотрена субсидия размером в 200.000 рублей. Для всех участников программы при рождении каждого ребенка списывается 200.000 от оставшихся выплат. У социальной программы, пожалуй, всего лишь один, но самый большой минус – как выиграть конкурс на квартиру.

Порядок розыгрыша квартир  таков, что реальные шансы на получение  жилья имеют лишь те, кто вложил больше денег и сделал это уже  давно. 1.000 руб. в день дает 1 балл. У  кого больше баллов тот и выиграл. Таким образом, для выигрыша однокомнатной квартиры необходимо хотя бы 300.000 первоначального взноса рублей, которые будут лежать на счету 1-2 года.

Второй способ получить квартиру – это по очереди. Тут  решающую роль сыграло то, когда  человек вступил в данную программу. На данный момент шансы имеют граждане, зарегистрировавшиеся приблизительно в начале-середине 2006 года.

Обобщая можно сказать, что социальная ипотека, действующая  в Татарстане это все же более  реальный пример повышения доступности  жилья, чем скажем стимулирование ипотечного кредитования и прочие косвенные меры по решению жилищной проблемы. Благодаря этому проекту, безусловно, расширился круг граждан, способных приобрести квартиру. Особенно это касается категорий, относящихся к объекту управления, так как именно эти социальные группы нуждаются в помощи со стороны государства. И хотя выигрыш своего жилья достаточно проблематичен, тем не менее, это несомненный шаг вперед по решению квартирного вопроса. 

1.3 Способность  к самоорганизации

Несколько лет назад одним из возможных выходов из сложившейся проблемной ситуации стало долевое строительство. Однако некоторые объединения дольщиков, вложившие свои средства в строительство домов, были обмануты недобросовестными застройщиками, образовавшими, по сути, финансовую пирамиду. Таким образом, данная самоорганизация населения, без должного контроля над застройщиками со стороны государства привела к печальным последствиям.

Информация о работе Социология управления