Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 21:50, реферат
Цель курсового работы – изучение взаимодействия объекта и субъекта управление на примере программы социальной ипотеки. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить объект управления
2) описать субъект управления
3) проанализировать практическую реализацию программы и ее эффективность
Введение …………………………………………………………………..3
1. Объект управления …………………………………………………….4
1.1 Общая характеристика ……………………………………………….4
1.2 Предполагаемые и реальные интересы, потребности, проблемы ....6
1.3 Способность к самоорганизации ……………………………………10
2. Субъект управления …………………………………………………...13
3. Практическая реализация программы и ее эффективность ………...23
3.1 Формы и методы работы с населением ……………………………..23
3.2 Контрольные механизмы …………………………………………….24
3.3 Эффективность деятельности органов государственной власти ….25
Заключение ……………………………………………………………….28
Помимо долевых фондов
стали создаваться жилищные строительные
кооперативы. Они являются некоммерческими организациями в форме
специализированного потребительского
жилищно-строительного кооператива, организованные
как добровольное объединение физических
и юридических лиц на основе членства
в целях удовлетворения потребностей
членов ЖСК в объектах недвижимости. Это
достигается путем объединения членами
ЖСК имущественных паевых взносов для
строительства, инвестирования в строительство,
приобретение на первичном и вторичном
рынках объектов недвижимого имущества,
а также для последующей эксплуатации
и управления приобретенной недвижимостью.
Жилищные строительные кооперативы
— это простой и надежный способ покупки
квартиры в кредит с затратами значительно
меньше, чем при ипотеке. Заселение при
внесении всего 40% от стоимости квартиры.
ЖСК работает со всем рынком жилья и охватывает
не только новостройки, но и вторичное
жилье.
В Татарстане действует программа социальной ипотеки, которая, по сути, объединяет как самоорганизацию населения, так и усилия государства по решению жилищной проблемы.
Создан кооператив «Строим будущее», благодаря которому, через программу ипотеки предоставляются новые квартиры. И если по банковским ипотечным программам кредит предоставляется под 12% годовых и выше (причем в качестве залога зачастую выступает имеющаяся в собственности недвижимость), то в республике под 7 % годовых.
Также в ближайшее время в Жилищном кодексе может появиться отдельная глава, посвящённая малоэтажному строительству. Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территорий» уже внесён в Государственную думу. С его помощью власти надеются решить проблему нехватки жилья для малообеспеченных граждан. По словам Дмитрия Медведева, внесённый депутатами законопроект должен урегулировать особенности отношений, возникающих при осуществлении объединениями граждан комплексного малоэтажного жилищного строительства. В целях стимулирования малоэтажного жилищного строительства предлагается на комплексной основе регламентировать отношения, возникающие как при осуществлении объединениями граждан малоэтажной жилищной застройки территорий, так и по управлению такими территориями. В частности, предполагается определить дополнительные организационно-правовые формы некоммерческих объединений граждан, участвующих в малоэтажном строительстве, а также правовые, экономические и организационные основы деятельности таких объединений. Кроме того, определяются формы содействия органов государственной власти и местного самоуправления инициативам граждан по малоэтажному строительству, а также особенности создания жилищных некоммерческих объединений граждан с помощью органов государственной власти и местного самоуправления. В законопроекте предусмотрены гарантии защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилье в малоэтажной жилищной застройке, правовой режим общего имущества собственников земельных участков, а также способов управления территорией малоэтажной жилищной застройки.
«Мы хотим полностью раскрепостить инициативу граждан, желающих совместными усилиями решить свои жилищные проблемы, а также обеспечить им всемерную поддержку государственных и местных властей», - подчеркнул Д. Медведев, комментируя документ.
Таким образом, только объединенные совместные усилия населения и государства способны эффективно решить сложившуюся жилищную проблему.
2. СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Основными субъектами управления в вопросе решения проблемы нехватки жилья являются органы исполнительной власти, как федерального, так и регионального уровней, включая муниципалитеты.
Во главе данной структуры органов государственной власти стоит Президент РФ. Он как первое лицо государства определяет внутреннюю политику страны, выделяя приоритетные направления развития. По его поручению и были разработаны в 2006 году приоритетные национальные проекты, в число которых входит и «Доступное жилье».
После разработки программы «Жилище», ответственность за ее реализацию легла на главный орган исполнительной власти – Правительство РФ. Главным по приоритетным национальным проектам является первый вице-премьер. До недавнего времени этот пост возглавлял Д.А. Медведев. В составе Правительства можно выделить следующие министерства и агентства, в должностные обязанности которых входит решение жилищной проблемы:
- Федеральное агентство по строительству и ЖКХ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Основными функциями Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству являются:
а) оказание неопределенному кругу
лиц имеющих исключительную общественную
значимость услуг в сфере строительства
и жилищно-коммунального
б) функции государственного заказчика федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;
в) организация и проведение конкурсов, связанных со строительством объектов для государственных нужд, по которым Агентство является государственным заказчиком;
- Федеральное агентство по образованию. Одним из принятых нормативных актов является приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2975 "О Правилах предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка". Таким образом, агентство, совместно с Государственным комитетом по делам молодежи регулирует вопрос, касающихся обеспечения жильем молодых семей и получения ими субсидий.
- Министерство регионального
- Госстрой РФ. В его полномочия
входит определение рыночной
стоимости 1 кв. метра общей площади
жилья, а также другие вопросы,
Все перечисленные – это основные ведомства, в полномочиях которых является реализация проекта «Доступное жилье».
Так как нашим объектом является население республики, попадающее под действие программы социальной ипотеки, то региональные власти мы рассмотрим на примере Татарстана.
Здесь, также как и на федеральном уровне, но даже еще в большей степени главенствующую роль играет Президент РТ. Именно благодаря ему в республике действовала программа ликвидации ветхого жилья, на смену которой и пришла социальная ипотека. Под давлением со стороны М.Ш. Шаймиева и Правительства РТ удалость достичь договоренности с предприятиями, работающими на территории республики. В результате которой, последние, ежегодно перечисляют 1% своей прибыли на строительство доступного жилья.
Исполнительным органом
Также стоит отметить и законодательные
органы – Государственная Дума,
Совет Федерации и
В конце данной главы мы разобрали на практике деятельность Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, как органа, непосредственно аккумулирующего финансовые ресурсы и занимающего самое нижнее положение в структуре управления органов государственной власти и непосредственно взаимодействующего с объектом управления.
В основном задача субъекта управления является законодательное регулирование квартирного вопроса и привлечение финансовых ресурсов. Информационные ресурсы представлены сайтами www.gilfond.ru, www.kooperativrt.ru и другими. На них представлены как описание самого национального проекта (цели, задачи, методы достижения, ожидаемые результаты), так и различных организаций (ГосЖилищный фонд РТ, кооператив «Строим будущее»). На сервере социальной ипотеки можно посмотреть как законодательную базу, так и для участников программы – посмотреть личный рейтинг или скачать протокол участия в конкурсе. Очень полезен в этом плане форум сайта (www.kooperativrt.forum.ru). На нем можно задать любой интересующий вопрос, а модераторы ответят. Очень часто люди обмениваются мнениями, обсуждают вводимые в строй дома и делятся своими проблемами, связанными с социальной ипотекой.
Система коммуникаций имеет четкую вертикальную направленность, как было рассмотрено на примере структуры управления органов государственной власти (от Президента РФ – к ГосЖилищному фонду РТ). Горизонтальные коммуникации возникают при взаимодействии между собой различных ведомств, для решения квартирного вопроса.
Социальное партнерство возможно с рядом организаций, способствующих решению жилищных проблем:
государственные комитеты по делам молодежи; главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора; комитеты по жилищным вопросам администрации; потребительский ипотечный кооператив «Строим будущее»; ипотечные центры, холдинги инвестиционных компаний; «Агентства ипотечного кредитования»; ОАО «Промышленно-строительный банк»; общественной организации содействия МЖК и молодежного жилищного строительства Республики Татарстан.
Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (НО ГЖФ РТ)
Основана как Государственный в
Программа ликвидации ветхого жилья, принятая в октябре 1995 года Указом Президента Татарстана «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья», стала первой республиканской программой, выполнение которой было возложено на Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте РТ. Для ее реализации фондом совместно с администрациями городов и районов были составлены списки ветхих домов, определены состав проживающих в них семей и объемы строительства жилья для переселения семей из ветхих домов, подготовлены предложения по освоению новых территорий для строительства жилых домов, инженерных коммуникаций и объектов соцкультбыта. Приняты законодательные правовые акты Республики Татарстан.
Впервые в качестве основного источника финансирования государственной программы были привлечены внебюджетные средства. За период действия программы фонд как заказчик-застройщик смог привлечь к инвестиционной деятельности практически все предприятия строительного комплекса Республики Татарстан, на его объектах были задействованы 10 проектных организаций и около 150 подрядных организаций.
За 1996-2004 годы фондом привлечено на цели строительства жилья, объектов и других мероприятий 20 321 млн. рублей, что в расчете на одного жителя республики в действующих ценах составило 1 000 рублей в год. Всего было построено 1 763 жилых дома на 52 835 квартир общей площадью 2 905,9 тыс. кв. м. Гражданам из ветхого жилья бесплатно предоставлено 48 576 квартир общей площадью 2 671,7 тыс. кв. м. Кроме того, осуществлялось развитие инженерно-коммуникационных сооружений, строились объекты социальной и культурно-бытовой сферы. Введены 7 школ на 7686 учебных мест, 9 детских садов на 2 580 мест, 50 объектов соцкультбыта (поликлиники, детские молочные кухни, магазины, комбинаты бытового обслуживания и т.д.). Высвобождено 1100 га земель в городах республики. На финансирование строительства инженерных объектов и сетей направлено 1 269,8 млн. рублей.