Содержание понятия имидж. Типология имиджей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы можно определить как всесторонний теоретический анализ понятия имиджа и анализ его типологии. Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
Дать общую характеристику имиджа.
Представить классификацию имиджей.
Рассмотреть психологическую и социальную основу имиджа.
Рассмотреть процесс формирования имиджа.
Выделить и рассмотреть типологию имиджей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА 6
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМИДЖА. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖА 6
1.2. ФУНКЦИИ ИМИДЖА 10
1.3. ЦЕЛИ ИМИДЖА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИМИДЖА 14
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ИМИДЖА 17
2.1. ИМИДЖ КАК ИНФОРМАЦИЯ О СЕБЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА 17
2.2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА 20
2.3. ИМИДЖ И ЛИЧНОСТЬ 24
3. ТИПОЛОГИЯ ИМИДЖЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 28
3.1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ТИПОЛОГИИ ИМИДЖЕЙ 28
3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИМИДЖА 29
3.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИМИДЖА, РОЛИ, МИССИИ И СТИЛЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Управление общественными отношениями. Тема С.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. Самоактуализирующиеся личности более полно воспринимают реальности. Они непосредственны и не нуждаются в имидже, поскольку обладают силой и уверены в себе. Победители по природе, они умеют ценить и любить людей и если обсуждают, то конкретные задачи, идеи и дела, не переходя на личности14.

Имидж опирается на стержневую сущность личности. Способствуя открытию себя для людей, он является важнейшим  механизмом самореализации в обществе. Таким образом, мы переходим к социальным аспектам имиджа.

 

 

2.2. Социальные аспекты имиджа

 

В настоящее время  общество стало апеллировать к имиджам как к естественной и удобной для манипуляции матрице, символу социальной покорности человека. Позже возникла особая социальная подсистема престижности, истеблишмента, которая фильтрует имиджи людей, пропагандируя как достойные зависти и подражания лишь социально не опасные для нее.

Имидж притягателен для  огромного количества людей в  силу такого разворачивания своей сущности в социально-психологическом континууме, которое вызывает у людей чувство успешной адаптации, достигнутой цели, избавления от тревоги.

Цель в деятельности выполнят две функции: задает содержание и форму того, что надо получить. Она может быть целью-результатом, целью – уровнем достижений (в плане количественной оценки), целью-образом и целью-заданием (по способу регуляции активности).

Формирование имиджа есть система социального программирования поведения (ориентации) людей посредством  ментальных стереотипов и символов группового поведения.

В практике имиджмейкеры делают акцент на построение коммуникаций, и имидж ими рассматривается  как организация коммуникативного пространства для воспроизводства  желаемых впечатлений, шифруемых в  образах и символах. Последние есть знаковые характеристики, где присутствуют содержание и форма. Причем имидж является наиболее эффективной подачей формы. Имидж – это то, что мы решили показать.

Имидж – это система  социального программирования с  необходимым эффектом, искусство  политического проектирования, прием  вхождения людей в систему  социальных отношений. Он позволяет  передать информацию о себе, о своих  истинных глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах и деяниях.

Имидж – это обобщенная сущность «Я», образ, который складывается в сознании собеседника при взаимодействии с другими. Он рождается из столкновения мира психики, обращенного вовне, и  мира социума. Имидж должен носить личностный характер, за который может зацепиться индивидуальное сознание.

Имидж как форма общения  предполагает самоподачу (уничижительная, уверенная, превосходства) и коммуникативные  умения, ситуационно и адекватно  используемые. К числу последних  мы относим самопрезентационные, социально-перцептивные, экспрессивно-импритинговые. Ритуальный, или социально-ролевой, уровень общения требует выполнения человеком ожидаемой от него роли, демонстрации знания норм социальной среды15.

Деловой, или манипулятивный, уровень предполагает маркировку себя в социально-экономическом пространстве и умение воздействовать в достижении собственных целей.

Интимно-личностный уровень  общения предполагает личностное предъявление своей сущности.

Имидж как единица  общения с массовым социальным сознанием

Имидж – это единица  общения с массовым социальным сознанием, способ донесения информации до человека для достижения целей коммуникатора. Канал информации избирается наиболее подходящий для передачи значимой имиджевой  информации и предполагает наибольший охват территории.

Массовое сознание нуждается  в эмоциональной коммуникации, на него мало действует рациональное. Эмоции лучше запоминаются, лучше  воспринимаются – именно их и нужно  использовать для воздействия на широкую аудиторию. Составляющие имиджа – улыбка, интонации, взгляд, самоподача, организация внешнего пространства, направленность внимания, внутреннего и внешнего, своеобразная лексика. Общие механизмы мотивации – опредмечивание желания обладать чем-то, что по групповым нормам престижно и обещает групповую защиту, что утвердилось как групповая ценность на уровне символа.

Управление имиджем  – это отражение события в  свете улучшения имиджа, интенсивное  владение информацией с прогнозируемой реакцией на нее. Чтобы привлечь внимание к образу, нужно показать его с новой, никогда не виданной стороны, убедить аудиторию, удержать интерес публики. При этом из всех характеристик выбираются те, которые лучше всего будут воздействовать на население в целом и на отдельные целевые группы. Реальные характеристики выдвигаются на более значимые позиции, образ обогащается теми качествами, которые важны для аудитории.

Существует несколько  методологических подходов к изучению имиджа: семиотический (К.Г. Юнг, Ч.С. Пирс, Ж. Пиаже, Дж. Брунер), интеракционистский (Дж. Г. Мид, Дж. Морено, Т. Шибутани), социального влияния (Ф. Зимбардо), имидж как способ преодоления когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, Т. Ньюком), как способ социального познания (Г.М. Андреева)16.

С точки зрения семиотики, науки о знаках, имидж рассматривается как знаковая структура, «нечто большее меня самого», которая имеет прямое отношение к человеческим ценностям и аттитюдам. Символизм многовариантен. Э. Сепир выделяет два принципиально различных типа символов: референциальная символика – экономные средства обозначения и конденсационная символика – чрезвычайно сжатая форма заместительного поведения или выражения чего-нибудь, которая позволяет полностью снять эмоциональное напряжение в сознательной или бессознательной форме. Использование символов, значимых для аудитории, с сохранением их семантики дает направление для домысливания. Здесь важна психосемиотическая компетентность, рефлексия семиотических компонентов собственной экспрессии (взгляд на себя со стороны – рефлексия первого порядка, взгляд на себя глазами другого – рефлексия второго порядка), коррекция внешних технологий самоподачи, адекватная интерпретация знаков общения.

Имидж в контексте  символического интеракционизма рассматривается  как формирование «Я»-образа, связанного с «Я»-концепцией (У. Джемс, К. Роджерс, Р. Бернс), механизм, интегрирующий поведение через выбор направления активности. Особенно интенсивно формирование «Я» -образа протекает в ситуациях, когда люди зависимы друг от друга17.

В концепции символического интеракционизма «Я»-концепция есть воспринятый и усвоенный индивидом обобщенный образ его самого в восприятии социальной группы. Чтобы познать себя, составить представление о себе, человек должен объективизировать себя вовне, выразить свои субъективные состояния в символах, доступных «прочтению» других людей.

Сфера собственных актуальных состояний может быть символически представлена в вещах, жестах. «Я»-концепция  включает три модальности самоустановок: реальное «Я»-восприятие своих актуальных способностей, ролей, актуального статуса; зеркальное «Я»-представление о том, как тебя видят другие; идеальное «Я»-представление о том, каким бы индивид хотел стать. Расхождение «Я»-концепции, идеального «Я» и непосредственного опыта становится источником личностной дисгармонии (искажения и отрицания). «Я» - образ выступает как представление о себе (когнитивная составляющая «Я»-концепции; самооценка – аффективная оценка этого представления, потенциальная поведенческая реакция).

В основе нашего подхода  к формированию имиджа лежат выявление зоны ближайшего развития, определение «образа на вырост» (Л.Д. Выготский), концепция активности личности через механизмы уподобления, селективности информации (А.Н. Леонтьев), проявление «субъектности» на основе преломления внешнего через внутреннее (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, имидж  может рассматриваться как знаково-образно-символическая  структура, как система социальных интеракций и образа для других, «Я»-реального (как есть), «Я»-идеального (как хотелось бы) и «Я»-зеркального (у других), производная когнитивного диссонанса, механизм социального влияния, а также роста и самосовершенствования18.

 

2.3. Имидж и личность

 

Новый имидж и личностный рост взаимосвязаны. Личность – это  наличие собственного лица со всеми  вытекающими отсюда последствиями. В их числе исключительная продуктивность, феерическая способность к созиданию, конструктивная активность и рафинированная самостоятельность как опора только на собственные силы. Кроме всего прочего, это сумма индивидуальных характеристик человека, делающих его неповторимым.

Каждая сколько-нибудь выдающаяся личность имеет свой более  или менее ярко выраженный эмоциональный  строй и стиль, свою основную палитру  чувств. «Личностью в специфическом  смысле этого слова, – отмечает С.Л. Рубинштейн, – является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо19.

Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое  он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мысли, небанальность чувства, силу воли, какую-то собранность и внутреннюю страстность». При этом, отмечает ученый, «во всякой сколько-нибудь значительной личности всегда есть какой-то отлет от действительности, но такой, который ведет к более глубокому проникновению в нее».

К человеку, в котором  чувствуется личность, «редко относятся  безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья, внутренне в нем всегда есть что-то активное, наступательно-утверждающее».

Высокоразвитые личности характеризуются способностью к  многоступенчатой рефлексии, опережающему прогнозированию событий собственной жизни и окружающей социальной реальности. «Чем лучше развита у человека способность предвосхищающего, опережающего переживания… тем более ответственно он может делать свои жизненные выборы». Яркую личность характеризует и способность жертвовать, которая, по мнению Ф.Е. Василюка, «на глубинных экзистенциональных уровнях связана с даром свободы и творчества личности… Не случайно даже в шахматах умение жертвовать сопряжено с ярким творческим стилем игры».

Важнейшим регулятором поведения личности является представление о себе, самопринятие и самооценка. Высокая самооценка отождествляется с чувством собственного достоинства и является фактором адаптации. Когда мы верим в свои позитивные возможности, мы менее уязвимы для депрессий и увеличиваем свои шансы на успех20.

Личность и творчество знаменуют собой появление принципиально  нового, не существующего в природе  явления. Креативность состоит в  усилении интеллектуальных возможностей, преодолении комплекса неполноценности и других психологических барьеров и достижении уверенности в себе. Общепринятыми критериями креативности являются новизна, эффективность и аутентичность реакции, которые понимаются как ее соответствие потребностям, ценностям и интересам субъекта.

Творческие личности чужды конформизму, верят в свои силы и имеют независимое мышление. Им свойственна любознательность, эклектичность, способность объединять данные из различных областей знаний. Их характеризует открытость ума, готовность поверить своим и чужим фантазиям, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям (конструктивная активность в них), развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Особенности «Я»-концепции творческих личностей характеризуются уверенностью в своих способностях и силой характера, смешанностью в поведении черт женственности и мужественности.

Став личностью, вы можете стать всем, кем хотите быть, и  сделать то, что желаете. Другое дело, что ключом, дающим неограниченный доступ к энергетическим ресурсам, обеспечивающим фантастическую способность к осуществлению и самоосуществлению идей, проектов и себя самого, овладеть очень непросто. Подлинная жизнь личности совершается «в точке несовпадения человека с самим собой», и личность начинается с неограниченного выхода за пределы наличного, за пределы приспособления. Она рождается в муках преодоления, в осуществлении невозможного, в надситуативной активности, в борьбе за самого себя.

Личность становится хозяином не только своей жизни, она  способна к адекватному и эффективному управлению окружающей социальной реальностью, что, собственно, и является задачей имиджа. Поскольку впечатление у значительного числа людей может быть материальной силой, сверхзадача любого имиджа – это желание личного успеха. Существует несколько механизмов личностного роста: выявление потребностей, осознание препятствий, новая роль, преодоление. Грамотное проектирование имиджа позволяет задействовать каждый из них, обеспечивая тем самым выход на качественно новый уровень развития21.

 

  1. Типология имиджей: теоретический анализ

 

3.1. Анализ подходов к типологии имиджей

 

Имидж не бывает изолированным. Сложившееся мнение будет определять готовность действовать определенным образом в отношении носителя имиджа. Использование одного-единственного  имиджа невозможно. У женщин имиджей много больше, чем у мужчин.

Имидж создается преднамеренными  и непреднамеренными действиями субъекта, причем люди больше доверяют информации, которую несут непреднамеренные действия. К тому же люди могут воспринимать имиджеформирующую информацию как сознательно, так и бессознательно («миром чувств»). Большинство людей больше доверяют своим чувствам, чем аналитике. Чувства не всегда осознаются, но все поступки людей будут выстраиваться в точном соответствии с ними. Бессознательно осуществляется 80 % нашего поведения и деятельности. На сознательное управление индивид переходит, когда ситуация нестандартная и следует рационально рассчитывать каждый шаг22.

В настоящее время  имеется несколько типологий имиджа. По социальной роли выделяются деловой, рассчитанный на людей, облеченных властью, и имидж для знакомств. По мотивации создания имиджа классификация строится на основе человеческих потребностей (Дж. Роттер): признания (потребность чувствовать себя компетентным); защиты (потребность в том, чтобы кто-то оградил от неприятностей и помог достичь значимых целей); доминирования (потребность влиять на других людей); независимости (потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без посторонней помощи); любви и привязанности (потребность, чтобы вас понимали и любили); физического комфорта (потребность в физической безопасности, хорошем здоровье и отсутствии боли). По мере копирования другого выделяют органический имидж (самопостроение), результирующий (копирование образца), наведенный (промежуточный к поиску себя).

Информация о работе Содержание понятия имидж. Типология имиджей