Содержание понятия имидж. Типология имиджей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы можно определить как всесторонний теоретический анализ понятия имиджа и анализ его типологии. Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
Дать общую характеристику имиджа.
Представить классификацию имиджей.
Рассмотреть психологическую и социальную основу имиджа.
Рассмотреть процесс формирования имиджа.
Выделить и рассмотреть типологию имиджей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА 6
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМИДЖА. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖА 6
1.2. ФУНКЦИИ ИМИДЖА 10
1.3. ЦЕЛИ ИМИДЖА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИМИДЖА 14
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ИМИДЖА 17
2.1. ИМИДЖ КАК ИНФОРМАЦИЯ О СЕБЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА 17
2.2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА 20
2.3. ИМИДЖ И ЛИЧНОСТЬ 24
3. ТИПОЛОГИЯ ИМИДЖЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 28
3.1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ТИПОЛОГИИ ИМИДЖЕЙ 28
3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИМИДЖА 29
3.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИМИДЖА, РОЛИ, МИССИИ И СТИЛЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Управление общественными отношениями. Тема С.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Внутренние составляющие имиджа – это менталитет и профессиональный интерес, внешние – одежда, прическа, мимика, позы, жесты. Существует также  процессуальная сторона имиджа: общение, самоподача, индивидуальный стиль деятельности, особенности маркировки социальной среды и стиль жизни. Эстетическая сторона определяется гармонией человека, внутренней и внешней, социальным и личностным обаянием, сексуальной привлекательностью. Сексуальность следует понимать как эстетику и гармонию выражения телесного «Я», энергетический и творческий потенциал и всячески совершенствовать ее23.

 

3.2. Характеристика  различных типов имиджа

 

Целесообразно разделять  имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.

И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности.

Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического  выражения и поведения, а субъектом  являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.

Исследователи предлагают три возможных подхода к классификации  имиджа: функциональный, при котором  выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся  в разных контекстах реализации; сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи.

Ф. Джевкинз, сторонник  функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа24:

1. Зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе.

2. Текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.

3. Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.

4. Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.

5. Множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.

Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.

Английская исследовательница  Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.

Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.

Закрытый имидж тоже можно отнести к списку возможных имиджей. Он был характерен для многих советских руководителей. Каждый человек мог вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя убедительными – как «черная дыра» он готов был принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьёзнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя25.

В зависимости от сфер деятельности, от различного социального  контекста, в котором формируется  имидж, можно выделить имидж в  политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.

Таким образом, формирование имиджа может и должно быть включено в систему рационального социального  управления, так как здесь скрывается широкий пласт еще неиспользованных управленческих резервов. Не все практические работники, руководители осознали значение имиджа в деле презентации себя, своих фирм и организаций контрагентам и общественности, многие продолжают действовать по известному рекламному слогану: «Имидж – ничто, жажда – все!». И проигрывают в конкурентной борьбе26.

 

3.3. Взаимосвязь имиджа, роли, миссии и стиля

 

Роль – это одобряемый способ ожидаемого поведения, предписанный данному статусу. Типаж – каркас, одномерный человек, человек-функция.

Дифференциация по рангу  – позиция. Положение в иерархии – статус. Уважение (ценность) статуса, сложившееся в общественном мнении, образует ранг статуса – престиж. Имидж – это визуально выразительная роль человека, подчеркивающая функциональные предписания, своего рода художественная иллюстрация роли. Наполнение образа деталями составляет непосредственную работу над имиджем.

Миссия имеет смыслообразующий и ценностно-эмоциональный аспекты  развития способностей (во имя чего?) и выходит на предназначение. Легенда  формируется из миссии, целей и собственно деятельности.

Стиль – манера, способ изложения, общий тон или колорит  художественного произведения. Стиль  – это когда ты никуда не заглядываешь, кроме как в себя, это «огранка правды». Творческий стиль невозможно придумать – он возникает нечаянно целесообразно. Вызов обществу: иметь свой стиль и достоинство без денег, общественного положения и соответствующего образования. Стилеобразующие элементы имиджа задают параметры индивидуальности.

Стиль может быть частью имиджа как стилевое решение образа, имидж частью стиля быть не может. Стиль имеет большее отношение к психофизиологической природе индивида, оформлению его биологической сущности, включая динамические характеристики личности. Имидж выражает социально-психологические устремления человека, желаемые перспективы развития, потребности самореализации и самоактуализации.

Имидж может формироваться  на основе данных внешности человека и его психологических характеристик  как по первому впечатлению, так  и в процессе взаимодействия. Он отличается от стиля тем, что действует в строго определенном месте и времени, в то время как первый распространятся на века и пространства. Общепризнанная классификация стилей – классика, реализм, модерн, неоклассицизм, авангард. В одежде это спортивный, техно, минимализм, натуральный, кантри, экзотический, деловой, романтический, драматический и классика. По степени интенсивности самореализации выделены деятельностный, созерцательный и индифферентный стили. По степени креативности – традиционный, репродуктивно-подражательный, престижно-демонстративный и индивидуально-творческий.

 

 

 

 

Заключение

 

 

В заключение представим основные выводы по проделанной работе:

  1. Имидж - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
  2. Большое влияние на формирование сознания оказывает культура – сложная совокупность символов, обладающих общими значениями для всех членов общества.
  3. Выделяются ценностные и технологические функции менеджмента. К ценностным функциям имиджа относятся:
  • Личностно возвышающая.
  • Комфортизация межличностных отношений.
  • Психотерапевтическая.

К технологическим функциям имиджа относятся функции:

  • Межличностной адаптации.
  • Высвечивания лучших личностно-деловых качеств.
  • Затенения негативных личностных характеристик.
  • Организация внимания и т.д.

 В настоящее время имеется несколько классификаций имиджа. По социальной роли выделяются деловой, рассчитанный на людей, облеченных властью, и имидж для знакомств. По мотивации создания имиджа классификация строится на основе человеческих потребностей (Дж. Роттер): признания (потребность чувствовать себя компетентным); защиты (потребность в том, чтобы кто-то оградил от неприятностей и помог достичь значимых целей); доминирования (потребность влиять на других людей); независимости (потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без посторонней помощи); любви и привязанности (потребность, чтобы вас понимали и любили); физического комфорта (потребность в физической безопасности, хорошем здоровье и отсутствии боли). По мере копирования другого выделяют органический имидж (самопостроение), результирующий (копирование образца), наведенный (промежуточный к поиску себя).

Такое многообразие подходов к классификации имиджа подчеркивают многомерность и широту данного понятия.

Имидж опирается на стержневую сущность личности. Способствуя открытию себя для людей, он является важнейшим  механизмом самореализации в обществе, таким образом, понятие имиджа включает в себя как психологические характеристики личности, так и социальные характеристики общества в целом.

В настоящее время  имеется несколько типологий имиджа. По социальной роли выделяются деловой, рассчитанный на людей, облеченных властью, и имидж для знакомств. По мотивации создания имиджа классификация строится на основе человеческих потребностей (Дж. Роттер): признания (потребность чувствовать себя компетентным); защиты (потребность в том, чтобы кто-то оградил от неприятностей и помог достичь значимых целей); доминирования (потребность влиять на других людей); независимости (потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без посторонней помощи); любви и привязанности (потребность, чтобы вас понимали и любили); физического комфорта (потребность в физической безопасности, хорошем здоровье и отсутствии боли). По мере копирования другого выделяют органический имидж (самопостроение), результирующий (копирование образца), наведенный (промежуточный к поиску себя).

Необходимо отметить, что данными видами типология имиджей не исчерпывается.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 2002.
  2. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? М., Издательство «ЭКСМО», 2008.
  3. Дэвис Ф. Создай себе имидж. //М.: ООО «Попурри». 2006.
  4. Забазнова Е.М. Влияние Я-концепции на формирование конгруэнтного имиджа личности. Автореф. дис.  ... канд. психол. наук. Краснодар, 2001.
  5. Ковальчук А.С. Основы имижелогии и делового общения. М., Издательство «Феникс». 2007.
  6. Куницына В.Н. Имидж и личность: психологические аспекты взаимосвязи  // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А.А. Крылова. С-Пб, 2005.
  7. Лабунская  В.А.   Экспрессия  человека:   общение  и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
  8. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 2004. № 2.
  9. Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ классик, 2007. 
  10. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. — М.: ОМЕГА-Л, 2008.
  11. Перелыгина Е.Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. М., 2003
  12. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. М., Издательство «Аспект-ПРЕСС2, 2008.
  13. Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  14. Ушакова Н.А. Имиджелогия. Учебное пособие. М., Издательство «Гардарики». 2007.
  15. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 2004.
  16. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.- М.: Народное образование, 2006. с.276.
  17. Щукин А.А. Типология имиджа: подходы. Характеристики.//Социально-гуманитарные науки. 2006. № 5. с. 45-47.

1 Ушакова Н.А. Имиджелогия. Учебное пособие. М., Издательство «Гардарики». 2007. С.12.

2 Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? М., Издательство «ЭКСМО», 2008. С.91.

3 Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? М., Издательство «ЭКСМО», 2008. С.93.

4 Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? М., Издательство «ЭКСМО», 2008. С.95.

5 Ушакова Н.А. Имиджелогия. Учебное пособие. М., Издательство «Гардарики». 2007. С. 37.

Информация о работе Содержание понятия имидж. Типология имиджей