Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель данной работы можно определить как всесторонний теоретический анализ понятия имиджа и анализ его типологии. Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
Дать общую характеристику имиджа.
Представить классификацию имиджей.
Рассмотреть психологическую и социальную основу имиджа.
Рассмотреть процесс формирования имиджа.
Выделить и рассмотреть типологию имиджей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА 6
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМИДЖА. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖА 6
1.2. ФУНКЦИИ ИМИДЖА 10
1.3. ЦЕЛИ ИМИДЖА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИМИДЖА 14
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА ИМИДЖА 17
2.1. ИМИДЖ КАК ИНФОРМАЦИЯ О СЕБЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА 17
2.2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА 20
2.3. ИМИДЖ И ЛИЧНОСТЬ 24
3. ТИПОЛОГИЯ ИМИДЖЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 28
3.1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ТИПОЛОГИИ ИМИДЖЕЙ 28
3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИМИДЖА 29
3.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИМИДЖА, РОЛИ, МИССИИ И СТИЛЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Внутренние составляющие имиджа – это менталитет и профессиональный интерес, внешние – одежда, прическа, мимика, позы, жесты. Существует также процессуальная сторона имиджа: общение, самоподача, индивидуальный стиль деятельности, особенности маркировки социальной среды и стиль жизни. Эстетическая сторона определяется гармонией человека, внутренней и внешней, социальным и личностным обаянием, сексуальной привлекательностью. Сексуальность следует понимать как эстетику и гармонию выражения телесного «Я», энергетический и творческий потенциал и всячески совершенствовать ее23.
3.2. Характеристика различных типов имиджа
Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.
И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности.
Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.
Исследователи предлагают
три возможных подхода к
Ф. Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа24:
1. Зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе.
2. Текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.
3. Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.
4. Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.
5. Множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.
Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.
Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.
Закрытый имидж тоже можно отнести к списку возможных имиджей. Он был характерен для многих советских руководителей. Каждый человек мог вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя убедительными – как «черная дыра» он готов был принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьёзнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя25.
В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.
Таким образом, формирование
имиджа может и должно быть включено
в систему рационального
3.3. Взаимосвязь имиджа, роли, миссии и стиля
Роль – это одобряемый способ ожидаемого поведения, предписанный данному статусу. Типаж – каркас, одномерный человек, человек-функция.
Дифференциация по рангу – позиция. Положение в иерархии – статус. Уважение (ценность) статуса, сложившееся в общественном мнении, образует ранг статуса – престиж. Имидж – это визуально выразительная роль человека, подчеркивающая функциональные предписания, своего рода художественная иллюстрация роли. Наполнение образа деталями составляет непосредственную работу над имиджем.
Миссия имеет смыслообразующий
и ценностно-эмоциональный
Стиль – манера, способ изложения, общий тон или колорит художественного произведения. Стиль – это когда ты никуда не заглядываешь, кроме как в себя, это «огранка правды». Творческий стиль невозможно придумать – он возникает нечаянно целесообразно. Вызов обществу: иметь свой стиль и достоинство без денег, общественного положения и соответствующего образования. Стилеобразующие элементы имиджа задают параметры индивидуальности.
Стиль может быть частью имиджа как стилевое решение образа, имидж частью стиля быть не может. Стиль имеет большее отношение к психофизиологической природе индивида, оформлению его биологической сущности, включая динамические характеристики личности. Имидж выражает социально-психологические устремления человека, желаемые перспективы развития, потребности самореализации и самоактуализации.
Имидж может формироваться
на основе данных внешности человека
и его психологических
В заключение представим основные выводы по проделанной работе:
К технологическим функциям имиджа относятся функции:
В настоящее время имеется несколько классификаций имиджа. По социальной роли выделяются деловой, рассчитанный на людей, облеченных властью, и имидж для знакомств. По мотивации создания имиджа классификация строится на основе человеческих потребностей (Дж. Роттер): признания (потребность чувствовать себя компетентным); защиты (потребность в том, чтобы кто-то оградил от неприятностей и помог достичь значимых целей); доминирования (потребность влиять на других людей); независимости (потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без посторонней помощи); любви и привязанности (потребность, чтобы вас понимали и любили); физического комфорта (потребность в физической безопасности, хорошем здоровье и отсутствии боли). По мере копирования другого выделяют органический имидж (самопостроение), результирующий (копирование образца), наведенный (промежуточный к поиску себя).
Такое многообразие подходов к классификации имиджа подчеркивают многомерность и широту данного понятия.
Имидж опирается на стержневую сущность личности. Способствуя открытию себя для людей, он является важнейшим механизмом самореализации в обществе, таким образом, понятие имиджа включает в себя как психологические характеристики личности, так и социальные характеристики общества в целом.
В настоящее время имеется несколько типологий имиджа. По социальной роли выделяются деловой, рассчитанный на людей, облеченных властью, и имидж для знакомств. По мотивации создания имиджа классификация строится на основе человеческих потребностей (Дж. Роттер): признания (потребность чувствовать себя компетентным); защиты (потребность в том, чтобы кто-то оградил от неприятностей и помог достичь значимых целей); доминирования (потребность влиять на других людей); независимости (потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без посторонней помощи); любви и привязанности (потребность, чтобы вас понимали и любили); физического комфорта (потребность в физической безопасности, хорошем здоровье и отсутствии боли). По мере копирования другого выделяют органический имидж (самопостроение), результирующий (копирование образца), наведенный (промежуточный к поиску себя).
Необходимо отметить, что данными видами типология имиджей не исчерпывается.
1 Ушакова Н.А. Имиджелогия. Учебное пособие. М., Издательство «Гардарики». 2007. С.12.
2 Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? М., Издательство «ЭКСМО», 2008. С.91.
3 Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? М., Издательство «ЭКСМО», 2008. С.93.
4 Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? М., Издательство «ЭКСМО», 2008. С.95.
5 Ушакова Н.А. Имиджелогия. Учебное пособие. М., Издательство «Гардарики». 2007. С. 37.
Информация о работе Содержание понятия имидж. Типология имиджей