Введение
Несовершеннолетними правонарушителями
признаются лица, которым ко времени совершения
преступления исполнилось четырнадцать,
но не исполнилось восемнадцати лет. Преступность несовершеннолетних традиционно
привлекает и привлекала внимание ученых
и практических работников по многим причинам. Несовершеннолетние – это социальная
группа, которая особенно болезненно воспринимает
негативные последствия экономических,
социальных, духовных, потрясений. Поэтому
отмечается социальное отчуждение подростков
и их готовность уйти от жизненных проблем
в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие
жизненных перспектив, возможности реализоваться
в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования,
отверженность в семье и социальное сиротство.
Преступления несовершеннолетних порождены
условиями общественной жизни, социальными
противоречиями и конфликтами. При этом
криминальное влияние на несовершеннолетних
проявляется более интенсивно, чем на
взрослых. Отсюда и условия для вовлечения
«неуравновешенных» несовершеннолетних
в преступную деятельность. Угроза быть
вовлечённым в совершение преступления,
незащищенность от такого вовлечения
с криминального влияния приводят к «состоянию
готовности» несовершеннолетнего оказаться
участником уголовно-наказуемых действий.
Вовлечение представляет повышенную опасность,
т.к. оказывает развращающее воздействие
на психику лиц, не достигших зрелого возраста,
нарушает их нормальное духовно-нравственное
развитие, прививает им искажённые ценностные
ориентации.
Преступность несовершеннолетних
была и остается одной из самых существенных
социально-правовых проблем общества.
С каждым годом идет процесс омоложение
правонарушителей. Подростковая преступность
становится неотъемлемой частью нашей
действительности.
Проблемы правонарушений несовершеннолетних
всегда находились в центре внимания.
Общие аспекты противоправного поведения
несовершеннолетних, ее формы и виды рассматривают
в своих работах И.В. Галагузова, Е.И. Холостова.
С.А. Беличева рассматривает причины и
способы коррекции асоциального поведения
несовершеннолетних.
Причины и факторы, способствующие
формированию противоправного поведения
несовершеннолетних, а также способы их
профилактики раскрывает Г.М. Миньковский,
также в своих работах он описывает типы
неблагополучных семей, оказывающих влияние
на становление противоправного поведения
несовершеннолетних;
Социально-психологические
аспекты становления личности несовершеннолетнего
правонарушителя изучают такие авторы
как Г.К. Зайцев, Ю.Р. Орлова и В.И. Шиян.
Особенности личности несовершеннолетних
правонарушителей анализируют в своих
работах В.В. Ажиев, В.Т. Лекомцева, Е.В.Коваленко,
А.Р. Поздеев. Специфика коррекционно-реабилитационной
и профилактической работы с подростками-правонарушителями
описывается в работах О.Б. Белых.
Основой разработки в отечественной
науке проблем предупреждения подростковой
преступности являются труды Е.В. Змановской.
Теоретико-методологические
основы развития подростков в контексте
общей превенции (предупреждения правонарушений)
представлены работами таких ученых как:
Б.Г.Ананьев, В.Г. Афанасьев, П.П. Вельский,
и др.
Проблемы профилактики правонарушений
и реабилитации личности несовершеннолетних
правонарушителей в России освещены в
работах А. Иванцовой, Е.В. Потоловой, Е.А.
Певцовой.
Цель курсовой работы: определить
содержание социальной работы с несовершеннолетними
правонарушителями.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать несовершеннолетних
правонарушителей как социальную группу;
2. представить классификацию
социальных проблем с несовершеннолетними
правонарушителями;
3. определить нормативно-правовую
базу социальной работы с несовершеннолетними
правонарушителями;
4. выделить основные направления
социальной работы с несовершеннолетними
правонарушителями.
Объектом курсовой работы является
социальная работа с несовершеннолетними
правонарушителями;
Предметом курсовой работы
является содержание социальной работы
с несовершеннолетними правонарушителями;
Информационной основой для
курсовой работы выступили: ФЗ РФ «Об основах
социального обслуживания населения»;
ФЗ РФ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений»; ФЗ
РФ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации».
Структура работы включает
введение, две главы, заключение и список
литературы.
Глава 1. Проблемное поле несовершеннолетних
правонарушителей
Несовершеннолетние правонарушители
как социальная группа
Социальная группа – это объединение людей, основанное
на их общем участии в некоторой деятельности,
связанное системой отношений, которые
регулируются формальными или неформальными
социальными институтами. Члены группы
обладают некоторыми общими ценностями
и отделены от других общностей на основе
принципов обособления.
Несовершеннолетние правонарушители
как социальна группа имеет свои особенности
и характеристики. Появление несовершеннолетних
правонарушителей как социальной группы
обусловлено следующими субъективными
и объективными причинами. Субъективными причинами являются
определенные элементы социальной психологии,
характеризующиеся деформацией нравственных
ценностей и искаженным правосознанием
личности, совершающей правонарушения.
Объективными причинами
являются социальные противоречия и экономические
кризисы, политическая нестабильность
в обществе, образующие трудности и недостатки
для людей тем самым, порождая антиобщественную
мотивацию и преступное поведение.
Так же стоит выделить условия
появления несовершеннолетних правонарушителей
как социальной группы. Эти условия подразделяются
на две группы. Объективные условия – недостатки
организационного, правового, технического
порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие
действие субъективных и объективных
причин преступлений. Субъективные условия
- это демографические, социально-ролевые
и психологические особенности населения.
Общие объективные и субъективные
условия определяют лишь возможность
отклоняющегося поведения, но не являются
их непосредственными причинами. Превращение
возможности в действительность через
поступки, действия людей зависит от конкретных
факторов, которые реализуются на уровне
микросреды. В одних и тех же экономических
и социально-психологических условиях
приходится наблюдать существенные, а
порой и принципиальные различия в поведении
людей. Они обусловлены обстановкой в
семье, учебном и трудовом коллективе,
влиянием малых групп, а также индивидуальными
особенностями человека [13, с. 18].
Деление причин и условий на
объективные и субъективные, позволяет
выявить возможность воздействия внешних
факторов на человеческое поведение и
влияние внутренних, личностных особенностей
индивида на его поступки.
Огромное влияние на несовершеннолетних
правонарушителей оказывает микросреда
в которой они находятся. Различные компоненты микросреды
являются носителями определенных нравственных
форм и факторов соответствующего поведения
своих членов. Вольно или невольно человек
придерживается линии поведения, одобряемой
ближайшим его окружением, в котором могут
присутствовать или даже преобладать
установки и ориентации, противоречащие
нормам рационального образа жизни. Чаще
всего бывает так, что лишь какой-то элемент
микросреды, а не вся она в целом имеет
антиобщественную направленность. Неблагоприятный
морально-психологический климат, расхождение
групповых норм с общественно санкционированными,
трудности адаптации, отсутствие взаимной
требовательности, конфликты и напряженность
в общении - это далеко не полный перечень
причин отклоняющегося поведения, имеющих
своей базой микросреду. Однако сама она
неоднородна, ибо человек входит одновременно
в несколько коллективов, групп, влияние
которых может быть противоречивым [4,
с. 60].
Многие отклонения зарождаются
в семье или связаны с ней, вызваны недостатками
семейного воспитания. Занятость обоих
родителей, малодетность, устранение детей
от домашнего труда и серьезных жизненных
проблем часто становятся тем фактором,
который способствует развитию неблаговидных
наклонностей и поступков.
Г.М. Миньковский предложил
классификацию семей в зависимости от
их воспитательного потенциала, влияния
на детей и возможностей нарушения ими
норм и правил поведения:
1) воспитательно-сильная;
2) воспитательно-устойчивая;
3) воспитательно-неустойчивая;
4) воспитательно-слабая с утратой
контактов с детьми и контроля над ними;
5) воспитательно-слабая с постоянно
конфликтной атмосферой;
6) маргинальная с алкогольной,
сексуальной деморализацией;
5) правонарушительная;
6) преступная;
7) психически отягощенная
[23, с. 159].
Пять последних типов семей
составляют 10-15% и считаются социально-неблагополучными.
Они обусловливают искаженное формирование
личности ребенка, возникновение у него
деформаций в ценностных ориентациях,
структуре мотивов, механизме самоконтроля.
К тому же 15-20% семей относятся к числу
таких, в которых родители по разным причинам
(плохое здоровье, недостаток образования,
педагогической культуры, чрезмерная
загруженность на работе) не в состоянии
правильно воспитывать детей [6, с. 64].
Исследования показывают, что
риск правонарушений несовершеннолетних,
воспитывающихся в обстановке постоянных
и острых конфликтов, в психически отягощенных
семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность
и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех,
кто растет в педагогически сильных и
устойчивых семьях. Кроме того, в неполных
семьях вероятность противоправного поведения
детей в 2-3 раза выше, чем в семьях с нормальной
структурой. [23, с. 159].
Нет практически ни одного социально
или психологического аспекта поведения
подростков или юношей, который не зависел
бы от семейных условий в настоящем или
прошлом. Неправильное воспитание, неблагоприятные
условия, конфликты в семье и в школе ведут
к определенным отклонениям в психике
личности, которые, в свою очередь, повышают
возможность отклоняющегося поведения
подростков. Нравственно-правовой облик
семьи, где воспитывались несовершеннолетние
преступники, наглядно свидетельствует
о ее негативном влиянии на детей [11, с.18].
Факторами недостаточного усвоения
детьми общественных норм и отклоняющегося
поведения являются низкий общеобразовательный
и культурный уровень родителей или просто
неумение правильно и своевременно воздействовать
на своих детей. Как показали проведенные
В.П. Емельяновым исследования психически
неполноценных несовершеннолетних преступников,
примерно 90% из них имели родителей с начальным
и неполным средним образованием и 72% -
родителей, занятых неквалифицированным
ручным трудом, причем многие из этих родителей
систематически пьянствовали, устраивали
дома скандалы и драки [23, с. 160].
В микросреде выделяются малые
группы, которые являются мощным катализатором
индивидуального поведения своих членов.
В зависимости от господствующих в группе
норм усиливаются социально полезные
или социально опасные ориентации и формы
деятельности. Направленность групповой
активности во многом зависит и от личных
качеств неформального лидера.
Процесс заражения и подражания
наиболее интенсивно идет в так называемых
стихийных группах, возникающих самопроизвольно,
спонтанно и большей частью через эмоциональное
притяжение. В них очень развит конформизм.
Именно в таких группах возникают нормы
поведения, не совпадающие с общественными
требованиями или противоречащие им.
Эти стихийные группы мало поддаются
контролю. Лидерами их становятся чаще
всего подростки, молодые люди, не нашедшие
применения своим способностям в школе,
ПТУ, трудовом коллективе. Принадлежность
к таким компаниям повышает уверенность
подростка в себе, дает ему дополнительные
возможности к самоутверждению, нерегламентированному
общению [31, с. 22].
В отличие от коллективов и
иных социальных общностей такие группы
наиболее подвержены восприятию деформированных
черт сознания и поведения. Это объясняется,
прежде всего, тем, что группа зачастую
не имеет общественно полезных целей,
положительного организующего начала,
единых и прочных принципов деятельности.
Лидером группы нередко становится лицо,
которое имеет более твердый характер,
сильную волю, богатый опыт. Он не обладает
достаточно высокими нравственными и
иными положительными качествами.
Свойственные отдельным личностям
отрицательные черты уродливо трансформируются
в психологию группы. То, в правильности
чего не уверена отдельная личность, будучи
принято группой, начинает восприниматься
как норма, не подвергающаяся сомнению.
Не случайно существующие в некоторых
микрогруппах антисоциальные установки
сами по себе, без индивидуального осознания
тем или иным членом группы могут стать
мотивом его отклоняющегося поведения.
Так, специалистами установлено, что у
несовершеннолетних в силу их группового
конформизма «неопределенные», «плохо
осознаваемые мотивы» в 20 - 40% случаев становятся
непосредственной причиной их участия
в групповом хулиганстве, групповых ситуативных
кражах и т.д.
В целом исследования показывают,
что значительная часть аморальных поступков,
совершаемых подростками и молодыми людьми,
связана с их ориентацией на «групповые»
нормы, которые вступают в противоречие
с общественными. Таким образом, личностная позиция,
морально-этические взгляды, ценностные
предпочтения, ценностная иерархия и личностные
смыслы несовершеннолетних правонарушителей
юношеского возраста могут трактоваться
с точки зрения склонности к зависимому
поведению [10, с. 46]. Налицо психологическая зависимость
от группы или подражание, стремление
показать себя сторонником провозглашенных
ценностей. При этом личная ответственность
«снимается» с сознания молодого человека
тем, что «так принято», «это вызывает
одобрение». Так складывается определенный
защитный механизм самооправдания отклоняющегося
поведения [31, с. 23].