Содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает и привлекала внимание ученых и практических работников по многим причинам. Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных, духовных, потрясений.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Введение

 

Несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.  Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает и привлекала внимание ученых и практических работников по многим причинам. Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных, духовных, потрясений. Поэтому отмечается социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности,  ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство. 

Преступления несовершеннолетних порождены условиями общественной жизни, социальными противоречиями и конфликтами. При этом криминальное влияние на несовершеннолетних проявляется более интенсивно, чем на взрослых. Отсюда и условия для вовлечения «неуравновешенных» несовершеннолетних в преступную деятельность. Угроза быть вовлечённым в совершение преступления, незащищенность от такого вовлечения с криминального влияния приводят к «состоянию готовности» несовершеннолетнего оказаться участником уголовно-наказуемых действий. Вовлечение представляет повышенную опасность, т.к. оказывает развращающее воздействие на психику лиц, не достигших зрелого возраста, нарушает их нормальное духовно-нравственное развитие, прививает им искажённые ценностные ориентации.

Преступность несовершеннолетних была и остается одной из самых существенных социально-правовых проблем общества. С каждым годом идет процесс омоложение правонарушителей. Подростковая преступность становится неотъемлемой частью нашей действительности.

Проблемы правонарушений несовершеннолетних всегда находились в центре внимания. Общие аспекты противоправного поведения несовершеннолетних, ее формы и виды рассматривают в своих работах И.В. Галагузова, Е.И. Холостова. С.А. Беличева рассматривает причины и способы коррекции асоциального поведения несовершеннолетних.

Причины и факторы, способствующие формированию противоправного поведения несовершеннолетних, а также способы их профилактики раскрывает Г.М. Миньковский, также в своих работах он описывает типы неблагополучных семей, оказывающих влияние на становление противоправного поведения несовершеннолетних;

Социально-психологические аспекты становления личности несовершеннолетнего правонарушителя изучают такие авторы как Г.К. Зайцев, Ю.Р. Орлова и В.И. Шиян. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей анализируют в своих работах В.В. Ажиев, В.Т. Лекомцева, Е.В.Коваленко, А.Р. Поздеев. Специфика коррекционно-реабилитационной и профилактической работы с подростками-правонарушителями описывается в работах О.Б. Белых.

Основой разработки в отечественной науке проблем предупреждения подростковой преступности являются труды Е.В. Змановской.

Теоретико-методологические основы развития подростков в контексте общей превенции (предупреждения правонарушений) представлены работами таких ученых как: Б.Г.Ананьев, В.Г. Афанасьев, П.П. Вельский, и др.

Проблемы профилактики правонарушений  и реабилитации личности  несовершеннолетних правонарушителей в России освещены в работах А. Иванцовой, Е.В. Потоловой, Е.А. Певцовой. 

Цель курсовой работы: определить содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать несовершеннолетних правонарушителей как социальную группу;

2. представить классификацию социальных проблем с несовершеннолетними правонарушителями;

3. определить нормативно-правовую базу социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями;

4. выделить основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Объектом курсовой работы является социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями;

Предметом курсовой работы является содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями;

Информационной основой для курсовой работы выступили: ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения»; ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»; ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.

 

 

Глава 1. Проблемное поле несовершеннолетних правонарушителей

 

    1. Несовершеннолетние правонарушители как социальная группа

 

Социальная группа – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.

 

 Несовершеннолетние правонарушители как социальна группа имеет свои особенности и характеристики. Появление несовершеннолетних правонарушителей как социальной группы обусловлено следующими субъективными и объективными причинами. Субъективными причинами являются определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения.  
Объективными причинами  являются социальные противоречия и экономические кризисы, политическая нестабильность в обществе, образующие трудности и недостатки для людей тем самым, порождая антиобщественную мотивацию и преступное поведение.

Так же стоит выделить условия появления несовершеннолетних правонарушителей как социальной группы. Эти условия подразделяются на две группы. Объективные условия – недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия - это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения.

Общие объективные и субъективные условия определяют лишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственными причинами. Превращение возможности в действительность через поступки, действия людей зависит от конкретных факторов, которые реализуются на уровне микросреды. В одних и тех же экономических и социально-психологических условиях приходится наблюдать существенные, а порой и принципиальные различия в поведении людей. Они обусловлены обстановкой в семье, учебном и трудовом коллективе, влиянием малых групп, а также индивидуальными особенностями человека [13, с. 18].

 Деление причин и условий на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.

Огромное влияние на несовершеннолетних правонарушителей оказывает микросреда в которой они находятся. Различные компоненты микросреды являются носителями определенных нравственных форм и факторов соответствующего поведения своих членов. Вольно или невольно человек придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором могут присутствовать или даже преобладать установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чаще всего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она в целом имеет антиобщественную направленность. Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно санкционированными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым [4, с. 60].

Многие отклонения зарождаются в семье или связаны с ней, вызваны недостатками семейного воспитания. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем часто становятся тем фактором, который способствует развитию неблаговидных наклонностей и поступков.

Г.М. Миньковский предложил классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала, влияния на детей и возможностей нарушения ими норм и правил поведения:

1) воспитательно-сильная;

2) воспитательно-устойчивая;

3) воспитательно-неустойчивая;

4) воспитательно-слабая с утратой контактов с детьми и контроля над ними;

5) воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой;

6) маргинальная с алкогольной, сексуальной деморализацией;

5) правонарушительная;

6) преступная;

7) психически отягощенная [23, с. 159].

Пять последних типов семей составляют 10-15% и считаются социально-неблагополучными. Они обусловливают искаженное формирование личности ребенка, возникновение у него деформаций в ценностных ориентациях, структуре мотивов, механизме самоконтроля. К тому же 15-20% семей относятся к числу таких, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, недостаток образования, педагогической культуры, чрезмерная загруженность на работе) не в состоянии правильно воспитывать детей [6, с. 64].

Исследования показывают, что риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов, в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Кроме того, в неполных семьях вероятность противоправного поведения детей в 2-3 раза выше, чем в семьях с нормальной структурой. [23, с. 159].

Нет практически ни одного социально или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом. Неправильное воспитание, неблагоприятные условия, конфликты в семье и в школе ведут к определенным отклонениям в психике личности, которые, в свою очередь, повышают возможность отклоняющегося поведения подростков. Нравственно-правовой облик семьи, где воспитывались несовершеннолетние преступники, наглядно свидетельствует о ее негативном влиянии на детей [11, с.18].

Факторами недостаточного усвоения детьми общественных норм и отклоняющегося поведения являются низкий общеобразовательный и культурный уровень родителей или просто неумение правильно и своевременно воздействовать на своих детей. Как показали проведенные В.П. Емельяновым исследования психически неполноценных несовершеннолетних преступников, примерно 90% из них имели родителей с начальным и неполным средним образованием и 72% - родителей, занятых неквалифицированным ручным трудом, причем многие из этих родителей систематически пьянствовали, устраивали дома скандалы и драки [23, с. 160].

В микросреде выделяются малые группы, которые являются мощным катализатором индивидуального поведения своих членов. В зависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально полезные или социально опасные ориентации и формы деятельности. Направленность групповой активности во многом зависит и от личных качеств неформального лидера.

Процесс заражения и подражания наиболее интенсивно идет в так называемых стихийных группах, возникающих самопроизвольно, спонтанно и большей частью через эмоциональное притяжение. В них очень развит конформизм. Именно в таких группах возникают нормы поведения, не совпадающие с общественными требованиями или противоречащие им.

Эти стихийные группы мало поддаются контролю. Лидерами их становятся чаще всего подростки, молодые люди, не нашедшие применения своим способностям в школе, ПТУ, трудовом коллективе. Принадлежность к таким компаниям повышает уверенность подростка в себе, дает ему дополнительные возможности к самоутверждению, нерегламентированному общению [31, с. 22].

В отличие от коллективов и иных социальных общностей такие группы наиболее подвержены восприятию деформированных черт сознания и поведения. Это объясняется, прежде всего, тем, что группа зачастую не имеет общественно полезных целей, положительного организующего начала, единых и прочных принципов деятельности. Лидером группы нередко становится лицо, которое имеет более твердый характер, сильную волю, богатый опыт. Он не обладает достаточно высокими нравственными и иными положительными качествами.

Свойственные отдельным личностям отрицательные черты уродливо трансформируются в психологию группы. То, в правильности чего не уверена отдельная личность, будучи принято группой, начинает восприниматься как норма, не подвергающаяся сомнению. Не случайно существующие в некоторых микрогруппах антисоциальные установки сами по себе, без индивидуального осознания тем или иным членом группы могут стать мотивом его отклоняющегося поведения. Так, специалистами установлено, что у несовершеннолетних в силу их группового конформизма «неопределенные», «плохо осознаваемые мотивы» в 20 - 40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в групповом хулиганстве, групповых ситуативных кражах и т.д.

В целом исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Таким образом, личностная позиция, морально-этические взгляды, ценностные предпочтения, ценностная иерархия и личностные смыслы несовершеннолетних правонарушителей юношеского возраста могут трактоваться с точки зрения склонности к зависимому поведению [10, с. 46]. Налицо психологическая зависимость от группы или подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. При этом личная ответственность «снимается» с сознания молодого человека тем, что «так принято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения [31, с. 23].

Информация о работе Содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями