Профилактику правонарушений можно подразделить
на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика направлена на
предотвращение образования условий для
формирования противоправного поведения:
– изучение механизмов формирования
материнского и отцовского поведения,
типа семьи и воспитания;
– изучение и коррекция нарушения материнско–детских
отношений, которые служат причиной снижения
эмоционального благополучия ребенка
и отклонений в его оптимальном психическом
развитии в младенческом, раннем и дошкольном
возрасте.
Вторичная профилактика:
– раннее вмешательство в коррекцию
клинико-биологических нарушений у ребенка;
– исследование генографии семьи;
– коррекция семейных отношений, физических
и эмоциональных связей, определение детско-родительских
границ;
– наличие четких семейных ролей [32, с.89].
Третичная профилактика проводится в
отношении подростков, совершивших правонарушение,
и ее целью является коррекция поведения
подростка и его развитие, а не само преступление.
Предполагается создание ювенильных судов,
оценивающих антропо-социоцентрический
подход к личности подростка с учетом
его социальной уязвимости в обществе,
отрицательным социальным опытом и низкими
социальными перспективами.
В процессе профилактической
деятельности необходимо оказывать воздействие
как на самих несовершеннолетних, так
и на их семьи, поскольку во многих случаях
асоциальное поведение подростка связано
с семейным неблагополучием [16, с.90].
В ст.4 Федерального
Закона №120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» определен перечень
органов и учреждений, входящих в систему
профилактики. Это комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, органы управления социальной
защитой населения, органы управления
образованием, органы опеки и попечительства,
органы по делам молодежи, органы управления
здравоохранением, органы службы занятости,
органы внутренних дел.
Профилактикой занимаются органы
управления социальной защитой населения
в пределах своей компетенции:
1) Выявляют несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении,
а также семьи, несовершеннолетние члены
которых нуждаются в социальных услугах,
осуществляют социальную реабилитацию
этих лиц, оказывают им необходимую помощь;
2) контролируют деятельность
специализированных учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, иных
учреждений и служб, предоставляющих
социальные услуги несовершеннолетним
и их семьям, а также осуществляют
меры по развитию сети указанных
учреждений [33, с.86].
Органы по делам молодежи
в пределах своей компетенции:
- участвуют в
разработке и реализации целевых
программ по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществляют организационно-методическое
обеспечение и координацию деятельности
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних находящихся в их
ведении социальных учреждений, клубов
и иных учреждений;
- участвуют в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации,
в финансовой поддержке на
конкурсной основе общественных
объединений, осуществляющих меры
по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних [28, с.16].
Учреждения социального обслуживания,
к которым относятся территориальные
центры социальной помощи семье и детям,
центры психолого-педагогической помощи
населению, центры экстренной психологической
помощи и иные учреждения социального
обслуживания, в соответствии с уставами
указанных учреждений или положениями
о них:
1) предоставляют социальные
услуги несовершеннолетним, находящимся
в социально опасном положении
или иной трудной жизненной
ситуации, на основании просьб
несовершеннолетних, их родителей
или иных законных представителей
либо по инициативе должностных
лиц органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
в порядке, установленном законодательством
субъекта Российской Федерации;
2) принимают участие в
пределах своей компетенции в
индивидуальной профилактической
работе с безнадзорными несовершеннолетними,
в том числе путем организации
их досуга, развития творческих
способностей несовершеннолетних
в кружках, клубах по интересам,
созданных в учреждениях социального
обслуживания, а также оказывают
содействие в организации оздоровления
и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся
в помощи государства.
Одним из главных специализированных
субъектов, работающих с несовершеннолетними
и семьями с социально-негативными свойствами,
являются подразделения по делам несовершеннолетних
[19, с.92].
Подразделения по делам
несовершеннолетних районных (ПДН):
- выявляют лиц, вовлекающих
несовершеннолетних в совершение
преступления и (или) антиобщественных
действий или совершающих в
отношении несовершеннолетних другие
противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних
или иных их законных представителей и
должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим
образом исполняющих свои обязанности
по воспитанию, обучению и (или) содержанию
несовершеннолетних, и в установленном
порядке вносят предложения о применении
к ним мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации;
- осуществляют в
пределах своей компетенции меры
по выявлению несовершеннолетних,
объявленных в розыск, а также несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства, и в
установленном порядке направляют таких
лиц в соответствующие органы или учреждения системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних либо в иные учреждения;
- рассматривают
в установленном порядке заявления
и сообщения об административных
правонарушениях несовершеннолетних,
общественно опасных деяниях несовершеннолетних,
не достигших возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, а также о
неисполнении или ненадлежащем исполнении
их родителями или иными законными представителями
либо должностными лицами обязанностей
по воспитанию, обучению и (или)
содержанию несовершеннолетних;
- информируют заинтересованные
органы и учреждения о безнадзорности,
правонарушениях и об антиобщественных
действиях несовершеннолетних, о
причинах и об условиях, этому
способствующих;
- принимают участие
в установленном порядке в
уведомлении родителей или иных
законных представителей несовершеннолетних
о доставлении несовершеннолетних
в подразделения органов внутренних
дел в связи с их безнадзорностью,
беспризорностью, совершением ими правонарушения или
антиобщественных действий.
Социальная реабилитация
- это комплекс мер, направленных на восстановление
разрушенных или утраченных в силу каких-либо
причин общественных связей и отношений,
социально и личностно значимых характеристик,
свойств и возможностей субъекта. Это
осознанный, целенаправленный, внутренне
организованный процесс. Реабилитация рассматривается
как комплекс медицинских, социальных,
педагогических, психологических, медицинских,
профессиональных, юридических и технических
мероприятий.
Социальная реабилитация несовершеннолетних
с противоправным поведением – сложное
образование включающее:
- медико-социальную реабилитацию;
- социально-бытовую реабилитацию;
- психологическую реабилитацию;
- педагогическую реабилитацию;
- статусно-ролевую реабилитацию;
- социально-трудовую реабилитацию
[7, с.69].
Социальная реабилитация несовершеннолетних
правонарушителей проходит в несколько
этапов:
- изменение условий среды, в которой
у ребенка появились нежелательные формы
поведения или реагирования;
- «расшатывание равновесия» с неблагоприятной
для него средой;
- подбор индивидуально приемлемой среды
воспитания и адаптация ее применительно
к природе ребенка;
- создание «поля возможностей» личности,
индивидуального и социального пространства,
помогающего развить скрытые возможности
ребенка;
- восстановление общности интересов
и потребностей ребенка с первичным коллективом,
семьей и средой неформального общения,
преодоление и компенсация культурных
ограничений в поведении ребенка;
- создание с учетом возрастной специфики
и индивидуальных отличий ребенка таких
условий, которые бы обеспечивали наилучшие
формы прохождения жизни индивида, его
природой активности и др.
Социальной реабилитацией
занимаются социально-реабилитационные
центры для подростков и молодежи, центры
социально-психологической помощи молодежи,
центры профессиональной
ориентации и трудоустройства молодежи,
молодежные клубы и иные учреждения органов
по делам молодежи в соответствии с уставами
указанных учреждений или положениями
о них:
- предоставляют
социальные, правовые и иные услуги
несовершеннолетним;
- принимают участие
в пределах своей компетенции
в индивидуальной профилактической
работе с несовершеннолетними, находящимися
в социально опасном положении,
в том числе путем организации их досуга
и занятости, осуществления информационно-просветительных
и иных мер;
- разрабатывают
и реализуют в пределах своей
компетенции программы социальной
реабилитации несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении, и защиты
их социально-правовых интересов.
Социальная диагностика - это процесс выявления и изучения
причинно-следственных связей и взаимоотношений
в обществе, характеризующих его социально-экономическое,
культурно-правовое, моральное и санитарно-экологическое
состояние, с целью установления социального
диагноз.
- первичная диагностика - в результате
диагностики выявляются недостатки такого
характера, как повышенный уровень агрессивности,
тревожности, неуверенность в себе, низкий
уровень развития речи и сенсомоторной
сферы, умственного развития. Первичная
диагностика не позволяет делать незамедлительные
выводы об уровне умственного развития,
об уровне тревожности, агрессивности.
- углубленная диагностика, углубленное
психолого-педагогическое изучение несовершеннолетних.
- коррекционно-развивающая работа: предусматривает
активное воздействие на процесс формирования
личности в детском возрасте и сохранение
её индивидуальности. Направлена на снятие
недостатков, выявленных первичной диагностикой,
результаты проводимой работы высокие,
после прохождения диагностики уровень
тревожности у воспитанников значительно
снижается. Она проводится специалистами
как индивидуально, так и с группами воспитанников.
Социальной диагностикой
занимаются должностные лица органов
управления социальной защитой населения
и учреждений социального обслуживания,
которые имеют право:
1) в установленном порядке
посещать несовершеннолетних, проводить
беседы с ними, их родителями
или иными законными представителями
и иными лицами;
2) запрашивать информацию
у государственных органов и
иных учреждений по вопросам,
входящим в их компетенцию, приглашать
для выяснения указанных вопросов
несовершеннолетних, их родителей
или иных законных представителей
и иных лиц [5, с.140].
К специализированным учреждениям
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, относятся
социально-реабилитационные центры, центры
помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, социальные центры, предназначенные
для временного содержания несовершеннолетних.
Кроме этого государство проводить
федеральные целевые программы. Одна из
которых утверждена в Мурманской области
«Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» на 2013-2015 год.
В рамках данной программы предусмотрен
комплекс мер, направленных на совершенствование
работы по профилактике безнадзорности
и правонарушений обучающихся, воспитанников,
студентов образовательных организаций
Мурманской области, на 2013 – 2015 годы:
- развитие форм профилактики
социального неблагополучия семей
с детьми;
- защита прав и интересов
детей;
- укрепление системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- развитие инновационных
технологий и форм профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, в том числе
в условиях сельской местности;
- обеспечение доступности
социальной реабилитации и адаптации
детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации;
- создание условий для
творческого развития, оздоровления
и временной занятости детей,
находящихся в трудной жизненной
ситуации, а также детей, проживающих
в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях [30,
с. 30].
Таким образом, основные направления
социальной работы с несовершеннолетними
правонарушителями является социальная
диагностика, профилактика и социальная
реабилитация несовершеннолетних правонарушителей.
Социальные службы должны заниматься
не только при поддержке государства,
но и общества в целом.
Заключение
Несовершеннолетние правонарушители
– несовершеннолетние, которые характеризуются
низким уровнем социализации и отражает
пробелы и недостатки в трех основных
сферах его воспитания: в семье, в школе
(профессионально-техническом училище)
и на производстве. С другой стороны, на
личность трудного подростка излишне
большое влияние оказывает особая сфера
— улица, двор, уличные группы, склонные
к совершению правонарушений.