Содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает и привлекала внимание ученых и практических работников по многим причинам. Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных, духовных, потрясений.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

Профилактику правонарушений можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предотвращение образования условий для формирования противоправного поведения:

– изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;

– изучение и коррекция нарушения материнско–детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика:

– раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;

– исследование генографии семьи;

– коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;

– наличие четких семейных ролей [32, с.89].

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропо-социоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

В процессе профилактической деятельности необходимо оказывать воздействие как на самих несовершеннолетних, так и на их семьи, поскольку во многих случаях асоциальное поведение подростка связано с семейным неблагополучием [16, с.90].

В ст.4 Федерального Закона №120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определен перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики. Это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. 

Профилактикой занимаются органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

1) Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь;

2) контролируют деятельность  специализированных учреждений  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, иных  учреждений и служб, предоставляющих  социальные услуги несовершеннолетним  и их семьям, а также осуществляют  меры по развитию сети указанных  учреждений [33, с.86].

Органы по делам молодежи в пределах своей компетенции: 

- участвуют в  разработке и реализации целевых  программ по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних; 

- осуществляют организационно-методическое  обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений; 

- участвуют в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации, в финансовой поддержке на  конкурсной основе общественных  объединений, осуществляющих меры  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних [28, с.16].

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные  услуги несовершеннолетним, находящимся  в социально опасном положении  или иной трудной жизненной  ситуации, на основании просьб  несовершеннолетних, их родителей  или иных законных представителей  либо по инициативе должностных  лиц органов и учреждений системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних  в порядке, установленном законодательством  субъекта Российской Федерации;

2) принимают участие в  пределах своей компетенции в  индивидуальной профилактической  работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации  их досуга, развития творческих  способностей несовершеннолетних  в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального  обслуживания, а также оказывают  содействие в организации оздоровления  и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся  в помощи государства.

Одним из главных специализированных субъектов, работающих с несовершеннолетними и семьями с социально-негативными свойствами, являются подразделения по делам несовершеннолетних [19, с.92].

Подразделения по делам несовершеннолетних районных (ПДН): 

- выявляют лиц, вовлекающих  несовершеннолетних в совершение  преступления и (или) антиобщественных  действий или совершающих в  отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 

- осуществляют в  пределах своей компетенции меры  по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения; 

- рассматривают  в установленном порядке заявления  и сообщения об административных  правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;  

- информируют заинтересованные  органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных  действиях несовершеннолетних, о  причинах и об условиях, этому  способствующих; 

- принимают участие  в установленном порядке в  уведомлении родителей или иных  законных представителей несовершеннолетних  о доставлении несовершеннолетних  в подразделения органов внутренних  дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий. 

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.  Реабилитация рассматривается как комплекс медицинских, социальных, педагогических, психологических, медицинских, профессиональных, юридических и технических мероприятий.

Социальная реабилитация несовершеннолетних с противоправным поведением – сложное образование включающее:

- медико-социальную реабилитацию;

- социально-бытовую реабилитацию;

- психологическую реабилитацию;

- педагогическую реабилитацию;

- статусно-ролевую реабилитацию;

- социально-трудовую реабилитацию [7, с.69].

Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей проходит в несколько этапов:

- изменение условий среды, в которой у ребенка появились нежелательные формы поведения или реагирования;

- «расшатывание равновесия» с неблагоприятной для него средой;

- подбор индивидуально приемлемой среды воспитания и адаптация ее применительно к природе ребенка;

- создание «поля возможностей» личности, индивидуального и социального пространства, помогающего развить скрытые возможности ребенка;

- восстановление общности интересов и потребностей ребенка с первичным коллективом, семьей и средой неформального общения, преодоление и компенсация культурных ограничений в поведении ребенка;

- создание с учетом возрастной специфики и индивидуальных отличий ребенка таких условий, которые бы обеспечивали наилучшие формы прохождения жизни индивида, его природой активности и др.

Социальной реабилитацией занимаются социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

- предоставляют  социальные, правовые и иные услуги  несовершеннолетним; 

- принимают участие  в пределах своей компетенции  в индивидуальной профилактической  работе с несовершеннолетними, находящимися  в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;

 

    - разрабатывают  и реализуют в пределах своей  компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов. 

Социальная диагностика - это процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, моральное и санитарно-экологическое состояние, с целью установления социального диагноз.

 - первичная диагностика - в результате диагностики выявляются недостатки такого характера, как повышенный уровень агрессивности, тревожности, неуверенность в себе, низкий уровень развития речи и сенсомоторной сферы, умственного развития. Первичная диагностика не позволяет делать незамедлительные выводы об уровне умственного развития, об уровне тревожности, агрессивности.

- углубленная диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение несовершеннолетних.

- коррекционно-развивающая работа: предусматривает активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности. Направлена на снятие недостатков, выявленных первичной диагностикой, результаты проводимой работы высокие, после прохождения диагностики уровень тревожности у воспитанников значительно снижается. Она проводится специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников.

 Социальной диагностикой занимаются должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, которые имеют право:

1) в установленном порядке  посещать несовершеннолетних, проводить  беседы с ними, их родителями  или иными законными представителями  и иными лицами;

2) запрашивать информацию  у государственных органов и  иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать  для выяснения указанных вопросов  несовершеннолетних, их родителей  или иных законных представителей и иных лиц [5, с.140].

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, относятся социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные центры, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

Кроме этого государство проводить федеральные целевые программы. Одна из которых утверждена в Мурманской области «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2013-2015 год.

В рамках данной программы предусмотрен  комплекс мер, направленных на совершенствование работы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, воспитанников, студентов образовательных организаций Мурманской области, на 2013 – 2015 годы:

- развитие форм профилактики  социального неблагополучия семей  с детьми;

- защита прав и интересов  детей;

- укрепление системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних;

- развитие инновационных  технологий и форм профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, в том числе  в условиях сельской местности;

- обеспечение доступности  социальной реабилитации и адаптации  детей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации;

- создание условий для  творческого развития, оздоровления  и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, а также детей, проживающих  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях [30, с. 30].

Таким образом, основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями является социальная диагностика, профилактика и социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей. Социальные службы должны заниматься не только при поддержке государства, но и общества в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несовершеннолетние правонарушители – несовершеннолетние, которые характеризуются низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, уличные группы, склонные к совершению правонарушений.

Информация о работе Содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями