Конечно, далеко не все стихийные
группы и компании имеют антиобщественную
направленность. Однако наряду с просоциальными
(социально положительными) существуют
и асоциальные (стоящие в стороне от основных
общественных проблем), а также антисоциальные
(социально отрицательные) стихийные неформальные
группы. На практике правонарушения молодежи,
как правило, являются групповыми, а истоки
их лежат именно в уличных компаниях с
асоциальной или антисоциальной направленностью
интересов. По утверждению И. Кона, «здоровая
юношеская тяга к коллективности вырождается
здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую
гиперидентификацию с группой и ее лидером,
в неумении и нежелании сознательно взвесить
и оценить частные групповые нормы и ценности
в свете более общих социальных и нравственных
критериев».
Возможность существования
групп с антисоциальной направленностью
связана с неэффективным влиянием на индивидов
коллективов, для которых характерны низкая
сплоченность и слабая эмоциональная
связь между их членами, формальные взаимоотношения,
отсутствие взаимопонимания. Именно в
этих случаях стремление к объединению,
товариществу, уважению, романтике и т.д.
реализуется в группах с деформированными
ориентациями. От человека же требуется,
чтобы он научился сознательно и целеустремленно
делать жизненный выбор.
В свое время отечественными
учеными были предложены следующие классификации
несовершеннолетних правонарушителей.
Классификация П.П. Вельского
подростков правонарушителей, исходя
из мотивации антиобщественного поведения:
1) активно стремящиеся
удовлетворить элементарные и
низменные потребности;
2) поддающиеся в силу
слабоволия и внушаемости подстрекательству:
3) мечтатели;
4) морально и умственно
дефективные;
5) действующие под влиянием
истерии или психопатии [14, с. 37].
Придерживаясь концепции П.П.
Вельского, Г.Г. Бочкарева выделяет три
типа несовершеннолетних правонарушителей,
исходя из их отношения к совершаемым
поступкам: «раскаивающиеся», «бесконфликтные»,
«циники». Такое деление основано на оценке
содеянного самим правонарушителем, являющейся
лишь одной стороной формирующейся ценностной
ориентации. Оценка в данном случае регистрирует
на основе уже происшедшего факта одно
из сформировавшихся отрицательных свойств
личности. Все другие, не менее важные
социальные свойства личности, получившие
неправильное развитие, в данном случае
не учитываются.
С иных позиций классифицирует
подростков-правонарушителей Г.М. Миньковский.
В основу классификации им положены данные,
характеризующие черты общей направленности
личности. Он выделяет четыре типа правонарушителей,
для которых общественно опасное деяние
является:
а) случайным (коллизионным),
противоречащим общей направленности
личности;
б) возможным с учетом общей
неустойчивости личностной направленности,
но ситуативным с точки зрения повода
и ситуации;
в) результатом общей отрицательной
ориентации личности, обусловливающей
выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного
варианта действий при наличии подстрекательства,
примера преступного поведения и т.п.;
г) результатом преступной установки
личности, включающей активный поиск,
организацию повода и ситуации для преступных
деяний, соответственно устойчивой системы
антисоциальных оценок и отношений
[26, с. 34].
Предложенная типология не
только фиксирует основные варианты направленности
личности, но и является довольно удачной
попыткой отразить процесс формирования
ее социально-негативных черт.
Таким образом, на формирование
несовершеннолетних правонарушителей
как социальной группу оказывает влияние
микросреда в которой они находятся, и
их морально-личностные установки и качества.
Различные компоненты микросреды являются
носителями определенных нравственных
форм и факторов соответствующего поведения
своих членов. Вольно или невольно человек
придерживается линии поведения, одобряемой
ближайшим его окружением, в котором могут
присутствовать или даже преобладать
установки и ориентации, противоречащие
нормам рационального образа жизни. Чаще
всего бывает так, что лишь какой-то элемент
микросреды, а не вся она в целом имеет
антиобщественную направленность. И здесь
многое зависит от того, какая группа будет
для личности референтной, более авторитетной
и притягательной. И именно в микросреде
возникают представления, привычки, традиции
негативного плана.
Классификация социальных проблем несовершеннолетних правонарушителей
Преступность несовершеннолетних
обусловлена взаимным влиянием отрицательных
факторов внешней среды и личности самого
несовершеннолетнего. Чаще всего преступление
совершают так называемые «трудные», социально
«запущенные» подростки. В ряде исследований
отмечается, что для подростков-правонарушителей
характерен низкий уровень развития познавательных
и общественных интересов. На формирование
идеалов такого подростка чрезмерное
влияние оказывают сверстники, особенно
старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального
поведения. У большинства таких подростков
в структуре личности доминируют отрицательные
качества: лень, безволие, безответственность,
конформизм, нечуткость, агрессивность
и т. п.
Юношеский возраст (14—18 лет) представляет
собой как бы «третий мир», существующий
между детством и взрослостью. В биологическом
плане этот этап — период полного физического
созревания. Юность - это завершающий этап
первичной социализации. Промежуточность
общественного положения и статуса юношества
определяет и особенности его социальных
норм. Перед ними стоит задача социального
и личностного самоопределения, которая
означает отнюдь не автономию от взрослых,
а четкую ориентировку и определение своею
места во взрослом мире.
В процессе усвоения социальных и правовых
норм поведения заканчивается в подростковом
возрасте к 14—16 годам. Это обстоятельство
учитывается законодателем, который установил
частичную уголовную ответственность
с 14 лет и полную уголовную ответственность
за все преступления, предусмотренные
уголовными законами, — с 16 лет.
Личность несовершеннолетнего правонарушителя,
как правило, характеризуется низким уровнем
социализации и отражает пробелы и недостатки
в трех основных сферах его воспитания:
в семье, в школе (профессионально-техническом
училище) и на производстве. С другой стороны,
на личность трудного подростка излишне
большое влияние оказывает особая сфера
— улица, двор, уличные группы, склонные
к совершению правонарушений [12, с. 114].
Изучение социальных проблем несовершеннолетних
правонарушителей являются важной составляющей
в профилактике правонарушений. В современной
литературе выделяются следующие социальные
проблемы несовершеннолетних правонарушителей:
– проблемы свободы выбора
и социального творчества — трудности
на пути реализации несовершеннолетним
его интересов и потребностей, установления
социального статуса и др.;
– проблемы социальной адаптации
и дезадаптации — трудности усвоения
и приспособления к существующим нормам
социальной жизни, трудности в разрушении
тех норм, которые являются социально
опасными, несут в себе угрозу для жизни
и здоровья несовершеннолетнего;
– проблемы социальной интеграции
или дезинтеграции — трудности воссоединения
или разъединения потребностей, интересов
и возможностей несовершеннолетнего,
его семьи с возможностями, потребностями
и интересами других людей, трудности
в расширении социальных связей;
- проблемы социализации - в организации
воспитания, приводящими к развитию антиобщественной
ориентации и асоциальной мотивации; трудности
в понимании социальных ролей, приводящие
либо к отрицанию роли, непониманию ее
социальной значимости, либо к уклонению
от исполнения роли;
- проблема деформации в ценностно-мотивационной сфере – отсутствие планов на будущие, нет тяги
к саморазвитию, нежелание учиться;
- проблема социальной мобильности
– трудности ил нежелание несовершеннолетнего
переходить из одних социальных общественных
групп в другие;
- проблема социальной
активности – трудности в формирование
социальных качеств личности и др. [17, с.
45].
Также понятие «нравственная
запущенность» несовершеннолетних правонарушителей
играет существенную роль, она включает
в себя не только определенные черты социальной
запущенности, но и является соотносимым
со способностью к правильному избирательному
поведению [22, с. 23].
Уже отмечалось, что для всех
правонарушителей характерна антиобщественная
направленность избирательности поведения.
Следовательно, в основу классификации
социальных проблем правонарушителей
могут быть положены по существу два критерия:
степень нравственной запущенности личности
и способность к правильному избирательному
поведению в различных градациях. Оба
эти компонента связаны между собой и
обусловливают друг друга. Они с необходимой
полнотой выражают уровни социальной
деформации личности, ее регресс, позволяют
проследить динамику изменений социальных
качеств личности в генезисе и использовать
их при анализе комплекса объективных
и субъективных факторов для прогнозирования
преступного поведения [21].
Таким образом несовершеннолетние правонарушители
– несовершеннолетние, которые характеризуются
низким уровнем социализации и отражает
пробелы и недостатки в трех основных
сферах его воспитания: в семье, в школе
(профессионально-техническом училище)
и на производстве. С другой стороны, на
личность трудного подростка излишне
большое влияние оказывает особая сфера
— улица, двор, уличные группы, склонные
к совершению правонарушений.
Основными социальными проблемами
правонарушителей являются: проблемы
социальной адаптации и дезадаптации;
проблемы свободы выбора и социального
творчества; проблемы социальной интеграции
или дезинтеграции; проблемы социализации
- в организации воспитания; проблема деформации в ценностно-мотивационной
сфере; проблема социальной мобильности;
проблема социальной активности.
Существующее проблемы несовершеннолетних
правонарушителей обуславливают необходимость
оказания им помощи не только мо стороны
государства, но и общества.
Глава 2. Содержание социальной работы
с несовершеннолетними правонарушителями
2.1. Нормативно-правовая база социальной
работы с несовершеннолетними
правонарушителями
Совершенно очевидно, что социальная
работа с несовершеннолетними правонарушителями
на уровне отношений специалист - подросток,
является частью социальной работы на
общегосударственном, региональном и
местном уровнях. И та, и другая требуют
эффективных технологий.
Вопреки распространенному мнению, необходимо
подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная
технология работы в России действительно
существует. Она представлена в текстах
важнейших российских законов «Об основах
социального обслуживания населения»,
«Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений», «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»,
а также в государственных и региональных
программах профилактики правонарушений
среди несовершеннолетних, утверждаемых
на различные сроки, в ряде других законов
и документов, регламентирующих вопросы
помощи и поддержки отдельных категорий
несовершеннолетних, нуждающихся в особой
помощи со стороны государства и общества.
В качестве цели социальной работы государство
и законодатель рассматривают формирование
общегосударственной системы защиты прав
и интересов несовершеннолетних, предупреждение
форм противоправного их поведения.
Ст. 2 Федерального Закона «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений» определяет в качестве
основных задач и принципов деятельности
по профилактике правонарушений несовершеннолетних
следующие:
- предупреждение безнадзорности,
беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних,
выявление и устранение причин
и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация
несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении;
- выявление и пресечение случаев
вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий.
При этом в законе уточнены принципы
организации профилактической работы,
что имеет важное значение при соотнесении
социально-педагогических и управленческих
подходов в решении проблем безнадзорности
и правонарушений на государственном
уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального
Закона «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений» к ним
отнесены:
- законность;
- демократизм;
- гуманное обращение с несовершеннолетними;
- поддержка семьи и взаимодействие
с ней;
- индивидуальный подход к исправлению
несовершеннолетних с соблюдением
конфиденциальности полученной информации;
- государственная поддержка деятельности
органов местного самоуправления
и общественных объединений по
профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение ответственности
должностных лиц и граждан за
нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
В анализируемых документах объектом
применения общегосударственного подхода,
с одной стороны, называются дети, граждане,
семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию
в соответствии с Федеральными законами
«Об основах социального обслуживания
населения», «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации». В соответствии
с Законом «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
объектом работы является несовершеннолетний
или семья, попавшие в социально опасную
ситуацию. Признаки трудной жизненной
ситуации и социальной опасной ситуации
в приведенных текстах законов практически
совпадают. При этом совпадают эти признаки
и в реальной жизни [8, с.11].
Необходимо принять во внимание и тот
факт, что указанные выше три важнейших
закона по сути оформляют контур современного
российского социального законодательства,
регулирующего вопросы оказания социальной
помощи и организации социальной работы
с населением, в том числе и с несовершеннолетними
правонарушителями.