Содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает и привлекала внимание ученых и практических работников по многим причинам. Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных, духовных, потрясений.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

Конечно, далеко не все стихийные группы и компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с просоциальными (социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также антисоциальные (социально отрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компаниях с асоциальной или антисоциальной направленностью интересов. По утверждению И. Кона, «здоровая юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев».

Возможность существования групп с антисоциальной направленностью связана с неэффективным влиянием на индивидов коллективов, для которых характерны низкая сплоченность и слабая эмоциональная связь между их членами, формальные взаимоотношения, отсутствие взаимопонимания. Именно в этих случаях стремление к объединению, товариществу, уважению, романтике и т.д. реализуется в группах с деформированными ориентациями. От человека же требуется, чтобы он научился сознательно и целеустремленно делать жизненный выбор.

В свое время отечественными учеными были предложены следующие классификации несовершеннолетних правонарушителей.

Классификация П.П. Вельского подростков правонарушителей, исходя из мотивации антиобщественного поведения:

1) активно стремящиеся  удовлетворить элементарные и  низменные потребности;

2) поддающиеся в силу  слабоволия и внушаемости подстрекательству:

3) мечтатели;

4) морально и умственно  дефективные;

5) действующие под влиянием истерии или психопатии [14, с. 37].

Придерживаясь концепции П.П. Вельского, Г.Г. Бочкарева выделяет три типа несовершеннолетних правонарушителей, исходя из их отношения к совершаемым поступкам: «раскаивающиеся», «бесконфликтные», «циники». Такое деление основано на оценке содеянного самим правонарушителем, являющейся лишь одной стороной формирующейся ценностной ориентации. Оценка в данном случае регистрирует на основе уже происшедшего факта одно из сформировавшихся отрицательных свойств личности. Все другие, не менее важные социальные свойства личности, получившие неправильное развитие, в данном случае не учитываются.

С иных позиций классифицирует подростков-правонарушителей Г.М. Миньковский. В основу классификации им положены данные, характеризующие черты общей направленности личности. Он выделяет четыре типа правонарушителей, для которых общественно опасное деяние является:

а) случайным (коллизионным), противоречащим общей направленности личности;

б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации;

в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т.п.;

г) результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно устойчивой системы антисоциальных оценок и   отношений [26, с. 34].

Предложенная типология не только фиксирует основные варианты направленности личности, но и является довольно удачной попыткой отразить процесс формирования ее социально-негативных черт.

Таким образом, на формирование несовершеннолетних правонарушителей как социальной группу оказывает влияние микросреда в которой они находятся, и их морально-личностные установки и качества. Различные компоненты микросреды являются носителями определенных нравственных форм и факторов соответствующего поведения своих членов. Вольно или невольно человек придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором могут присутствовать или даже преобладать установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чаще всего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она в целом имеет антиобщественную направленность. И здесь многое зависит от того, какая группа будет для личности референтной, более авторитетной и притягательной. И именно в микросреде возникают представления, привычки, традиции негативного плана.

 

 

    1. Классификация социальных проблем несовершеннолетних правонарушителей

 

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», социально «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Юношеский возраст (14—18 лет) представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. В биологическом плане этот этап — период полного физического созревания. Юность - это завершающий этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его социальных норм. Перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своею места во взрослом мире.

В процессе усвоения социальных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14—16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.

Личность несовершеннолетнего правонарушителя, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, уличные группы, склонные к совершению правонарушений [12, с. 114].

Изучение социальных проблем несовершеннолетних правонарушителей являются важной составляющей в профилактике правонарушений. В современной литературе выделяются следующие социальные проблемы  несовершеннолетних правонарушителей:

– проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации несовершеннолетним его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;

– проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего;

– проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей несовершеннолетнего, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей;

- проблемы социализации - в организации воспитания, приводящими к развитию антиобщественной ориентации и асоциальной мотивации; трудности в понимании социальных ролей, приводящие либо к отрицанию роли, непониманию ее социальной значимости, либо к уклонению от исполнения роли;

- проблема деформации в ценностно-мотивационной сфере – отсутствие планов на будущие, нет тяги к саморазвитию, нежелание учиться;

- проблема социальной мобильности – трудности ил нежелание несовершеннолетнего переходить из одних социальных общественных групп в другие;

-  проблема социальной активности – трудности в формирование социальных качеств личности и др. [17, с. 45].

Также  понятие «нравственная запущенность» несовершеннолетних правонарушителей играет существенную роль, она включает в себя не только определенные черты социальной запущенности, но и является соотносимым со способностью к правильному избирательному поведению [22, с. 23].

 Уже отмечалось, что для всех правонарушителей характерна антиобщественная направленность избирательности поведения. Следовательно, в основу классификации социальных проблем правонарушителей могут быть положены по существу два критерия: степень нравственной запущенности личности и способность к правильному избирательному поведению в различных градациях. Оба эти компонента связаны между собой и обусловливают друг друга. Они с необходимой полнотой выражают уровни социальной деформации личности, ее регресс, позволяют проследить динамику изменений социальных качеств личности в генезисе и использовать их при анализе комплекса объективных и субъективных факторов для прогнозирования преступного поведения [21].

Таким образом несовершеннолетние правонарушители – несовершеннолетние, которые характеризуются низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, уличные группы, склонные к совершению правонарушений.

Основными социальными проблемами правонарушителей являются: проблемы социальной адаптации и дезадаптации; проблемы свободы выбора и социального творчества; проблемы социальной интеграции или дезинтеграции; проблемы социализации - в организации воспитания; проблема деформации в ценностно-мотивационной сфере; проблема социальной мобильности; проблема социальной активности.

Существующее проблемы несовершеннолетних правонарушителей обуславливают необходимость оказания им помощи не только мо стороны государства, но и общества.

 

 

Глава 2. Содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

 

2.1. Нормативно-правовая база социальной  работы с несовершеннолетними  правонарушителями

 

Совершенно очевидно, что социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями на уровне отношений специалист - подросток, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.

Вопреки распространенному мнению, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы в России действительно существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики  правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий несовершеннолетних, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм противоправного их поведения.

Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» определяет в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних следующие:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и  антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин  и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» к ним отнесены:

- законность;

- демократизм;

- гуманное обращение с несовершеннолетними;

- поддержка семьи и взаимодействие  с ней;

- индивидуальный подход к исправлению  несовершеннолетних с соблюдением  конфиденциальности полученной информации;

- государственная поддержка деятельности  органов местного самоуправления  и общественных объединений по  профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение ответственности  должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

В анализируемых документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки трудной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни [8, с.11].

Необходимо принять во внимание и тот факт, что указанные выше три важнейших закона по сути оформляют контур современного российского социального законодательства, регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организации социальной работы с населением, в том числе и с несовершеннолетними правонарушителями.

Информация о работе Содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями