На формирование несовершеннолетних
правонарушителей как социальной группу
оказывает влияние микросреда в которой
они находятся, и их морально-личностные
установки и качества. Различные компоненты
микросреды являются носителями определенных
нравственных форм и факторов соответствующего
поведения своих членов. Вольно или невольно
человек придерживается линии поведения,
одобряемой ближайшим его окружением,
в котором могут присутствовать или даже
преобладать установки и ориентации, противоречащие
нормам рационального образа жизни. Чаще
всего бывает так, что лишь какой-то элемент
микросреды, а не вся она в целом имеет
антиобщественную направленность. И здесь
многое зависит от того, какая группа будет
для личности референтной, более авторитетной
и притягательной. И именно в микросреде
возникают представления, привычки, традиции
негативного плана.
Основными социальными проблемами
правонарушителей являются: проблемы
социальной адаптации и дезадаптации;
проблемы свободы выбора и социального
творчества; проблемы социальной интеграции
или дезинтеграции; проблемы социализации
- в организации воспитания; проблема деформации в ценностно-мотивационной
сфере; проблема социальной мобильности;
проблема социальной активности.
Органы и учреждения, специалисты,
призванные законодателем осуществлять
ежедневную социальную работу с несовершеннолетними,
выполняют свои обязанности в пределах
профилактической работы, объективно
защищают права несовершеннолетних, но
ограничены в решении этих задач масштабом
и объемом профилактики. Только в рамках
профессионально организованной социальной
работы можно максимально эффективно
провести адресную диагностику проблем
клиента - несовершеннолетнего - и предложить
необходимый в каждом конкретном случае
способ взаимодействия и выхода из трудной
жизненной ситуации.
Основные направления социальной
работы с несовершеннолетними правонарушителями
является социальная диагностика, профилактика
и социальная реабилитация несовершеннолетних
правонарушителей. Социальные службы
должны заниматься предупреждение правонарушений
в среде несовершеннолетних не только
при поддержке государства, но и общества
в целом.
Список литературы
1) Федеральный закон от 24.06.1999
N 120-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" (с изм. и доп., вступающими
в силу с 05.12.2013) // Собрание законодательства
РФ. – 1999. - № 26. - Ст. 3177;
2) Федеральный закон от 10.12.95 N
195-ФЗ (ред. от 25.11.2013 с изменениями, вступившими
в силу с 25.11.2013) "Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации"//Собрание законодательства
РФ. – 1999. - № 25;
3) Федеральный закон от 24.07.98 N
124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 с изменениями, вступившими
в силу 13.12.2013) "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации"
// Собрание законодательства РФ. – 1999.
-№27. – Ст. 3121;
4) Азаров Ю. Беспризорность
и детская преступность // Воспитание школьников.
– 2011. - № 7. – С. 60-63;
5) Алемаскин М.А. Вопросы профилактики
правонарушений несовершеннолетних: Сб.
науч. трудов / М.А. Алемаскин, Ю.В. Гербеев.
- М., 2010. - С. 140;
6) Бастрикова Е. А.
Несовершеннолетние правонарушители
о своей семье // Отечественный журнал
социальной работы. - 2009. - N 1. - С. 61-69;
7) Белых О. Б. Управление
социальной реабилитацией несовершеннолетних
с отклоняющимся поведением // Отечественный
журнал социальной работы. - 2011. - № 4. - С.
66-73;
8) Брызгалов М. Организация работы
с детьми и подростками, находящимися
в трудной жизненной ситуации // Вопросы
социального обеспечения. - Москва, 2009.
- № 10. - С. 10-11;
9) Высоцкая А. Ю. Социально-психологическая
адаптация несовершеннолетних, находящиеся
в трудной жизненной ситуации // Вестник
Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы. - 2011. - №1. – С 58-64;
10) Гончарова Н. А. Ценностные детерминанты
личности несовершеннолетних правонарушителей
/ Н. А. Гончарова // Отечественный журнал
социальной работы. - 2012. - № 2. - С. 45-53;
11) Демина О. Проблемы современных
подростков // Вопросы социального обеспечения.
- 2008. - №7. – С. 17-18;
12) Зайцев Г. К. Личность несовершеннолетнего
правонарушителя: тенденции развития
и возможности реабилитации // Право и
образование. - Москва, 2009. - № 4. - С. 111-122;
13) Зиядова Д. Почему подросток
совершает преступления? // Воспитание
школьников. - 2010. - № 8. - С. 17-21;
14) Иванцова А. Социальный педагог
и инспектор по делам несовершеннолетних
// Воспитание школьников. - 2010. - № 8. - С.
37-40;
15) Карнозова Л.М. Ювенальная
юстиция: содержание понятия и перспективы
в России // Вопросы ювенальной юстиции.
- М.: Юрист, 2007, № 3;
16) Ковальчук И.Ф Девиантное
поведение несовершеннолетних \\отечественный
журнал социальной работы 3 -М.-2011.-С.90 16;
17) Курбанова С. В. Социологический
анализ эффективности социальной работы
по адаптации несовершеннолетних с отклоняющимся
поведением // Отечественный журнал социальной
работы. - 2006. - N 1. - С. 49-59;
18) Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность
несовершеннолетних // Социологические исследования. - 2006. - № 1.- С. 103-113. (110);
19) Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности
несовершеннолетних // Социологические исследования. - 2007. - № 12.- С. 87-95;
20) Мирсагатова, М. Н. Система профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
аспекты управления // Отечественный журнал
социальной работы. - 2008. - N 3. - С. 50-55;
21) Несовершеннолетние правонарушители
– они были и остаются детьми Деректиса
каталог ресурсов – Режим доступа http://www.detiriska.ru/resource/deti_ostajutsya_detmi#sthash.aUZELFWf.dpuf;
22) Певцова Е.А Проблемы профилактики
правонарушений среди молодежи // Закон
и право. – 2010. - № 6. - С. 22-27;
23) Пешкова Л.Н. Становление
ценностных ориентаций подростков как
психолого-педагогическая проблема //
Закон и право. – 2008. - № 2. - С.159-163;
24) Пирожков В.Ф. Социально-психологические,
социально-педагогические и индивидуально-личностные
проблемы профилактики правонарушений
несовершеннолетних // Социологические
исследования. - 2010. - № 5. – С. 28-33;
25) Пищулин, Н.П. Исследование
состояния, динамики и профилактики детской
безнадзорности // Московский Комсомолец.
- 2009. - № 3. - С. 18-22;
26) Потолова Е.А. Организация
работы с семьей по профилактике девиантного
поведения несовершеннолетних // Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы. – 2009. - № 3. - С. 160-162;
27) Прутченков А. Социальное
проектирование в воспитательной работе
школы // Воспитание школьников. - 2010. - №
9. – С. 33-36;
28) Рошаль Л.М. Оказание социальной
помощи детям // Дети в чрезвычайных ситуациях.
- М.: Владос, 2009. – С. 15-17;
29) Соболева Л. А. Социальная
работа с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации (в конфликте с законом)
// Отечественный журнал социальной работы.
- 2013. - № 2. - С. 82-87(83) ;
30) Тонких Л. Социальная
защита: региональные программы // Социальное
обеспечение. – 2008. - № 4. - С. 28-32;
31) Трус И. Школьники с девиантным
поведением: особенности воспитания //
Воспитание школьников. - 2010. - № 7. – С.
21-28;
32) Ушакова Т. О. Методы
профилактики отклоняющегося поведения
детей и подростков // Отечественный журнал
социальной работы. - 2010. - № 3. - С. 88-91;
33) Шахина Н.А. Реализация мероприятий подпрограммы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" / Н.А. Шахина //
Информационный сборник. - М., 2011. – 86 с.